Особенности наглядно-образного мышления старших дошкольников с задержкой психического развития различного генеза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (141) февраль 2017 г.

Дата публикации: 15.02.2017

Статья просмотрена: 4214 раз

Библиографическое описание:

Назарова, О. Н. Особенности наглядно-образного мышления старших дошкольников с задержкой психического развития различного генеза / О. Н. Назарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 551-555. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39643/ (дата обращения: 18.12.2024).



В старшем дошкольном возрасте у ребенка складывается первичная картина мира и зачатки мировоззрения. Однако, познание действительности у дошкольника происходит не в понятийной, а в наглядно-образной форме. Усвоение форм образного познания подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствует развитию мышления. Ребенок знакомится с предметами, познает их свойства и качества, овладевает членораздельной речью, формами поведения, различными видами деятельности, у него формируются наглядно-речевые, наглядно-образные элементы словесно-логического мышления. Чем лучше и полнее использованы возможности этого возрастного периода, чем лучше развиты элементарные формы мышления ребенка наглядно-действенное и наглядно-образное, тем легче происходит переход к более сложным формам мышления в том числе логическому, понятийному.

Наглядно-образное мышление — это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности. Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Однако у детей с задержкой психического развития (ЗПР) она имеет качественное своеобразие по сравнению с обычно развивающимися сверстниками. В психологических исследованиях отмечается недоразвитие познавательной сферы дошкольников с ЗПР, бедный запас сведений об окружающем мире, недостатки в развитии речи, трудности при решении задач на складывание объектов по образцу, представлению, на классификацию и группировку предметных картинок, их сравнение и обобщение. Все это указывает на недостаточное развитие мыслительной деятельности у изучаемой категории, что, несомненно, отражается на подготовке их к школьному обучению.

Полноценное развитие наглядно-образного мышления является важным условием формирования у дошкольников с ЗПР более сложных форм мыслительной деятельности. Однако коррекционно-развивающая работа должна быть построена на основе ясных представлений о состоянии не только сложных форм логического мышления, но и генетически более ранних — наглядно-действенного и наглядно-образного. Целью нашей квалификационной работы явилось изучение особенностей наглядно-образного мышления старших дошкольников с ЗПР и возможностей их коррекции. Мы предположили, что у старших дошкольников с ЗПР существуют особенности наглядно-образного мышления, которые можно оптимизировать с помощью специально подобранных приемов психолого-педагогической коррекции.

Формулируя рабочую гипотезу исследования, мы исходили из положений, что:

– в структуре ЗПР одним из важных составляющих является недоразвитие мыслительной деятельности;

– наглядно-образное мышление дошкольников с ЗПР характеризуется рядом специфических особенностей по сравнению с показателями детей с нормативным развитием.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

  1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников с ЗПР.
  2. Подобрать методы исследования наглядно-образного мышления у старших дошкольников с ЗПР смешанного генеза и провести эмпирическое исследование.
  3. На основе полученных данных разработать и осуществить экспериментальную работу по коррекции наглядно-образного мышления у старших дошкольников с ЗПР смешанного генеза.
  4. Обобщить полученные данные и на их основе разработать рекомендации для педагогов и родителей.

Наше исследование проводилось на базе МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 200" г. Хабаровска с участием воспитанников подготовительных групп. Экспериментальную группу составили 7 детей с ЗПР различного происхождения (соматогенная и ЗПР церебрально-органического генеза), в контрольную группу вошли 7 детей с нормативным развитием. Группы уравнены по полу (равное количество мальчиков и девочек), возрасту (6 лет), ведущему виду деятельности (игра), социальной ситуации развития (дети воспитываются в полных благополучных семьях).

На констатирующем этапе исследования нами были использованы классические методики обследования мыслительной деятельности детей с ЗПР: кубики Кооса, «Классификация предметов», «Исключение предметов». Результаты проведенного эмпирического исследования особенностей наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста показали следующее:

  1. У детей с ЗПР наблюдается снижение уровня развития наглядно-образного мышления; низкий уровень процессов обобщения и абстрагирования; нарушения работоспособности, быстрая утомляемость; аналитические и синтетические процессы не соответствуют возрастным нормативам; уровень «зарождающейся» и «констатирующей» критичности; средний и низкий уровень обучаемости. Дети с ЗПР при обобщении допускают ошибки в расширении или сужении обобщающего слова, описательном характере обобщения, недостаточности анализа объектов, выделении их существенных признаков. Дети с ЗПР не могут объяснить свои действия и ответы, чаще всего приводят обобщения на интуитивно-практическом уровне либо по ситуационным критериям.
  2. Результаты детей с ЗПР соматогенного происхождения оказались несколько выше в сравнении с ЗПР церебрально-органического генеза, однако их уровень не соответствует возрастным нормативам.
  3. Показатели контрольной группы детей соответствуют возрастным нормативам.

Все выявленные выше особенности развития наглядно-образного мышления у детей с ЗПР дают основание обратить пристальное внимание на состояние мыслительных процессов как наиболее важных и ключевых в структуре психической деятельности и требуют, в связи с этим, особой организации в проведении с ними коррекционно-педагогических мероприятий. На основе полученных данных нами была разработана программа для экспериментальной группы детей. Мы провели ряд занятий, в содержание которых вошли различные упражнения и игры, развивающие наглядно-образное мышление старших дошкольников. В процессе занятий нами использовались следующие методы и приемы: импровизации, подражания, анализирования, синтезирование, обобщения, абстрагирования, сравнения, иллюстрирования. Характер специальных заданий, направленных на развитие операций мышления (анализа, синтеза, классификации) а также творческого воображения, внимания, памяти, речи осуществлялся нами в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями каждого ребенка.

