В статье рассмотрены динамика расхода запасных частей на транспортных средствах в ООО «Питеравто» за 2011 2013 гг. Представлены графические материалы по результатам анализа и выводы по целесообразности дальнейшего логистического снабжения запчастями.
Ключевые слова: автотранспортные предприятия, двигатели внутреннего сгорания, CUMMINS, запасные части, сервис, снабжение
Введение. В 2013 г. в Российской Федерации было реализовано более 300 тыс. ед. грузовых автомобилей различной грузоподъемности, из которых на долю иномарок пришлось более половины [1]. Также, в последнее время, в целях повышения качества продукции отечественные автомобили все чаще комплектуются запчастями иностранного производства. В основном автомобили комплектуются такими узлами, как двигатель, трансмиссия, гидроагрегаты. Среди поставщиков двигателей для грузовых автомобилей отечественного производства лидерство принадлежит американской компании Cummins Inc.
Объект и методика. Компания Cummins Inc. — мировой лидер разработки и производства дизельных двигателей. Компания основана в 1919 г. Сейчас корпорация владеет 57 заводами и совместными предприятиями. Объёмы двигателей — от 1,4 л до 91 л, мощности — от 31 л.с. до 3500 л.с. Компания занимает первое место по выпуску двигателей мощностью от 50 л.с. и выше. Ежегодный объём производства — более 900 000 моторов. По состоянию на 2012 г. каждый 4-й дизель в США и каждый 10-й в мире — производства Cummins Inc.
Основная производственная деятельность компании сосредоточена в трех областях:
дизельные двигатели внутреннего сгорания для грузовых автомобилей и автобусов, железнодорожного транспорта, судов сельскохозяйственной, дорожно-строительной и другой промышленной техники;
дизель-генераторные установки;
комплектующие для двигателей: фильтры, турбокомпрессоры, выхлопные системы и т. д.
В России двигатели Cummins появились в начале 70-х годов вместе с поставками тяжелой карьерной техники. Начиная с 2006 г. продукция Cummins полноценно представлена в России. На совместном предприятии компании Cummins и ОАО «Камаз» производятся две модели двигателей объемом 4,5 и 6,7 л. Ежегодно «Кама Каминс» производит 10 000 моторов. Эти агрегаты отправляются на заводы группы ГАЗ, ОАО «КАМАЗ», БелАЗ, Ростсельмаш, Чебоксарский Тракторный Завод, Транснефть, Роснефть, Сургутнефтегаз, НГ Энерго. Ежегодный объем реализации в России и СНГ более 40000 моторов.
Официальный российский дистрибьютор компании — ООО «Камминс» — создано в 2003 г. в г. Клязьма Московской области, цель — обеспечение сервисного обслуживания, инженерная доработка и комплектация агрегатов, осуществление комплексных проектов в малой энергетике. В Северо-Западном федеральном округе официальным дилером компании является ООО «КАМСС Северо-Запад».
Техника с двигателем марки Cummins встречается в большинстве различных предприятиях г. Санкт-Петербурга и Северо-Западного федерального округа. Одно из наиболее типичных предприятий — транспортная компания ООО «ПИТЕРАВТО», занимающая лидирующее положение на рынке пассажирских автоперевозок Северо-Запада.
В ООО «ПИТЕРАВТО» двигатели Cummins представлены на автобусах марок: КАВЗ-4235, КАВЗ-4238, YUTONG, ЛиАЗ 529353, ЛиАЗ 525658, ПАЗ-320402–05 и ПАЗ-320412–05. Это двигатели семейства ISBe 140, 150, 185, 210, 245 и ISF 3,8.
