В статье раскрываются особенности понимания подготовки детей к обучению в школе в дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: подготовка к школе, психическое развитие дошкольников
Обучение ребенка в школе — это не столько вопрос образования, сколько, вопрос развития ребенка. Проблема готовности ребенка к обучению в образовательной организации занимает общественность и науку с того момента, как началось массовое обучение детей в школах. Что должен знать, уметь, чем должен владеть ребенок, который приходит в школу? Чем может помочь воспитатель ребенку в детском саду и родителям, чтобы обучение в школе шло эффективно и приятно. — Это вопросы не риторические, а насущные, которые стоят перед каждым новым поколением детей и родителей.
В процессе работы над этой проблемой в нашей образовательной организации сложились значимые теоретические обоснования понимания основ подготовки ребенка к школе и практические методы, которые помогают большинству детей и их родителям. В данной статье мы дадим представление о понимании нами подготовки детей к школе.
Особенностью жизни дошкольника является свободное времяпрепровождение, особенностью жизни младшего школьника является ответственность — он должен ходить в школу, следовать школьному режиму, подчиняться школьным правилам, заниматься предметами школьной программы, делать на уроке то, что требует педагог; усваивать положенные по программе знания, умения и навыки.
На настоящий момент традиционно выделяют следующие стороны готовностиребенка к школе: физическая, интеллектуальная, эмоционально-волевая, личностная и социально-психологическая. В нашей деятельности, занимаясь подготовкой ребенка к школе, мы придерживаемся этой традиционной схемы. Считаем необходимым вести подготовку к школе и в психологическом и педагогическом плане. Рассмотрим кратко содержание сторон.
К физической стороне относят (в соответствии с возрастом): необходимый вес, рост, объем груди, мышечный тонус и прочие показатели. Состояние крупной и мелкой моторики, нервной системы ребенка. Состояние здоровья в целом.
Готовность по физическим показателям предполагает достаточную точность и ловкость движений рук, туловища, умение пользоваться карандашами, ручкой, кисточками, выполнять мелкие и разнообразные действия и движения рукой, согласованность движения «глаз-рука».
Большое внимание учеными отводится содержанию интеллектуальной стороны готовности. Разными авторами с разной степенью значимости в интеллектуальную подготовку включены словарный запас (активный и пассивный), развитие познавательных процессов (памяти, воображения, восприятия, мышления); учебные умения, обучаемость и др.
В этом показателе, существенно важно, определить уровень владения приемами умственной деятельности, уровень развития познавательных процессов (восприятие, память, мышление, воображение) ребенка. Это дифференцированность восприятия, в целом, помогающего наблюдать предметы и явления окружающего мира, способами запоминания материала, ориентировкой в пространстве и времени и др.
Эмоционально-волевая, личностная и социально-психологическая стороны готовности ребенка к школе тесно связаны друг с другом. Эмоционально-волевая сторона сформирована, если ребенок умеет принять цель или даже самостоятельно ее ставить, намечать план своих действий, а возможно и действий других, принимать решение, преодолевать возможные препятствия для достижения запланированного. У ребенка в предшкольный период формируется произвольность процессов психики, произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающая возможность выполнять требования школьного режима, организовывать себя на уроке и переменах; произвольное управление внутренними психическими действиями для целенаправленного наблюдения явлений, сосредоточенности внимания для запоминания излагаемых учителем или содержащихся в учебнике сведений. Умение ребенка сознательно подчинять свои действия заданному правилу при последовательном выполнении словесных указаний взрослого
В содержании личностной и социально-психологической готовности, прежде всего, выделяют сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника» по Л. И. Божович), мотивационная готовность; формирование определенных нравственных качеств и качеств общения со сверстниками и взрослыми, умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей. Отношение к учению как к очень важному, значимому делу, интерес к учебным занятиям, стремление к приобретению знаний — важнейшие аспекты мотивационного показателя. Проявление самостоятельности — можно рассматривать как стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи
Исходя из понимания сторон готовности к школе, выделяют основные пути, по которым должна вестись подготовка к школе:
Первый путь — это развитие психики в целом, отношений и поведения. В предшкольный период общее развитие ребенка должно достичь определенного уровня. Развитие словарного запаса, мышления, речи, памяти, воображения, восприятия, внимания, т. е. первый путь — это путь интеллектуального развития, развития интеллектуальной компетентности. Реализация содержания общего развития психики осуществляют все специалисты дошкольной организации, работающие с детьми (воспитатель и др.), в том числе и родители.
Второй путь — это развитие произвольности деятельности и поведения. Произвольность не является новообразованием дошкольного возраста, она является психическим новообразованием младшего школьного возраста, но в дошкольный период мы обращаем внимание на выработке умений сосредоточиться на чем-либо, довести дело до конца, спланировать свою деятельность, следовать своему плану, контролировать себя, давать оценку своим действиям.
Третий путь — мотивационная сторона, интерес к учению. В дошкольном возрасте, когда еще нет полноценной учебной деятельности, мы не может говорить о формировании полноценной учебной мотивации, но можем ставить вопрос о воспитании интереса к новому, к выполнению заданий и инструкций родителей и воспитателей. Проверка и оценка выполненного, сравнение с другими своими результатами.
Четвертый путь — коммуникативные умения, коммуникативная компетентность дошкольника. Умение ребенка выстроить отношения и со сверстниками, и со взрослыми, умение задавать вопросы, анализировать задачу и отвечать на вопросы.
Все эти пути одинаково значимы в развитии ребенка в предшкольный период.
Задача дошкольной образовательной организации — воспитание и развитие ребенка (развитие его мотивационной и коммуникативной сфер, мышления, памяти, внимания и др.), а не обучение его школьным навыкам.
Советы родителям
Занимайтесь с ребенком физкультурой, развивая общую ловкость, точность движений, стремление напрягаться и выдерживать напряжение.
Развивайте волевые качества, такие как целеполагание, планирование, настойчивость, умение доводить дело до конца, решительность.
Формируйте мыслительные операции, качества ума: наблюдательность, гибкость, пластичность, интерес к познанию окружающего мира. Развивайте умения рассуждать, сравнивать, группировать, классифицировать предметы и явления окружающей природы. Задавайте вопросы на сравнение и обобщение: какая разница/ сходство между яблоком и грушей, ромашкой и розой и т. д.
Ставьте перед ребёнком проблемные ситуации: предложите ему выяснить, почему завял цветок, вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня не получается.
Обсуждайте с ребенком — как можно поступить в той или иной жизненной ситуации.
Обсуждайте прочитанные книги, выясняйте, как ребёнок понял их основное содержание и возможно второй план повествования, как оценивает поступки героев, способен ли доказать, почему одних действующих лиц он осуждает, других одобряет.
Литература:
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.
- Выготский Л. С. Детская психология / Собр.соч. в 6 т. — М.: Просвещение, 1984.
- Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М., 1991.
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М., 1989.