Чтобы убедиться в эффективности разработанной нами программы коррекционно-развивающих занятий, мы провели контрольный эксперимент с использованием тех же методики. Полученные нами результаты позволили отследить динамику в состоянии наглядно-образного мышления у участников исследования. Отметим, что положительная динамика наблюдалась независимо от генеза ЗПР.

Рис. 1. Методика «Кубики Кооса»

На констатирующем этапе уровень доступной для детей сложности выполнения узора: набрано от 15 до 22 баллов из 55 максимальных, на контрольном этапе — от 22 до 33 баллов из 55 максимальных. Заметно повысился уровень критичности детей к собственным результатам: если на констатирующем этапе наблюдался уровень «зарождающейся» критичности (ребенок не мог выделить противоречие (ошибку), выделял очевидные ошибки, противоречия, носящие преимущественно характер абсурда), то на контрольном этапе чаще видим уровень «констатирующей» критичности, дающей испытуемым возможность отчетливо фиксировать противоречия (ошибки). На контрольном этапе уровень критичности детей к собственным результатам с уровня «зарождающейся» критичности поднялся на уровень «констатирующей» критичности, а с уровня «констатирующей» критичности на уровень «корригирующей» критичности, позволяющей не только обнаруживать и объяснять причины и источники замеченных ими ошибок, но и предлагать способ их устранения. Наблюдаются улучшения по такому показателю как обучаемость (возможность переноса сформированного умения на аналогичный конструктивный материал).

Рис. 2. Методика «Классификация предметов»

На констатирующем этапе были выполнены от 40 % до 65 % задания (что соответствует низкому уровню развития наглядно-образного мышления), на контрольном этапе были выполнены от 55 % до 80 % задания (что соответствует среднему уровню развития наглядно-образного мышления). Дети могут объяснить свои действия и ответы, реже приводят обобщения на интуитивно-практическом уровне либо по ситуационным критериям, чаще объединяют предметы в одну группу по их родовым или категориальным признакам.

Рис. 3. Методика «Исключение предметов»

На констатирующем этапе изучаемой группой детей было набрано от 5 до 7 баллов, на контрольном этапе 7–8 баллов что у детей старшего дошкольного возраста соответствует среднему уровню процессов обобщения и абстрагирования.

Анализируя результаты, полученные на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы, можно сделать вывод о том, что произошли положительные изменения в уровне развития наглядно-образного мышления детей изучаемой группы старшего дошкольного возраста с ЗПР различного происхождения. Это доказывает эффективность тщательно подобранной и проведённой с ними коррекционно-развивающей работы. В результате психолого-педагогического эксперимента старшие дошкольники с ЗПР независимо от ее происхождения смогли качественно подняться на ступень выше первоначального уровня развития наглядно-образного мышления.

Литература:

  1. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития / Н. Ю. Борякова.– М., 1999.– 168 с.
  2. Дети с задержкой психологического развития. Монография / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. — М.– 1984.– 256 с.
  3. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду: издание 3-е переработанное / Т. И. Бабаева и др. — СПб.: Детство — Пресс, 2004. — 218 с.
  4. Лебединская, К. С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития. Актуальные проблемы задержки психического развития / К. С. Лебединская. — М., 1982. — 521 с.
  5. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей / В. В. Лебединский. — М.: изд-во МГУ, 1985. — 167с.
  6. Митрофанов, К. Я. Психофизиологические особенности младших школьников с нарушением речи / К.Я Митрофанов, С. В. Чебарыкова, А. А. Будницкий, Е. А. Левкова // Научные труды SWorld. — 2014. — Т. 14. — № 3. — С. 94–97.
  7. Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов / В. Б. Никишина. — М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 116 с.
  8. Ульенкова, У. В. Дети с задержкой психического развития / У. В. Ульенкова. — Н. Новгород, 1994. — 232 с.
  9. Чебарыкова, С. В. Готовность учреждений различного типа к реализации инклюзивного подхода в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья / С. В. Чебарыкова, К. В. Степанов // Молодой ученый. — 2015. — № 5 (85). — С. 551–554.
Основные термины (генерируются автоматически): наглядно-образное мышление, ребенок, контрольный этап, констатирующий этап, старший дошкольный возраст, мыслительная деятельность, уровень, уровень развития, интуитивно-практический уровень, нормативное развитие.


Похожие статьи

Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой психического развития в условиях реабилитационного центра

Роль игры в развитии наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста

Особенности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Особенности использования средств наглядности при формировании лексических и грамматических навыков говорения у младших школьников

Особенности развития инженерного мышления детей дошкольного возраста

Особенности творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Роль проблемных задач в активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Возможности организации развивающей предметно-пространственной среды логопункта в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста

Особенности развития творческого воображения старших дошкольников

Особенности формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Похожие статьи

Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой психического развития в условиях реабилитационного центра

Роль игры в развитии наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста

Особенности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Особенности использования средств наглядности при формировании лексических и грамматических навыков говорения у младших школьников

Особенности развития инженерного мышления детей дошкольного возраста

Особенности творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Роль проблемных задач в активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Возможности организации развивающей предметно-пространственной среды логопункта в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста

Особенности развития творческого воображения старших дошкольников

Особенности формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Задать вопрос