Двигатель Cummins ISBe работает более ровно и бесшумно, чем ранее считалось возможным для дизелей таких размеров. Общие эксплуатационные расходы для двигателя Cummins ISBe являются самыми низкими для данного класса двигателей за счет топливной экономичности и низких затрат на обслуживание. Грузовые и специальные автомобили полной массой до 34 тонн, полноразмерные автобусы, пожарные автомобили и военный транспорт легко приводятся в движение легким, компактным, шестицилиндровым двигателем мощностью до 300 л.с. А для грузовиков, автобусов и муниципального транспорта массой до 18 тонн — достаточно четырехцилиндрового двигателя ISBe.
Двигатель Cummins ISF — это новейшее дополнение к списку надёжных двигателей Cummins. Исключительная производительность, малый вес, низкие эксплуатационные расходы, а также надежность и долговечность, идеально подходят для легкого коммерческого транспорта. Cummins ISF является самым легким и самым сильным двигателем в своем классе. Это практически идеальный выбор для установки в ограниченном пространстве автомобилей общей массой до 3,5 тонн.
Для исследования расхода количества запасных частей были использованы внутренние бухгалтерские данные закупки и списания запасных частей к двигателям Cummins автотранспортной компании ПИТЕРАВТО. [3]
Для оценки расхода количества запасных частей были использованы методы статистического анализа, а именно прикладной статистики которые позволяют обрабатывать групповые совокупности данных. [4, 5, 6, 7, 8, 9]
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ. В компании ПИТЕРАВТО наиболее часто встречаются двигатели CUMMINS ISBe-245 и ISF-3,8, устанавливаемые на автобусы марки ЛиАЗ 529353, ЛиАЗ 525658, ПАЗ-320402–05 и ПАЗ-320412–05. Кроме автобусной техники, указанные двигатели устанавливают на автомобили «Валдай» всех модификаций, семейство автомобилей сельскохозяйственного назначения «Ермак», а также на КАМАЗ 4308, МАЗ 5551W3–425–000 и др.
За последние три года компания ПИТЕРАВТО существенно обновила свой подвижной состав. Динамика изменения количества транспортных средств с двигателями Cummins серии ISBe и ISF приведена на рис.1.
Рис. 1. Динамика обновления автопарка автобусами с ДВС Cummins серии ISBe 245 и ISF 3,8 за 2011–2013 гг.
В ходе анализа расхода запчастей транспортных средств с двигателями Cummins серии ISBe 245 (рис. 2) и ISF 3,8 (рис. 3) за последние 3 года, выяснилось, что затраты растут пропорционально увеличению количества автобусов в парке.
Основные затраты на запчасти транспортных средств обеих серий двигателя внутреннего сгорания приходятся на 2 узла: двигатель и шасси. В ходе подробного анализа расхода запчастей, по узлу «двигатель», выяснилось, что группа запчастей системы питания двигателя внутреннего сгорания Cummins серии ISF 3,8 (рис. 3) и ISBe 245 (рис. 2) имеет наибольшие расходы, относительно других систем и механизмов.
Анализ расхода отдельных наименований запчастей системы питания показал, что основными расходуемыми позициями, как в количественном, так и денежном эквиваленте являются:
- Для двигателя Cummins серии ISF 3,8: топливный фильтр, интеркулер, турбокомпрессор, воздушный фильтр;
- Для двигателя Cummins серии ISBe 245: топливный фильтр, воздушный фильтр, интеркулер.
Рис. 2. Общие затраты на автобусы с двигателем Cummins серии ISBe 245 за 2011–2013 гг.
Рис. 3. Общие затраты на автобусы с двигателем Cummins серии ISF 3,8 за 2011–2013 гг.
Таблица 1
Анализ расхода запчастей двигателя Cummins серии ISF 3,8 за 2011–2013гг.
Годы |
Затраты т. Руб. |
||||||
Система выпуска отр.газов |
Система охлаждения |
Система питания |
Система смазки |
Кривошипно-шатунный механизм |
Газораспределительный механизм |
Двигатель всборе |
|
2011 |
0 |
0 |
24,5 |
11,4 |
0 |
0 |
0 |
2012 |
7,4 |
1077,3 |
3791,8 |
555,8 |
396,7 |
24,3 |
0 |
2013 |
21,2 |
4552,4 |
11900,1 |
1658,7 |
432,2 |
71,5 |
1660,7 |
Таблица 2
Анализ расхода запчастей двигателя Cummins серии ISBe 245 за 2011–2013гг.
