Преимущества и перспективы развития лизинга в современных российских условиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (141) февраль 2017 г.

Дата публикации: 16.02.2017

Статья просмотрена: 3600 раз

Библиографическое описание:

Голубева, Е. В. Преимущества и перспективы развития лизинга в современных российских условиях / Е. В. Голубева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 230-233. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39640/ (дата обращения: 18.12.2024).



Из года в год в России остается нерешенной проблема обновления основного капитала организаций. Несмотря на то, что существуют определенные механизмы, направленные на модернизацию физических активов, темпы обновления производятся крайне медленно. Поэтому финансирование внеоборотных фондов и расширение материальной базы производства, в особенности в период экономической нестабильности в РФ, требует особого внимания. В статье рассмотрены возможности применения лизинга как гибкого инструмента финансирования.

Ключевые слова: лизинг, обновление основных средств, лизинговый договор,льготный лизинг, госпрограммы по субсидированию

Национальная экономика переживает нелегкие времена из-за введения экономических санкций со стороны США и Евросоюза, что, несомненно, повлияло на сокращение объемов инвестиций, привело к отказам в кредитовании зарубежными банками, к разрыву деловых сделок, а также к введению контр-санкций со стороны России, которые, по сути, вводят эмбарго на ввоз зарубежных товаров. Все эти меры и ограничения в отношении России подводят к единственному решению — необходимости реструктуризации экономической политики и поиску новых методов финансирования.

Основываясь на майских указах Президента РФ, основными задачами в реализации плана по стимулированию и развитию экономики России считается создание и модернизация высокопроизводственных рабочих мест, увеличение объемов инвестиций и увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики [2]. Решение данных задач возможно при определенном уровне инвестирования и обновления производственной базы предприятий.

Однако текущее состояние экономики страны привело к заморозке планов предприятий по обновлению основных фондов: инвестиции в основной капитал за 2015 год сократились на 8,4 % по сравнению с 2014 годом (по данным Росстата). Сокращение объема нового бизнеса (стоимости имущества) за 2015 год составило около 20 %, а его номинальный объем не превысил 545 млрд. рублей [14]. В 2016 году инвестиционный спад в России продолжился: по итогам I полугодия сокращение инвестиций в основной капитал по всем организациям составило 4,3 % в годовом выражении [3].

Серьезная причина, которая затормаживает принятие инновационных решений — это финансовый аспект процедуры. Государство не имеет возможности профинансировать каждую организацию, которой необходимы инструменты модернизации производства. В итоге предприятиям необходимо самостоятельно задуматься об обновлении и пополнении внеоборотных активов, чтобы сохранить возможность конкурировать на рынке.

Обновить активы или приобрести новое оборудование помогает такой инструмент как лизинг. При помощи лизинга организация может по выгодной схеме приобрести необходимое оборудование. Подробнее рассмотрим возможности данного инструмента.

Под лизингом понимается вид инвестиционной деятельности, при котором лизингополучатель имеет возможность приобрести во временное пользование у лизингодателя некоторое оборудование, средства производства или имущественные комплексы на определенных условиях, за определенную плату и на определенный срок.

Объектом лизинговой сделки может быть любое имущество, предназначенное для хозяйственной деятельности, кроме земельных участков и других природных объектов. Стоит отметить, что в случае с лизингом, имущество может быть как новым, так и предназначенным для вторичного использования. Благодаря этому, у лизингополучателя появляется возможность не ограничивать себя в выборе при заключении договора лизинга, так как объектом аренды может быть не только совершенно новое оборудование.

Заключенный договор лизинга подтверждает право лизингополучателя арендовать и распоряжаться предметом лизинга, которым могут выступать любые непотребляемые вещи на определенный в договоре срок. За лизингодателем, в свою очередь, сохраняется право владения предметом лизинга в течение всего периода до полного погашения всей суммы лизинговых платежей арендатором и окончания действия договора лизинга.

Плату лизингодателю за пользование объектом составляют лизинговые платежи, которые включают в себя: проценты за привлечения средств (кредит), маржу лизинговой компании, возмещение основной стоимости имущества, налог на добавленную стоимость, налог на имущество, стоимость страховки и другие платежи, предусмотренные договором.

