На выборке студентов-психологов (n=59) изучена структура учебно-профессиональной мотивации студентов. Установлены различия в степени выраженности отдельных компонентов учебно-профессиональной мотивации студентов-психологов. Обнаружены значимые взаимосвязи между структурными элементами учебно-профессиональной мотивации студентов, будущих психологов.
Ключевые слова: мотивация учебной и профессиональной деятельности, студенты-психологи
В соответствии с новыми государственными стандартами профессионального обучения во главу процесса ставится стремление студентов к саморазвитию, профессиональной самореализации, приобретению профессиональных компетенций [2].
С момента своего возникновения, проблема мотивации обучения до настоящего времени является одной из важнейших в психологии. В отечественной психологии этой проблеме уделяли внимание такие ученые, как Л. И. Божович, В. Ф. Моргун, М. В. Матюхина, А. К. Маркова, А. М. Митина, Ю. Н. Кулюткин, А. А. Реан, В. Я. Якунин и др.
К проблеме учебно-профессиональной мотивации на этапе получения профессионального образования современные исследователи обращались в контексте:
− соотношения образа «Я» и внутренней учебной мотивации студентов (Бугрименко А. Г., 2004);
− взаимосвязи учебно-профессиональной мотивации и личностного развития студентов вуза (Меджидова К. А., 2007);
− влияния экзаменационного стресса на учебную мотивацию студентов ВУЗа (Сергеева О. М., 2008);
− статусного положения студентов ВУЗа (Меламед Д. Л., 2011);
− самопринятия и стремления к самосовершенствованию субъектов образовательного процесса вуза как факторов направленности учебной мотивации студентов (Киселева Е. П., 2008);
− осознания и структурирования жизненных целей (Маркова М. Ю., 2013) и др.
Наиболее интересна, в контексте изучаемой нами проблемы, диссертационная работа М. В. Лях, посвященная изучению видов мотивов учебно-профессиональной деятельности, их развития в студенческом возрасте. В частности, она отмечает, что структура учебно-профессиональной деятельности в ВУЗе у студентов-психологов включает две группы мотивов: учебно-профессиональные и социально-профессиональные мотивы, каждая из которых далее дифференцируется на три уровня. М. В. Лях определяет содержательные характеристики учебно-профессиональных мотивов: действенность, доминирование, самостоятельность и осознанность. Это позволяет, по мнению М. В. Лях, проследить многоуровневое развитие этих мотивов и их смыслообразующий статус [2].
Проведенный анализ публикаций по проблеме исследования показал, что проблема формирования учебно-профессиональной мотивации студентов неоднократно привлекала внимание ученых. Проведенные исследования создали необходимые предпосылки для изучения проблемы учебно-профессиональной мотивации у будущих психологов.
Целью нашего исследования является изучение структуры учебно-профессиональной мотивации студентов, будущих психологов.
Для оценки показателей учебно-профессиональной мотивации была использована методика диагностики учебной мотивации студентов (А. А. Реан и В. А. Якунин, модификация Н. Ц. Бадмаевой), которая включает 34 утверждения, характеризующие мотивы учения, выделенные В. Г. Леонтьевым и Н. Ц. Бадмаевой [1].
Исследование структуры учебно-профессиональной мотивации студентов, будущих психологов, проводилось на базе Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина. В нем приняли участи 59 студентов, обучающихся в институте педагогики и психологии. Возраст испытуемых от 18 до 22 лет.
Проведенное исследование позволило нам установить степень выраженности целого спектра учебно-профессиональных мотивов, которые, по мнению самих студентов, побуждают их учиться в ВУЗе, обнаружить различия в их выраженности и специфические взаимосвязи.
Было выявлено, что профессиональные мотивы (M = 4,03; SD = 0,74), коммуникативные мотивы (M = 3,75; SD = 0,72) и мотивы творческой самореализации (M = 3,69; SD = 1,00) являются ведущими в структуре учебно-профессиональной мотивации студентов, будущих психологов. Менее выраженными мотивами в структуре учебно-профессиональной мотивации студентов, будущих психологов являются учебно-познавательные (M = 3,51; SD = 0,83) и социальные мотивы (M = 3,34; SD = 0,69). В наименьшей степени студентам, будущим психологам, свойственно проявлять в структуре учебно-профессиональной мотивации мотивы престижа (M = 2,89; SD = 0,98) и избегания неудач (M = 2,53; SD = 0,87).
Доминирование профессиональных мотивов у студентов, будущих психологов, говорит об их желании быть успешными в будущей профессиональной деятельности, стремлении в полной мере использовать имеющиеся задатки, способности и склонности в реализации выбранной профессии, потребности в профессиональном росте и желании стать высококвалифицированным специалистом. Высокая выраженность коммуникативного мотива свидетельствует об осознанном стремлении осуществлять профессиональную деятельность в области работы с людьми, расширять сферу социальных контактов, использовать имеющиеся знания во взаимодействии с людьми. Высокий уровень мотивов творческой самореализации характеризует будущих психологов как стремящихся к познанию нового, реализации своего потенциала в творческой деятельности.