Годы |
Затраты т.руб. |
||||||
Система выпуска отр.газов |
Система охлаждения |
Система питания |
Система смазки |
Кривошипно-шатунный механизм |
Газораспреде- лительный механизм |
Двигатель всборе |
|
2011 |
5,4 |
369,6 |
1031,6 |
547,4 |
53,2 |
0 |
0 |
2012 |
28,5 |
2115,2 |
4060,8 |
1160,6 |
381,7 |
11,1 |
9,1 |
2013 |
168,2 |
2837,6 |
2932,2 |
528,5 |
59,4 |
14,7 |
1116,6 |
Таблица 3
Расход по отдельным наименованиям запчастей двигателя Cummins серии ISF 3,8 за 2011–2013гг.
Годы |
Затраты. Руб. |
|||
Интеркулер |
Турбокомпрессор |
Фильтр воздушный |
Фильтр топливный |
|
2011 |
0 |
0 |
9,8 |
14,7 |
2012 |
417,8 |
173,7 |
270,2 |
2576,5 |
2013 |
2797,6 |
1888,7 |
631,7 |
5884,8 |
Таблица 4
Расход по отдельным наименованиям запчастей двигателя Cummins серии ISBe245 за 2011–2013гг.
Годы |
Затраты т. руб. |
||
Интеркулер |
Фильтр воздушный |
Фильтр топливный |
|
2011 |
0 |
169926,23 |
833613,06 |
2012 |
94500 |
445690,59 |
3274105,25 |
2013 |
202461,48 |
353104,8 |
1896775,92 |
Анализ расхода запчастей двигателя внутреннего сгорания Cummins серии ISBe 245 и ISF 3,8 за последние 3 года в компании ООО «ПИТЕРАВТО» выявил, что основными расходуемыми позициями являются запчасти системы питания, а именно топливный фильтр, интеркулер и турбокомпрессор. Высокий расход топливных фильтров зависит от качества, используемых топливо смазочных материалов и времени года. Выход из строя интеркулеров связан с низким качеством продукции завода-изготовителя, или возможной конструкторской недоработкой. 90 % всех интеркулеров были возвращены заводу-изготовителю в качестве рекламации. Выход же из строя турбокомпрессоров обусловлен эксплуатационным недостатком, а именно не соблюдением правил эксплуатации транспортного средства (топливной системы) со стороны водительского состава.
Номенклатура выписки запчастей, используемых при текущем ремонте и техническом обслуживании транспортных средств, в частности топливной системы, очень обширна и составляет почти весь перечень наименований запчастей, используемых при ее производстве. Учитывая постоянное увеличение числа отказов различных узлов и механизмов топливной системы, связанных с естественным износом(например, окончание гарантийного периода) и другими причинами, существенная реорганизация самой системы организации сервисного обслуживания транспортных средств, снабжения и обеспечения запасными частями и расходным материалом (или, как минимум, расширение и обновление (пополнение) склада запчастей по всем группам), становится обязательным условием для обеспечения нормального функционирования предприятия в целом. [10, 11, 12, 13]
Выводы:
- Компания Cummins Inc. является лидером в Российской Федерации (и продолжит им оставаться на ближайшие годы) по поставке двигателей к грузовым автомобилям отечественного и импортного производства, а также автобусам.
- Основная часть выписки запчастей двигателей Cummins серии ISBe 245 и ISF 3,8, за последние годы, пришлась на систему питания, где выход из строя отдельных узлов и деталей составлял до 50 % от общего значения, что, в свою очередь, связано с низким качеством топливо смазочных материалов, не всегда высоким качеством продукции компании Cummins Inc. и недостатками в организации эксплуатации транспортных средств в хозяйствах РФ.
