На сегодняшний день проблема толерантности является актуальной для всех народов мира. Необходимо внести уточнение в понятии толерантности. Толерантность — это принятие мысли, точку зрение, культуру, мировоззрение каждого человека в таком виде, в каком они и существуют. Это означает, что люди будучи не похожими друг на друга стремятся жить дружно.
Термин “толерантность” происходит от латинского слова “tolerantia”, что в переводе означает быть терпимыми по отношению к мнению, поступкам других.
Толерантность — одна из благородных качеств нашего народа. С раннего возраста нас учили уважать, прощать, что непременно положительно сказывалось в нашей дальнейшей жизни, профессиональной деятельности, в общении.
В настоящее время молодежь должна быть в курсе всех новостей, событий, происходящих в стране и в мире, а также в решении проектов и программ, принятых такими организациями, как ООН, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ. Молодежь не только должна знать, но и принимать активное участие в их решении. Принятие ЮНЕСКО в 1995 году 16 ноября “Декларации о принципах толерантности”, яркое доказательство этому.
Во многих странах мира можно проследить неуважение молодежи к родителям, участие их, сами того не понимая, в разных группировках, сектах. Во избежании таких случаев молодежь нужно направлять в нужное русло, воспитывать ее в духе патриотизма, вселять в них терпение и толерантность. Среди наших предков было множество благородных, добродушных, смелых людей.
В частности, если говорить о толерантности, можно вспомнить случай, произошедший с великим мыслителем Жалолиддином Руми. Однажды Руми встретил на улице попа. Хотя поп был другой веры, Руми поклонился первым. Этот жест считается признаком уважения; поп в свою очередь поклонился в ответ. Руми во второй раз поклонился попу, и поп не остался равнодушным к поклону, и ответил взаимностью. Эта история доказывает взаимоуважение, человеколюбие людей друг другу. В итоге Руми получил все лавры. Ученики Руми удивленно наблюдали за происходящим. “Неужели, это тот Руми, которого мы знали? Ведь поп другой веры, но сколько уважения он получил”. Увидевший удивленных учеников Руми ответил: “Мы не должны отставать от них в любезности и добродушии. Такой благородный поступок должен совершать каждый. Уважение к другим людям — это учение нашего пророка Мухаммеда”.
В годы независимости наш народ вновь обрел такие качества как благородство, терпимость, взаимоуважение, доброту, доброжелательность, добродушие, милосердие. На пути построения свободной и благоустроенной страны, глава государства ставит приоритетной задачей — воспитание молодого поколения в духе толерантности.
Живя на одной земле и уважать другие религии и религию этого народа, уважать идеологию и цели этой страны — это и есть идеология религиозной толерантности. В нашей стране живут более 136 национальностей. Узбекистан на пути построения правового государства, где на законной основе создаются условия равноправия всех религий.
Каждый гражданин должен уважать обычаи, культуру, язык других национальностей. Только в этом случае мы можем поддержать друг друга в разных ситуациях. Но на этом пути человек не должен быть жертвой происходящего вокруг.
В таких случаях толерантность может повлиять с отрицательной стороны, когда человек очень добродушный и доверчивый. Во многих случаях излишняя добродушность и слабохарактерность может подвести человека. Необходимо помнить, что каждый из нас должен быть толерантным, терпимым и культурным. Потому как толерантность связана с природой самого человека, с чем его и создал бог. Вместе с такими качествами, как милосердие, честность, благородство, патриотизм, чувство долга, мы еще и должны прививать в них толерантность. Ребенок с детства воспитывается с детьми разных национальностей. И именно, с детства родители стараются вселять в своих детях верность, милосердие, человеколюбие, уважение и конечно же толерантность. В наше время молодежи мы должны дать не только знания и профессию, но и уделять большое внимание на толерантность и нравственные качества человека. Культура толерантности готовит почву для содружества с другими нациями и национальностями, для плюрализма общественно-культурной жизни страны. Особенно, культура толерантности в многонациональных странах является императивом формирования социально-культурного развития государства. В Узбекистане проживает более 136 наций, народностей и этнических групп. И в каждом из них существуют свои традиции, обычаи, праздники, язык общения, свой образ жизни и культура. Разнообразие культуры оживляет отношение между народами, притягивает, заинтересовывает их, и делает привлекательным жизнь народов разных национальностей. Сегодня наша молодежь воспринимает разную информацию посредством СМИ, Интернета. Зная, понимая надежность, достоверность и значимость той или иной информации, мы не можем ограничивать их в общении и ознакомлении с ними. Так как, мы на пути построения демократического государства. Но, мы должны направлять молодежь в нужное русло, где большое значение имеют общечеловеческие ценности.
“Используя опыт развитых стран, мы должны построить демократическую страну. Мы сторонники образованной, мирной, свободной страны, где придерживаются общечеловеческие ценности[1]”. Но вместе с этим мы должны оградить молодежь от безнравственности, эгоизма, насилия, что чуждо нашей идеологии. Для этого мы должны вселять в них любовь к Родине, к ее прошлому и настоящему, уважение к старшим и обычаям, традициям других наций и национальностей, усилить в них иммунитет духовности и просвещения. Человеколюбие является важным критерием толерантности, включающий в себя такие качества, как вера, уважение, скромность, добродушие, честность. А также долг и обязанность каждого из нас воспитать молодежь в духе толерантности путем привития в них таких качеств, как стыдливость, нравственность, скромность, кроме того путем изучения наставлений и мудрых мыслей, оставленные нам в наследство нашими предками.
Молодежь, воспитанная в духе толерантности, в то время, когда идет процесс глобализации, сможет защитить себя от воздействия ненужных направлений своим воспитанием, милосердием, благородством, мировоззрением, хорошим отношением к окружающему. С этой точки зрения, полученные знания могут быть своеобразным фактором для решения данной проблемы.
Литература:
- И. Каримов. “Высокая духовность — непобедимая сила”, Узбекистан, Т., “Маънавият”, 2008, 114 с.
[1] И. Каримов. “Высокая духовность – непобедимая сила”, Узбекистан, Т., “Маънавият”, 2008, 114-с.