Высокий уровень развития автомобильного транспорта способствует удовлетворению потребностей в перевозке, но, в то же время, имеет ряд негативных последствий, прежде всего высокая аварийность на транспорте. [1]
Сложные дорожно-транспортные условия предъявляют новые, в значительной степени более высокие требования к надежности водителей транспортных средств. Любое дорожно-транспортное происшествие является результатом ошибки водителя в выборе безопасных условий дистанции и скорости движения. Если их значения не выходят за пределы безопасности, ДТП не произойдет. Водитель занимает особое место в системе «водитель-автомобиль-дорога-среда». Дорожные условия, среда и свойства автомобиля лишь определяют границы, в которых можно ездить безопасно, а от водителя и зависит произойдет ДТП или нет. [2]
Автотранспортный комплекс является основным связующим звеном экономической жизни предприятий, любого региона страны.
Предприятие ОАО «ЛК-Транс-Авто», расположенное в г. Волгограде, связано с перевозкой нефтепродуктов с нефтебаз на АЗС в Волгоградской области и филиалах в других регионах России. Предприятие имеет большой и постоянно обновляющийся автопарк, хорошую ремонтно-сервисную базу и коллектив, отличающийся высоким профессионализмом.
Рост тарифов РЖД на 65 % за последние пять лет, при значительных сроках доставки, сделали железнодорожные перевозки на расстоянии до 500 км менее привлекательными.
И в результате компания «ЛК-Транс-Авто» оптимизировала логистику доставки топлива на АЗС Саратовского региона с Волгоградской нефтебазы, путем замещения железнодорожного транспорта автомобильным.
Для организации четкой и эффективной было принято много новых водителей. На первый план вышла профессиональная подготовка водителей бензовозов, так как им приходится управлять большегрузными автомобилями с опасным грузом. Появилась необходимость качественного отбора и подготовки водителей для снижения риска возникновения дорожно-транспортных происшествий.
Безопасность движения водителя зависит от многих показателей. Основными из них являются: квалификация, личностные и психофизиологические качества. Квалификация водителя заключает в себе опыт, профессиональные навыки и профессиональные знания. Для каждого водителя существует ряд индивидуальных психофизиологических качеств таких, как работоспособность, сила устойчивости нервной системы, состояние органов восприятия информации и другие.
Для того чтобы повысить безопасность дорожного движения, необходимо побудить водителей к менее агрессивному, рискованному поведению, повысить общую культуру взаимоотношений между участниками дорожного движения и осознать психологическую компоненту водительской деятельности. Поэтому повышение надежности водителя становится неотложной задачей общества, без решения которой невозможно добиться существенного снижения ДТП и повышения безопасности движения. Надежность по праву можно рассматривать как социально-психологическую проблему. [2]
Психологическую надежность водителей можно определить, как соответствие их психологических качеств требованиям водительской деятельности. Понятие надежность зачастую отождествляется с мастерством, профессионализмом, дисциплиной и другими терминами, определяющими необходимые для водителя качества по безаварийному управлению автомобилем. Психологическая надежность зависит в первую очередь от следующих качеств: внимание, восприятие и ощущение, память, мышление, эмоции, а также особенности личности, как темперамент и характер, морально-нравственные качества, интересы и способности. Психологическая надежность водителя достигается путем целенаправленной тренировки перечисленных ранее качеств в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности. Успех такой тренировки будет зависеть от личностных и психологических особенностей обучаемого, подготовки мастера-инструктора и умения правильно выбирать методы обучения и тренировки с учетом индивидуальных особенностей обучаемых. Часто происходит ситуация, что обучаемый не понимает команд инструктора или не может их выполнить по причине непонимания. Так же важна интонация, с которой подается та или иная команда, т. к. каждый человек по-разному отреагирует, например, на критику со стороны инструктора, один обучаемый воспринимает команды только если слышит спокойный голос, обращенный к себе, а другой — наоборот. Это необходимо учитывать при подготовке водителей, также мастер-инструктор должен знать те психофизиологические качества своих подопечных, которые развиты наиболее слабо, чтобы корректировать подготовку и обучение кандидата в водители для достижения наилучшего результата.
Водитель, чтобы не допускать ошибок при управлении автомобилем, должен быстро переключать внимание с одного объекта на другой, своевременно прекращать начатые действия, а нередко изменять их на противоположные. Скорость переключения внимания зависит от опыта водителя. В результате упорной тренировки он доводит свои навыки до уровня автоматизма действий. Приобретение такого рода навыков является необходимым условием надежности водителя при вождении автомобиля в сложных дорожных условиях.