Существует несколько видов лизинга, каждый из них имеет определенные особенности. По параметру продолжительности сделки лизинг разделяют на оперативный и финансовый [5]. Первый предполагает, что лизингополучатель приобретает имущество на срок равный нормативному сроку службы имущества. Также говорят, что имущество передается в лизинг с полной амортизацией. При финансовом лизинге арендатор несет ответственность за риски, связанные с владением и использованием имущества.

Оперативный лизинг отличатся от финансового тем, что имущество передается лизингополучателю на срок, который существенно меньше нормативного срока службы объекта. В этом случае имущество, взятое в аренду, возвращается по окончании действия договора. Как правило, преимуществом такой сделки является то, что все расходы по ремонту и содержанию имущества, а также его страхованию несет лизингодатель [5]. Данный вид используется лизингодателем для того, чтобы неоднократно передавать оборудование в лизинг. В основном оперативный лизинг используют для приобретения оборудования особой специализации, сложной вычислительной техники, так как они больше подвержены моральному износу и постоянно требуют обновления.

Еще одним преимуществом оперативного лизинга для арендатора является обслуживание. Клиентоориентированные лизингодатели заинтересованы в хорошем состоянии оборудования, поэтому практически всегда оборудование, приобретенное в оперативный лизинг сопровождается сервисным обслуживанием, предполагает настройку и наладку, подготовку к использованию а так же подготовку специалистов. Кроме того, у лизингополучателя есть возможность опробовать оборудование в действии, проверить его на соответствие требуемым параметрам выполнения функционала, что поможет принять решение о необходимости приобретения данной модели оборудования.

В связи с экономическим кризисом, финансовые институты, которые осуществляют процедуру лизинга от лица лизингодателей, ужесточили ряд требований по предоставлению данной услуги. По данным МСП Банка, большинство лизинговых компаний (более 55 %) незначительно, но ужесточили во второй половине 2015 года условия отбора клиентов. Каждая третья — стала требовательнее к обеспечению [13].

Так, многие лизинговые компании ужесточили требования к финансовой надежности клиента. Если ранее организации уделяли не такое пристальное внимание к документации и финансовым данным клиента, то теперь тщательно проводят анализ платежеспособности клиента. Еще одним пунктом стало ужесточение по приобретению вида актива. Лизингодатели уделяют особое внимание, какого рода объект хочет приобрести в лизинг лизингополучатель. Большую заинтересованность в данной ситуации лизингодатели уделяют предметам с большей ликвидностью, товарам, в случае расторжения сделки, которые можно с легкостью реализовать. Например, с большей вероятностью лизинговые организации подпишут договор на поставку грузовых автомобилей, чем на станок или другое оборудование узкой специализации.

Рассматривая новые реалии бизнеса в рамках экономических санкций, со стороны производителей возникает новый спрос на оборудование для создания импортозамещающей продукции. На что кредитный сектор должен откликнуться новыми программами и продуктами по финансированию для поддержки достаточного уровня денежных средств у организаций.

Для развития инноваций необходимы т. н. «длинные деньги», т. е. долгосрочные (привлекаемые на срок более одного года) финансовые ресурсы [9]. В развитых экономиках такие долгосрочные ресурсы предоставляются кредитными учреждениями и специализированными институтами финансовой системы (страховыми компаниями, инвестиционными и пенсионными фондами, венчурными инвесторами). В настоящее время коммерческие банки заняты в основном кредитованием высокорентабельных и быстро окупающихся проектов и крайне неохотно взаимодействуют с технологическими компаниями, деятельность которых связана с высокими рисками [5]. К сожалению, Центральный Банк пока не идет навстречу предпринимателям, ставки остаются неоправданно высокими и недоступными для реального бизнеса. На рынке капитала в ситуации нестабильности со стороны банков просматривается политика всесторонней экономии, тщательно анализируют показатели рентабельности, особое внимание уделяют рискам [8]. Фокусируя свое внимание на кредитовании оборотного капитала, банки отвечают текущим запросам руководителей средних и малых компаний [7]. Длинные инвестиционные деньги выдаются редко и только под проекты, окупаемость которых очевидна.

Ставки кредитования снижались на протяжении всего 2016 года, но не так заметно, как ключевая ставка ЦБ. По данным Банка России, средняя ставка по кредитам МСБ сроком на год снизилась с 16,5 % на начало года до 15,5 % на 1 сентября. Средняя ставка по кредитам для корпоративных клиентов сроком на год снизилась с 13,4 % на начало года до 12,2 % на 1 сентября [10]. Если принять во внимание данное снижение ставок, заемные средства все равно остаются достаточно дорогими, чтобы использовать их для текущего процесса обновления основных средств.

