Успех обучения определяется отношением студентов к учению, их стремлением к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков, их активностью. Результат педагогической работы, в том числе качество знаний, во многом зависит от заинтересованности студентов учебным предметом, комфортности образовательной среды. Это достигается путем использования различных педагогических технологий и приемов, направленных на поддержание внимания обучающихся, развитие у них интереса к учебному материалу, решение проблемы сохранения здоровья и дальнейшей социальной адаптации обучающихся [3].
Основными направлениями профессиональной деятельности преподавателей Кинель-Черкасского филиала государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Тольяттинский медицинский колледж» были выбраны:
‒ формирование личностно-ориентированного подхода в обучении студентов;
‒ научно-исследовательская деятельность преподавателей и студентов;
‒ формирование ключевых и профессиональных компетенций у студентов в процессе обучения;
‒ использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
В ходе учебных занятий учитывались эмоциональные факторы, мотивационный компонент, физиологические закономерности работоспособности, использовались все психолого-педагогические резервы для повышения комфортности студентов на занятиях, сохранения его здоровья, развития творческого профессионального мышления студентов, формировались познавательная мотивация, умение решать интеллектуальные проблемы и задачи [4].
Комфортный алгоритм составного (блочного) урока позволил добиться, чтобы студент запоминал как можно больше материала на аудиторном занятии, создать ситуацию успеха, уверенности перед контролем знаний. Смена деятельности способствовала меньшей утомляемости обучаемых.
Технология работы в малых группах (микрогруппах) развивала умение доказательно отстаивать свою позицию, достигать новых общих результатов, контролировать свое участие в работе группы. Процесс организации учебной деятельности основывался на индивидуальном подходе к обучению в условиях сотрудничества. Создавался благоприятный психологический климат в группе между студентами и между студентом и преподавателем, атмосфера заинтересованности давала возможность каждому обучающемуся проявить инициативу, самостоятельность. Студенты не испытывали внутреннего напряжения, скованности, дискомфорта [1].
Обеспечить различные виды деятельности помогали не только дифференцированные дидактические материалы, но и оперативный контроль. Обучение в малых группах сотрудничества стимулировало студентов к развитию мотивации. Формирование мотивации обучения с учетом личностных качеств студентов, их способностей, склонностей, субъективного опыта предоставляло каждому обучающемуся возможность реализовать себя в учебной деятельности, обеспечить формирование социальной адаптации [2].
Управление деятельностью студентов, переходящее в самоуправление, осуществлялось при помощи алгоритмов действий при работе с учебной информацией. Формировались учебно-познавательные навыки (составление плана выступления, умение пользоваться языком науки), учебно-организаторские умения (планирование текущей и перспективной учебной работы, самоорганизация). Использовалась технология модульного обучения с применением алгоритмов действий, интегрирующей целью которых было усвоение основных знаний темы через проработку информационного материала. Работа с алгоритмами способствовала формированию учебно-познавательных навыков, подготовка самостоятельного выступления через глубокое погружение в тему, обеспечивала полное усвоение материала.
Использовались проблемная лекция, технология развития критического мышления через чтение и письмо. Применение проблемного подхода, способствовало развитию клинического мышления, воспитанию глубокого интереса к учебной дисциплине, знания которой необходимы в процессе профессиональной деятельности. У студентов быстрее формировались основы доказательной речи, расширялась вариативность мышления, создавался новый стереотип подготовки к занятию, появлялась возможность систематизировать имеющиеся знания и дополнять их новыми.
Проводились интегрированные уроки, т. к. это наиболее эффективная форма реализации межпредметных связей при изучении вопросов, требующих синтеза знаний разных наук. Важнейшим итогом интегрированного урока с использованием идеи развивающего и опережающего обучение являлось выстраивание логического мостика между изученным материалом по общепрофессиональным дисциплинам и зоной ближайшего развития знаний на занятиях по клиническим дисциплинам.
Использовались ролевые игры для моделирования профессиональной деятельности медицинской сестры или фельдшера. Использование игры в учебном процессе способствовало повышению уровня познавательной активности, самостоятельности студентов, расширению их интересов, навыков самообразования, а соответственно знаний и практических учебно-познавательных умений, развитию навыков профессионального и межличностного общения.
Урок творчества проводился в форме устного журнала. Результатом стало приобретение и углубление усвоенных знаний, приобщение студентов к самостоятельной и творческой деятельности, которую они осуществляли в соответствии со своими способностями и наклонностями. Такая форма работы способствовала формированию профессиональных качеств личности студента. На занятии реализовывался принцип педагогического сотрудничества.
Повышению качества знаний способствовало использование информационно-коммуникативных технологий. Электронные учебные пособия по общепрофессиональным дисциплинам позволили интегрировать в себе следующие виды учебных и контролирующих материалов: теоретический блок информации по дисциплине или разделу, презентации, видеоролики, рекомендации по самостоятельной работе студентов, контрольно-измерительные материалы (в виде вопросов, задач и тестовых заданий любого уровня сложности).
Особое внимание уделялось работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья по зрению. При работе с ними использовались аудиозаписи, рельефные таблицы.
Контроль за качеством усвоения материала конкретным студентом осуществлялся на каждом занятии. Систематический контроль-коррекция снижала нежелательный психологический эффект контроля (отрицательные эмоции, чувство страха, стрессовые ситуации).
Применение технологий адаптивного, проблемного, развивающего обучения, индивидуальное дозирование объема, сложности, темпа преподавания позволило добиться определенных стабильных результатов:
‒ повышение качественной успеваемости;
‒ отсутствие неуспевающих студентов;
‒ активное участие студентов в учебно-исследовательской работе;
‒ повышение уровня комфортности на уроках и удовлетворенности студентов учебными занятиями (по результатам анкетирования).
Внеурочная деятельность была направлена на расширение профессиональных компетенций, посредством разработки программ по формированию здоровьесберегающего сознания и пропаганде здорового образа жизни.
Повышению качества профессионального образования способствовали:
‒ внедрение в учебный процесс новых педагогических технологий, направленных, в первую очередь, на повышение качества усвоения студентами учебного материала;
‒ повышение качества знаний студентов;
‒ формирование творческой активности студентов;
‒ дальнейшее внедрение в учебный процесс личностно-ориентированных, здоровьесберегающих и информационно-компьютерных технологий.
Литература:
- Зайцев Д. В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России. — Саратов: Научная книга, 2003.
- Колыванова Л. А. Модель формирования культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями медицинского колледжа. Казанская наука. 2011. № 4. С. 173–176.
- Колыванова Л. А., Носова Т. М. Инклюзивное биоэкологическое образование в аспекте модернизации профессиональной подготовки студентов колледжа. В сборнике: Модернизация естественнонаучного образования: методика преподавания и практическое применение сборник статей IV Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию естественно-географического факультета ФГБОУ ВПО ПГСГА. Самара, 2014. С. 98–104.
- Минина О. Г., Данилова Е. А., Рочева Н. И., Коневская Е. В. Специфика психологической реабилитации незрячих и слабовидящих детей // Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья: Материалы международной научно-практической конференции (5–6 декабря 2011, Москва). — С. 459–462 / М.: МГППУ,2011. — 713 с.