Недостаточная выраженность мотивов престижа может говорить о том, что будущие психологи оценивают выбранную ими профессию на основании устойчивого общественного мнения, основанного на представлениях о значимости профессии психолога, ее возможностях, общественной полезности, ценности в обществе. Как отмечает в своем диссертационном исследовании Небольсин Ю. А., престиж профессии психолога во многом зависит от степени информированности о возможностях психологии как науки и возможностях психологов-профессионалов эффективно решать важные проблемы, связанные с жизнедеятельностью людей, их отношениями, взаимодействиями и совокупным трудом. Информационная неполнота и искажения могут сформировать неверные представления о профессии психолога, снизить ее престиж. Престиж профессии психолога зависит также от запроса общества на данную профессию, степени осознания значимости существующих психологических проблем, понимания того, что психологические проблемы не решаются на «уровне здравого смысла», что их должны решать профессионалы [3].
Сниженные значения мотива избегания неудач являются показателем того, что будущие психологи не испытывают выраженного страха осуждения за неуспехи в учебе, осуждения ближайшего окружения, оказаться в кругу «отстающих» обучающихся, не считают свое обучение в ВУЗе вынужденным.
Ниже представим данные изучения взаимосвязи компонентов учебно-профессиональной мотивации студентов-психологов (рис. 1).
Рис. 1. Корреляционная плеяда взаимосвязей показателей мотивации в структуре учебно-профессиональной мотивации студентов, будущих психологов. Примечание: К – коммуникативные мотивы, ИН — мотивы избегания неудач, Пр — мотив престижа, Пф — профессиональный мотив, ТС — мотив творческой самореализации, УП — учебно-познавательным мотив, С — социальный мотив
Связь на уровне значимости р ≤ 0,001
Связь на уровне значимости р ≤ 0,05
Полученная корреляционная плеяда позволила установить множественные положительные корреляционные связи компонентов учебно-профессиональной мотивации будущих психологов.
Проведенный корреляционный анализ выявил 16 положительных взаимосвязей в структуре учебно-профессиональных мотивов студентов, будущих психологов. С социальным мотивом установлено наибольшее количество взаимосвязей, в частности, с коммуникативным мотивом (r = 0,75; р ≤ 0,001), учебно-познавательным (r = 0,71; р ≤ 0,001), профессиональным (r = 0,61; р ≤ 0,001), мотивом престижа (r = 0,60; р ≤ 0,001), творческой самореализации (r = 0,51; р ≤ 0,001), избегания неудач (r = 0,28; р ≤ 0,05). На втором месте по количеству связей находится коммуникативный мотив. Он тесно положительно взаимосвязан с социальным мотивом (r = 0,75; р ≤ 0,001), учебно-профессиональным мотивом (r = 0,67; р ≤ 0,001), мотивом творческой самореализации (r = 0,59; р ≤ 0,001), профессиональным мотивом (r = 0,52; р ≤ 0,001) и мотивом престижа профессии (r = 0,49; р ≤ 0,001). Наличие существенного количества взаимосвязей, в структуре учебно-профессиональной мотивации студентов, будущих психологов, с социальным и коммуникативным мотивами может объясняться спецификой получаемого студентами образования, его целями и содержанием. Помимо указанных взаимосвязей охарактеризуем особенности взаимосвязей и других мотивов в структуре учебно-профессиональной мотивации. Так, мотив престижа положительно взаимосвязан с учебно-познавательными мотивами (r = 0,47; р ≤ 0,001), профессиональным мотивом (r = 0,45; р ≤ 0,001) и мотивом избегания неудач (r = 0,45; р ≤ 0,001); профессиональный мотив показал тесную связь с учебно-познавательными мотивами (r = 0,77; р ≤ 0,001) и мотивом творческой самореализации (r = 0,55; р ≤ 0,001). Учебно-познавательный мотив, кроме отмеченных взаимосвязей, оказался связан с мотивом творческой самореализации (r = 0,55; р ≤ 0,001)
Таким образом, по результатам изучения структуры учебно-профессиональной мотивации студентов, будущих психологов, мы можем сделать следующие выводы:
- Ведущими мотивами учебно-профессиональной деятельности студентов, будущих психологов, являются профессиональные и коммуникативные мотивы, а также мотивы творческой самореализации.
- Структура учебно-профессиональной мотивации студентов, будущих психологов, характеризуется большим количеством положительных связей. Наиболее выраженными связями в структуре учебно-профессиональной мотивации будущих психологов обладают социальный, коммуникативный, профессиональный, учебно-познавательный мотивы и мотив престижа.
Литература:
1. Бадмаева Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. Улан-Удэ, 2004.
- Лях М. В. Виды мотивов учебно-профессиональной деятельности, их развитие в студенческом возрасте: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13. — М., 2012. — 25 с.
- Небольсин Ю. А. Формирование престижа профессии психолог: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.03. — СПб., 2016. — 25 с.