Данный аспект касается и лизинговых операций, так как лизингодатель напрямую зависит от ставок на кредитные ресурсы. Ведь по условиям лизингового договора, после того как лизингополучатель согласовал с лизингодателем объект лизинговой сделки, лизингодателю необходимо приобрести данный объект на денежные средства, которые он взял в кредит, если данная организация не является банком или производителем оборудования и не предоставляет свою собственную продукцию в лизинг.

Без определенной поддержки со стороны государства многим предпринимателям было непросто согласиться на условия лизинговых контрактов [6]. Но с 2015 года государство разработало программу по предложению субсидий на уплату первого взноса (аванса) по договору лизинга на приобретения оборудования и транспорта. В данном случае механизм субсидирования идет через лизинговую компанию: покупателю предоставляется скидка при оформлении техники (транспорта) в лизинг, непосредственно вопросы субсидирования предпринимателя не затронут. Опасность «купить и не получить субсидию» исключается [11].

Данная госпрограмма по льготному лизингу значительно увеличила число сделок МСБ по автотранспорту. По данным RAEX, более трети всех транспортных сделок лизинга в прошлом году было реализовано в рамках этой программы. Спрос превысил все ожидания — средства в размере 2,5 млрд. руб. были выбраны уже за первые полгода работы программы. Программу субсидирования части авансового платежа по договорам лизинга на транспортные средства продлили еще на один год [14].

Еще одним примером участия государства в стимулировании развития лизинговой деятельности стала госпрограмма от Минпромторга. Министерство создало Фонд развития промышленности (ФРП), который с этого года субсидирует взносы на лизинг оборудования. Фонд запустил программу «Лизинговые проекты», по которой предприятие может получить заем по ставке 5 % годовых на выплату половины аванса за новое промышленное оборудование, взятое в лизинг. Сумма займа по этой программе лизингополучателя будет варьироваться от 5 млн. руб. до 250 млн. при минимальном общем бюджете проекта 20 млн. руб. Основная часть средств для лизингового проекта будет привлекаться лизинговыми компаниями в виде кредитов от банков. При этом Центробанк предоставит уполномоченным фондом кредитным организациям доступ к механизму рефинансирования таких кредитов на льготных условиях. В программе будут участвовать три банка: Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк, — а также 13 лизинговых компаний [12].

Программа направлена на поддержку отечественного машиностроения, поэтому лизинг на льготных условиях предоставляется на закупку только отечественного оборудования [13]. На льготный лизинг могут рассчитывать 18 отраслей — промышленные предприятия из легкой промышленности, мебельного производствам, производители химических веществ, лекарств, электронных изделий, машин, транспорта, металлургам и другие.

Реализация программы даст не только дополнительный финансовый ресурс российским предприятиям из определенных отраслей, но и увеличит спрос на отечественное промышленное оборудование, обеспечивая заказ. Кроме того, программа, должна привлечь в сектор лизинга высокотехнологичное, специализированное оборудование, которое в силу своей низкой ликвидности не было востребовано лизинговыми компаниями [9].

К сожалению, государственные программы сопряжены с некоторыми сложностями в части процедуры реализации. Вначале заемщику необходимо обратиться в лизинговую компанию из списка, одобренного ЦБ и экспертным советом ФРП, затем лизинговая компания направляет проект в фонд. Следовательно, весь процесс зависит от слаженности и координации работы департаментов. Однако, данные программы приносят положительный эффект для экономики, так как приводят к увеличению количества совершаемых сделок, помогают лизингополучателям приобрести необходимое оборудование, а производителям реализовать свой товар.

Экономические тенденции ослабления курса рубля и значительного подорожавшего импортного оборудования оказали свое влияние и на изменение спроса со стороны арендаторов. Особое внимание теперь уделяют более дешевому оборудованию китайских производителей и отечественному оборудованию в некоторых сегментах бизнеса.

В заключении хотелось отметить, что лизинг отвечает всем требованиям по реорганизации и модернизации производственного процесса, потому как заключается в привлечении долгосрочных инвестиций для расширения производства, приобретении современного оборудования и внедрения новых технологий. Лизинг является востребованным инструментом в нестабильный кризисный период, так как у лизингополучателя нет необходимости покупать оборудование навсегда, что способствует его гибкости и мобильности.