ОАО «ЛК-Транс-Авто» осуществляет постоянный учет данных о квалификации водителя, его общем стаже водительской деятельности на определенных типах транспортных средств, сроках прохождения медицинского освидетельствования, участии в дорожно-транспортных происшествиях, допущенных нарушениях правил дорожного движения, о фактах лишения права управления транспортным средством, отстранения от работы на линии из-за алкогольного опьянения (или последствий алкогольной интоксикации), о перерывах в водительской деятельности.
Допуск водителя к работе на транспортном средстве любой модели без предварительной стажировки запрещен.
Основная задача проведения стажировки — обеспечение профессиональной надёжности водительского состава и повышение мастерства путём адаптации водителя к условиям работы на конкретном маршруте и конкретной марке автомобиля, а также закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасное управление транспортным средством при перевозке грузов и обслуживании пассажиров.
Организация и контроль за проведением стажировки возлагается на отдел безопасности дорожного движения организации.
Стажировка должна осуществляться на транспортных средствах того типа и марки, и на тех маршрутах, на которых водители будут в дальнейшем самостоятельно работать под руководством опытных водителей — наставников.
Водитель — наставник подбирается из числа наиболее опытных и дисциплинированных водителей, имеющих стаж работы на грузовых автомобилях не менее 3 лет, не допустивших за указанный период ДТП по своей вине, имеющих допуск на право проведения стажировки водителей, назначенных приказом по предприятию.
Указанные меры позволили снизить количество ДТП с водителями ОАО «ЛК-Транс-Авто».
Таблица 1
Динамика аварийности вОАО «ЛК-Транс-Авто» за 5 лет
Год |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
ДТП с пострадавшими |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
ДТП без пострадавших |
11 |
10 |
10 |
12 |
10 |
Анализ данных приведенных в таблице 1 показывает, что динамика аварийности водителей АТП в период с 2012 по 2016 не изменяется. Наибольшее число ДТП было зафиксирован 2015 году и составило 12 аварий (см. рисунок 1).
Рис. 1. Динамика аварийности в ОАО «ЛК-Транс-Авто» за 5 лет
Из графика видно что наибольший пик аварийности пришелся на 2015 год. Меньше всего аварий произошло в 2014 году.
Для того, чтобы улучшить методику отбора водителей, выдвинем следующее предложение.
Во-первых, необходимо проводить не только медицинское обследование, но также проводить обязательное тестирование обучаемых вождению с целью изучения их психофизиологических качеств и выявления их индивидуальных особенностей и отклонений. На основе полученных результатов целесообразно было бы формировать группы из водителей, имеющих схожие параметры и показатели психофизиологических качеств, для совместного их обучения теории. Данная мера позволит упростить работу по подготовки водителей, так как, зная особенности обучаемых, проще найти пресловутый «индивидуальный» подход, который, наконец, будет реализован при обучении теоретическим знаниям, а не только на практических занятиях. Преподаватель теории может давать советы по практическому вождению, порядке и последовательности действий в той или иной ситуации, также ориентируясь на результаты тестирования. Таким образом, это нововведение позволит улучшить эффективность подготовки водителей с точки зрения преподавания теоретического материала и дополнительных советов по практическому вождению согласно индивидуальным особенностям кандидатов в водители.
Во-вторых, необходимо повысить важность изучения первого раздела о психологических основах безопасного управления транспортным средством, включить вопросы по данному разделу в экзаменационные билеты на уровне внутреннего экзамена в предприятии. В целях экономии рабочего времени, данный раздел можно давать на самоизучение водителям, для чего необходимо разработать методические пособия, а затем проводить контроль знаний по данной теме. При этом нужно особое внимание уделить обоснованию важности изучения информации, касающейся индивидуальных психофизиологических качеств, их особенностей и их влияния на обеспечение безопасности дорожного движения.
В-третьих, на последнем этапе обучения надо проводить контроль психофизиологических качеств обучающихся, оценивая уровень ПФК и их изменения, если таковые имеются; тем самым будет обеспечен индивидуальный подход к водителям с позиции системного подхода.
Литература:
- Дятлов М. Н., Долгов К. О., Тодорев А. Н. Профессиональная надежность водителя автомобильного транспорта // Молодой ученый. — 2013. — № 10. — С. 134–138. Молодой ученый http://moluch.ru/archive/57/7867/
- Пустовалова А. И. «Надежность водителя — как социально-психологическая проблема»,Medicport http://medicport.ru/doctors/stati_dlya_vrachej/chelovek_v_ekstremalnyh_usloviyah/chelovecheskij_faktor_v_aviacii_i_drugih_sociotehnicheskih_sistemah/nadezhnost_voditelya_kak_socialno_psihologicheskaya_problema/