Ключевые аспекты подготовки ребенка к обучению в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (141) февраль 2017 г.

Дата публикации: 17.02.2017

Статья просмотрена: 948 раз

Библиографическое описание:

Горбенко, С. А. Ключевые аспекты подготовки ребенка к обучению в школе / С. А. Горбенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 424-426. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39630/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье раскрываются особенности понимания подготовки детей к обучению в школе в дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: подготовка к школе, психическое развитие дошкольников

Обучение ребенка в школе — это не столько вопрос образования, сколько, вопрос развития ребенка. Проблема готовности ребенка к обучению в образовательной организации занимает общественность и науку с того момента, как началось массовое обучение детей в школах. Что должен знать, уметь, чем должен владеть ребенок, который приходит в школу? Чем может помочь воспитатель ребенку в детском саду и родителям, чтобы обучение в школе шло эффективно и приятно. — Это вопросы не риторические, а насущные, которые стоят перед каждым новым поколением детей и родителей.

В процессе работы над этой проблемой в нашей образовательной организации сложились значимые теоретические обоснования понимания основ подготовки ребенка к школе и практические методы, которые помогают большинству детей и их родителям. В данной статье мы дадим представление о понимании нами подготовки детей к школе.

Особенностью жизни дошкольника является свободное времяпрепровождение, особенностью жизни младшего школьника является ответственность — он должен ходить в школу, следовать школьному режиму, подчиняться школьным правилам, заниматься предметами школьной программы, делать на уроке то, что требует педагог; усваивать положенные по программе знания, умения и навыки.

На настоящий момент традиционно выделяют следующие стороны готовностиребенка к школе: физическая, интеллектуальная, эмоционально-волевая, личностная и социально-психологическая. В нашей деятельности, занимаясь подготовкой ребенка к школе, мы придерживаемся этой традиционной схемы. Считаем необходимым вести подготовку к школе и в психологическом и педагогическом плане. Рассмотрим кратко содержание сторон.

К физической стороне относят (в соответствии с возрастом): необходимый вес, рост, объем груди, мышечный тонус и прочие показатели. Состояние крупной и мелкой моторики, нервной системы ребенка. Состояние здоровья в целом.

Готовность по физическим показателям предполагает достаточную точность и ловкость движений рук, туловища, умение пользоваться карандашами, ручкой, кисточками, выполнять мелкие и разнообразные действия и движения рукой, согласованность движения «глаз-рука».

Большое внимание учеными отводится содержанию интеллектуальной стороны готовности. Разными авторами с разной степенью значимости в интеллектуальную подготовку включены словарный запас (активный и пассивный), развитие познавательных процессов (памяти, воображения, восприятия, мышления); учебные умения, обучаемость и др.

В этом показателе, существенно важно, определить уровень владения приемами умственной деятельности, уровень развития познавательных процессов (восприятие, память, мышление, воображение) ребенка. Это дифференцированность восприятия, в целом, помогающего наблюдать предметы и явления окружающего мира, способами запоминания материала, ориентировкой в пространстве и времени и др.

Эмоционально-волевая, личностная и социально-психологическая стороны готовности ребенка к школе тесно связаны друг с другом. Эмоционально-волевая сторона сформирована, если ребенок умеет принять цель или даже самостоятельно ее ставить, намечать план своих действий, а возможно и действий других, принимать решение, преодолевать возможные препятствия для достижения запланированного. У ребенка в предшкольный период формируется произвольность процессов психики, произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающая возможность выполнять требования школьного режима, организовывать себя на уроке и переменах; произвольное управление внутренними психическими действиями для целенаправленного наблюдения явлений, сосредоточенности внимания для запоминания излагаемых учителем или содержащихся в учебнике сведений. Умение ребенка сознательно подчинять свои действия заданному правилу при последовательном выполнении словесных указаний взрослого

В содержании личностной и социально-психологической готовности, прежде всего, выделяют сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника» по Л. И. Божович), мотивационная готовность; формирование определенных нравственных качеств и качеств общения со сверстниками и взрослыми, умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей. Отношение к учению как к очень важному, значимому делу, интерес к учебным занятиям, стремление к приобретению знаний — важнейшие аспекты мотивационного показателя. Проявление самостоятельности — можно рассматривать как стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи

Исходя из понимания сторон готовности к школе, выделяют основные пути, по которым должна вестись подготовка к школе:

Первый путь — это развитие психики в целом, отношений и поведения. В предшкольный период общее развитие ребенка должно достичь определенного уровня. Развитие словарного запаса, мышления, речи, памяти, воображения, восприятия, внимания, т. е. первый путь — это путь интеллектуального развития, развития интеллектуальной компетентности. Реализация содержания общего развития психики осуществляют все специалисты дошкольной организации, работающие с детьми (воспитатель и др.), в том числе и родители.

Второй путь — это развитие произвольности деятельности и поведения. Произвольность не является новообразованием дошкольного возраста, она является психическим новообразованием младшего школьного возраста, но в дошкольный период мы обращаем внимание на выработке умений сосредоточиться на чем-либо, довести дело до конца, спланировать свою деятельность, следовать своему плану, контролировать себя, давать оценку своим действиям.

Третий путь — мотивационная сторона, интерес к учению. В дошкольном возрасте, когда еще нет полноценной учебной деятельности, мы не может говорить о формировании полноценной учебной мотивации, но можем ставить вопрос о воспитании интереса к новому, к выполнению заданий и инструкций родителей и воспитателей. Проверка и оценка выполненного, сравнение с другими своими результатами.

Четвертый путь — коммуникативные умения, коммуникативная компетентность дошкольника. Умение ребенка выстроить отношения и со сверстниками, и со взрослыми, умение задавать вопросы, анализировать задачу и отвечать на вопросы.

Все эти пути одинаково значимы в развитии ребенка в предшкольный период.

Задача дошкольной образовательной организации — воспитание и развитие ребенка (развитие его мотивационной и коммуникативной сфер, мышления, памяти, внимания и др.), а не обучение его школьным навыкам.

Советы родителям

Занимайтесь с ребенком физкультурой, развивая общую ловкость, точность движений, стремление напрягаться и выдерживать напряжение.

Развивайте волевые качества, такие как целеполагание, планирование, настойчивость, умение доводить дело до конца, решительность.

Формируйте мыслительные операции, качества ума: наблюдательность, гибкость, пластичность, интерес к познанию окружающего мира. Развивайте умения рассуждать, сравнивать, группировать, классифицировать предметы и явления окружающей природы. Задавайте вопросы на сравнение и обобщение: какая разница/ сходство между яблоком и грушей, ромашкой и розой и т. д.

Ставьте перед ребёнком проблемные ситуации: предложите ему выяснить, почему завял цветок, вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня не получается.

Обсуждайте с ребенком — как можно поступить в той или иной жизненной ситуации.

Обсуждайте прочитанные книги, выясняйте, как ребёнок понял их основное содержание и возможно второй план повествования, как оценивает поступки героев, способен ли доказать, почему одних действующих лиц он осуждает, других одобряет.

Литература:

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.
  2. Выготский Л. С. Детская психология / Собр.соч. в 6 т. — М.: Просвещение, 1984.
  3. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М., 1991.
  4. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М., 1989.
Основные термины (генерируются автоматически): школа, путь, развитие ребенка, умение, дошкольная образовательная организация, дошкольный возраст, образовательная организация, окружающий мир, умение ребенка, школьный режим.


Ключевые слова

подготовка к школе, психическое развитие дошкольников

Похожие статьи

Особенности подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе

В статье рассматривается вопрос изучения особенностей подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. Проанализированы подходы известных авторов к определению понятия «готовность к школьному обучению», рассмотрены особенности подготовки дет...

Проблема взаимодействия дошкольной образовательной организации и школы в подготовке детей к обучению в условиях образовательного комплекса

В данной статье поднимается проблема взаимодействия дошкольной образовательной организации и школы в подготовке детей к школьному обучению, рассматриваются различные взгляды на проблему взаимодействия дошкольной организации и школы в подготовке дошко...

Проблемы адаптации первоклассников к образовательному процессу

В статье раскрыты особенности процесса адаптации первоклассников к условиям обучения в начальной школе. Выделены этапы процесса адаптации младших школьников, а также факторы, осложняющие этот процесс. Особое внимание уделено проблемам адаптации перво...