- Наличие необходимых («популярных») запчастей и комплектующих на складах автотранспортных и сервисных предприятий, является обязательным условием функционирования транспортных средств предприятия, которое, в свою очередь, должно поддерживаться также оптимизированными логистическими процессами организации сервиса и снабжения.
- Нарастающая потребность автотранспортных предприятий, эксплуатирующих продукцию Cummins Inc., в запасных частях обозначает проблему нерациональной организации самой системы эксплуатации, сервиса и снабжения двигателей внутреннего сгорания Cummins, устранение которой позволит значительно повысить эффективность их работы.
Литература:
- Москалева О. А. Производство и рынок грузовых автомобилей в России в 2012 г. Журнал «Основные средства», 2013, № 5. — С. 45–48.
- http://www.cummins.com — Официальный сайт компании Cummins Inc — [Электронный ресурс] режим доступа — http://www.cummins.com
- Статистические данные ООО «Питеравто» за 2011 по 2013 гг.
- Валге А. М., Тимофеев Е. В., 2009 г. Опыт применения глобальной системы позиционирования GPS для хронометража работы технических средств при заготовке кормов из трав, Сб. науч. тр. -СПб.: ГНУ СЗНИИМЭСХ Россельхозакадемии, 2009. -Вып. 81. С. 61–66.
- Тимофеев Е. В. Повышение эффективности производства кормов из трав в условиях Северо-Запада Российской Федерации путем моделирования процессов кормопроизводства и формировании оптимальных технологий, диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Северо-Западный научно-исследовательский институт механизации и электрификации сельского хозяйства. Санкт-Петербург, 2010
- Тимофеев Е. В. Повышение эффективности производства кормов из трав в условиях Северо-Запада Российской Федерации путем моделирования процессов кормопроизводства и формировании оптимальных технологий / автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук / Северо-Западный научно-исследовательский институт механизации и электрификации сельского хозяйства. // Санкт-Петербург, 2010
- Тимофеев Е. В. Повышение эффективности производства кормов из трав в условиях Северо-Запада Российской Федерации путем моделирования процессов кормопроизводства и формировании оптимальных технологий диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Северо-Западный научно-исследовательский институт механизации и электрификации сельского хозяйства. // Санкт-Петербург, 2010
- Валге А. М., Тимофеев Е. В., Папушин Э. А. Использование глобальной системы позиционирования GPS для хронометража работы технических средств при заготовке кормов из трав / Сборник научных докладов ВИМ. // 2010. Т. 2. С. 213–217.
- Валге А. М., Папушин Э. А., Тимофеев Е. В. Оптимизация процессов производства кормов из трав в условиях Северо-Запада России /Технологии и технические средства механизированного производства продукции растениеводства и животноводства. // 2010. № 82. С. 5–17.
- Timofeev E., Serzin I., Mateichik S. Farm production management based on information and communication tools / Environmentally Friendly Agriculture and Forestry for Future Generations Proceedings of International Scientific XXXVI CIOSTA & CIGR Section V Conference. // Saint-Petersburg State Agrarian University, IEEP. 2015. С. 115–118.
- Тимофеев Е. В. Мониторинг состояния полевых угодий Ленинградской области с использованием инфокоммуникационных технологий / АПК — стратегический ресурс экономического развития государства XXI международная агропромышленная выставка «АГРОРУСЬ», // материалы международного конгресса. 2015. С. 120.
- Papushin E., Valge A., Serzin I., Timofeev E. Monitoring of mobile farm tractor/implement systems / Environmentally Friendly Agriculture and Forestry for Future Generations Proceedings of International Scientific XXXVI CIOSTA & CIGR Section V Conference. // Saint-Petersburg State Agrarian University, IEEP. 2015. С. 127–130.