Согласно экспертным прогнозам RAEX (Эксперт РА), в 2016 году лизинговый рынок замедлит темпы падения и сократится не более чем на 15 %, что дает надежду на будущее увеличение доступности и дальнейшее внедрение инструмента в финансирование предприятий различных отраслей экономики.

На сегодняшний день в России действует несколько эффективных отраслевых программ по поддержке лизинга, благодаря которым даже в кризисные времена производители способны приобрести необходимое оборудование или транспорт. Цели данных программ также заключаются в стимулировании спроса на отечественное промышленное оборудование и снижении затрат лизингополучателей. В конечном итоге это зависит от предпринимателей и их желания и готовности наращивать объемы производства.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О финансовой аренде (лизинге)".
  2. Указ Президента РФ 07 мая 2012г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике».
  3. Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики // Аналитический центр при Правительстве РФ [Электронный ресурс] — http://ac.gov.ru/
  4. Басалаев Д. Э. Применение лизинга как одного из источников финансирования инвестиционных проектов предприятия // Известия Тульского Государственного Университета. Экономические и Юридические науки. — 2014. — № 4–1.
  5. Деменков С. В., Корнева Е. В. Роль лизинга в условиях макроэкономической нестабильности // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1–2.
  6. Реальный сектор экономики: проблемы финансирования, инвестирования и управления: монография / под ред. Л. А. Толстолесовой. — Новосибирск: Изд. «СибАК», 2016.
  7. Савенко О. Л., Абрамян Г. А. Проблемы и перспективы кредитования малого и среднего бизнеса в условиях волатильной экономики // Вестник международных научных конференций. — 2015. — № 7 (11).
  8. Шевченко Д. А., Енотов Д. В. Перспективы развития банковского кредитования малого бизнеса // Финансовые аспекты модернизации экономики России: Сборник статей. — Ростов н/Д.: Содействие-XXI век, 2014.
  9. Шевченко Д. А., Тедеев З. Г. О задачах банковской системы по финансовому обеспечению инновационного развития // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. — 2014. — № 42.
  10. Газета «Коммерсантъ» № 226 [Электронный ресурс] — http://www.kommersant.ru/

11. Господдержка предпринимательства: перспективы 2016 // [Электронный ресурс]- http://субсидии-по-кредитам.рф/

  1. Модернизация в лизинг // РБК [Электронный ресурс]- http://www.rbcplus.ru/
  2. Может ли кризис стать драйвером роста лизинга в сегменте малого и среднего бизнеса? // РБК [Электронный ресурс] — http://www.rbcplus.ru/
  3. Рынок лизинга по итогам 2015 года // Рейтинговое агентство Эксперт РА [Электронный ресурс] — http://raexpert.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): лизинг, RAEX, лизинговая компания, оперативный лизинг, особое внимание, программа, компания, льготный лизинг, необходимое оборудование, оборудование, Россия.


Ключевые слова

лизинг, обновление основных средств, лизинговый договор, льготный лизинг, госпрограммы по субсидированию

Похожие статьи

Актуальные проблемы бухгалтерского учета лизинговых операций

На сегодняшний день в Российской Федерации происходит процесс формирования рынка лизинга. Несмотря на все положительные качества лизинга и выгодность его применения, а так же на то, что лизинговая деятельность появилась в нашей стране довольно давно,...

Импортозамещение, преимущества переориентации товаропотоков в международной торговле в период продления санкций

Импортозамещение в условиях обострения внешнеполитической и внешнеэкономической обстановки в России все чаще рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений государственной экономической политики. При этом, к сожалению, сам этот термин ...

Особенности развития транспортного комплекса северных регионов Сибири

Рассматриваются специфические особенности транспортного комплекса северной части Сибири, анализируется текущее состояние каждого из возможных в регионе видов транспорта, определяются основные тенденции и проблемы развития. В качестве одного из приор...

Налогообложение предметов лизинга на предприятии

Для определения понятия лизинговых операций или кредит-аренды в среднесрочной и долгосрочной перспективе необходимо понимать аренду бизнес-пользователями средств производства за определенную плату. Практика лизинга показала свои неоспоримые преимущес...

Проблемы и перспективы развития проектного финансирования в современной России

С целью увеличения инвестиционной привлекательности России, все большую актуальность приобретает реализация инвестиционных проектов с помощью проектного финансирования. В настоящей работе проведен анализ практики применения проектного финансирования ...