Изучение готовности младших школьников к переходу к обучению в основной школе

В статье раскрывается понятие готовность к обучению, выделяются основные компоненты готовности младших школьников к обучению в основной школе. Для изучения готовности младших школьников проведены методики, представлен анализ полученных результатов.

Педагогические технологии в профессиональной работе педагога дошкольного учреждения

В статье рассмотрены особенности внедрения педагогических технологий в среду ДОУ.

Деятельность педагога дополнительного образования детей в дошкольных образовательных учреждениях

В статье рассматривается деятельность педагога дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях. Особое внимание авторы уделяют деятельности педагога по расширению пространства самореализации личности воспитанника. Рассматривается...

Готовность педагогов системы дополнительного образования к процессу обучения и воспитания учащихся с интеллектуальными нарушениями

В статье рассматривается проблема организации обучения и воспитания учащихся с интеллектуальными нарушениями в системе дополнительного образования вне специальной (коррекционной) школы. Описаны результаты исследования готовности педагогов дополнитель...

Взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации по воспитанию детей дошкольного возраста

В статье рассматривается воспитание детей дошкольного возраста в семье. Особое внимание авторы уделяют развитию педагогического опыта у родителей. Анализируются проблемные зоны в совместном воспитании родителями и дошкольной образовательной организац...

Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Навыки самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста необходимы для дальнейшего успешного обучения в школе. В представленной статье рассматриваются принципы организации учебно-исследовательской деятельности детей ...

Особенности восприятия в дошкольном возрасте (воспитательный аспект)

В статье изучено психологическое развитие и особенности восприятия дошкольника.

Похожие статьи

Особенности подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе

В статье рассматривается вопрос изучения особенностей подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. Проанализированы подходы известных авторов к определению понятия «готовность к школьному обучению», рассмотрены особенности подготовки дет...

Проблема взаимодействия дошкольной образовательной организации и школы в подготовке детей к обучению в условиях образовательного комплекса

В данной статье поднимается проблема взаимодействия дошкольной образовательной организации и школы в подготовке детей к школьному обучению, рассматриваются различные взгляды на проблему взаимодействия дошкольной организации и школы в подготовке дошко...

Проблемы адаптации первоклассников к образовательному процессу

В статье раскрыты особенности процесса адаптации первоклассников к условиям обучения в начальной школе. Выделены этапы процесса адаптации младших школьников, а также факторы, осложняющие этот процесс. Особое внимание уделено проблемам адаптации перво...

Изучение готовности младших школьников к переходу к обучению в основной школе

В статье раскрывается понятие готовность к обучению, выделяются основные компоненты готовности младших школьников к обучению в основной школе. Для изучения готовности младших школьников проведены методики, представлен анализ полученных результатов.

Педагогические технологии в профессиональной работе педагога дошкольного учреждения

В статье рассмотрены особенности внедрения педагогических технологий в среду ДОУ.

Деятельность педагога дополнительного образования детей в дошкольных образовательных учреждениях

В статье рассматривается деятельность педагога дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях. Особое внимание авторы уделяют деятельности педагога по расширению пространства самореализации личности воспитанника. Рассматривается...

Готовность педагогов системы дополнительного образования к процессу обучения и воспитания учащихся с интеллектуальными нарушениями

В статье рассматривается проблема организации обучения и воспитания учащихся с интеллектуальными нарушениями в системе дополнительного образования вне специальной (коррекционной) школы. Описаны результаты исследования готовности педагогов дополнитель...

Взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации по воспитанию детей дошкольного возраста

В статье рассматривается воспитание детей дошкольного возраста в семье. Особое внимание авторы уделяют развитию педагогического опыта у родителей. Анализируются проблемные зоны в совместном воспитании родителями и дошкольной образовательной организац...

Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Навыки самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста необходимы для дальнейшего успешного обучения в школе. В представленной статье рассматриваются принципы организации учебно-исследовательской деятельности детей ...

Особенности восприятия в дошкольном возрасте (воспитательный аспект)

В статье изучено психологическое развитие и особенности восприятия дошкольника.

Задать вопрос