Мировой опыт инвестирования в железнодорожный транспорт

В статье дается краткий обзор форм, методов и источников инвестирования развития железнодорожного транспорта в Австралии, Франции и Великобритании. Выделяются общие и отличительные черты в способах инвестирования, принятых в разных странах. По мнению...

Динамика процессов государственного участия в развитии аграрного сектора

Главная идея исследования заключается в том, что современное состояние аграрной отрасли и нестабильной политической обстановки, блокирующей привлечение инвестиций, ставит задачу существенного изменения стратегии и тактики аграрной реформы. Речь идет ...

Российский бизнес в условиях COVID-19

В данной статье проводится оценка влияния пандемии коронавирусной инфекции на российский бизнес, в том числе транспортную отрасль. Рассмотрена одна из мер поддержки ИП и организаций — мораторий на банкротство. А также предлагается использование в пре...

Отток капитала как основной тормоз развития современной России

Анализ перемещения финансовых активов из России и их влияние на экономическое развитие страны в условиях глобализации мирового рынка капиталов, вызывает большой интерес. Несмотря на то, что миграция капитала осуществляется в разных формах, довольно о...

Изменения в системе адаптации сотрудников из-за смены поколения Х на поколение миллениалов

Некоторые ключевые аспекты, такие как процедуры адаптации, развитие системности и нормативно-правовая база программ адаптации, остаются недостаточно изученными. Однако именно эти факторы существенны для личностного и профессионального роста сотрудник...

Похожие статьи

Актуальные проблемы бухгалтерского учета лизинговых операций

На сегодняшний день в Российской Федерации происходит процесс формирования рынка лизинга. Несмотря на все положительные качества лизинга и выгодность его применения, а так же на то, что лизинговая деятельность появилась в нашей стране довольно давно,...

Импортозамещение, преимущества переориентации товаропотоков в международной торговле в период продления санкций

Импортозамещение в условиях обострения внешнеполитической и внешнеэкономической обстановки в России все чаще рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений государственной экономической политики. При этом, к сожалению, сам этот термин ...

Особенности развития транспортного комплекса северных регионов Сибири

Рассматриваются специфические особенности транспортного комплекса северной части Сибири, анализируется текущее состояние каждого из возможных в регионе видов транспорта, определяются основные тенденции и проблемы развития. В качестве одного из приор...

Налогообложение предметов лизинга на предприятии

Для определения понятия лизинговых операций или кредит-аренды в среднесрочной и долгосрочной перспективе необходимо понимать аренду бизнес-пользователями средств производства за определенную плату. Практика лизинга показала свои неоспоримые преимущес...

Проблемы и перспективы развития проектного финансирования в современной России

С целью увеличения инвестиционной привлекательности России, все большую актуальность приобретает реализация инвестиционных проектов с помощью проектного финансирования. В настоящей работе проведен анализ практики применения проектного финансирования ...

Мировой опыт инвестирования в железнодорожный транспорт

В статье дается краткий обзор форм, методов и источников инвестирования развития железнодорожного транспорта в Австралии, Франции и Великобритании. Выделяются общие и отличительные черты в способах инвестирования, принятых в разных странах. По мнению...

Динамика процессов государственного участия в развитии аграрного сектора

Главная идея исследования заключается в том, что современное состояние аграрной отрасли и нестабильной политической обстановки, блокирующей привлечение инвестиций, ставит задачу существенного изменения стратегии и тактики аграрной реформы. Речь идет ...

Российский бизнес в условиях COVID-19

В данной статье проводится оценка влияния пандемии коронавирусной инфекции на российский бизнес, в том числе транспортную отрасль. Рассмотрена одна из мер поддержки ИП и организаций — мораторий на банкротство. А также предлагается использование в пре...

Отток капитала как основной тормоз развития современной России

Анализ перемещения финансовых активов из России и их влияние на экономическое развитие страны в условиях глобализации мирового рынка капиталов, вызывает большой интерес. Несмотря на то, что миграция капитала осуществляется в разных формах, довольно о...

Изменения в системе адаптации сотрудников из-за смены поколения Х на поколение миллениалов

Некоторые ключевые аспекты, такие как процедуры адаптации, развитие системности и нормативно-правовая база программ адаптации, остаются недостаточно изученными. Однако именно эти факторы существенны для личностного и профессионального роста сотрудник...

Задать вопрос