В конце 20 века история впервые дала нам возможность Казахстану обрести государственную Независимость. Перед новоиспеченным молодым государством стояла сложная задача, найти баланс нормального жизнеобеспечения и развития страны. Благодаря мудрой политике Президента Нурсултана Назарбаева сформирован столь необходимый баланс между экономической и политической модернизацией, внутренней и внешней политикой, ближайшими и долгосрочными интересами страны, что позволило Лидеру нации уверенно вести государственный «корабль» сквозь рифы и ураганы времени, не отклоняясь от намеченного курса [1].
Американский политолог Ю.Дженингс справедливо утверждает, что «великий лидер «чувствует» и знает ситуацию, когда он может ее обратить в свой актив». Эти слова в полней мере относятся к казахстанскому Лидеру нации - мудрому прогрессивного политику нового типа, нацеленному на воплощение идеи модернизации страны. Основной фактор достигнутых странной - дальновидные, глубоко продуманные политические решения, принятые с учетом подлинных интересов государства и общества, отраженные в программах, последовательно реализуемых во всех отраслях.
Казахстан как энергичный и ответственный игрок на мировой арене при выработке концептуальных основ своей политики на долгосрочную перспективу учитывал также особенности и специфику трендов новой эпохи. Было выработано четкое понимание, что эпоха, ориентирующая только на ценности потребительского общества, исчерпала себя. Прежняя официальная система ценностей не отвечает реалиям современности, характеризирующийся господством одних ценностей над другими в сферах развития цивилизации.
С конца ХХ века на земле не утихают конфликты, совершаются террористические акты, а в мировом сообществе начало формироваться мнение о том, что во всем виноваты религиозные воззрения, в частности ислам стал восприниматься как источник возникновения угрозы всеобщей безопасности. А это вносит все более усиливающийся раскол в процессе единения и развития сотрудничества между народами и в целом всего человечества [2].
Даже в некоторых, считающих себя демократическими и уважающими свободу религии и веровании европейских государствах нередко имеют место акции, оскорбляющие чувства мусульман. К примеру, карикатуры на пророка Мухаммеда в одной из европейских стран, если быть точнее – это Дания, а в США – священник публично сжигает Коран, священной для всех мусульман книги. Казалось, что уже неминуем разрушительный конфликт между цивилизациями Запада и Востока.
В этих сложившихся условиях главной составляющей возрождения, становления и развития суверенного Казахстана стал переход от жесткого экономического детерменизма к цивилизованному разуму, утверждающему сохранение и обновление многонационального наследия духовно - нравственных ценностей, формирование новой моральной доктрины, поиск путей и форм диалога, создание универсальных диалоговых платформ.
Как известно Казахстан имеет многовековый опыт мирного сосуществования различных этносов и конфессий, культур и традиции. Но время потребовало по-новому взглянуть на многие ключевые вопросы в этой сфере. Глава государства первым из постсоветских лидеров принимает важное решение – отбросить ставший привычным подход к религии как «опиуму», к религиозным учениям как догме. Выступая в далеком 1992 году на 47 сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Нурсултан Назарбаев особо подчеркнул: «Мы в Азии живем на удивительной земле. Все крупнейшие религии мира – иудаизм, буддизм, христианство, ислам – родились именно на святых землях нашего континента. Все духовные учителя человечества - от Лаоцзы и Гаутамы Будды, Иисуса Христа и Мухаммеда до уровня величайших умов современности Махатмы – родом из наших земель. Я убежден, что нам нужны коллективный поиск наилучших путей адаптации к вызовам будущего, формирование новых основ существования человечества в условиях как некогда целостного мира» [3].
Новые тренды мирного сосуществования и взаимодействия обществ и государств нашли свое воплощение во многих глобальных инициативах Президента Казахстана, среди которых особое место занимает Съезд лидеров мировых и традиционных религии, достойной войти в хрестоматийные тексты обществоведческих наук. Глава государства возложил на себя, на своих соотечественников практическую миссию по обеспечению диалога религии и их лидеров, чего никогда прежде в истории. Впервые проведенный 1 Съезд лидеров мировых и традиционных религии прошел 23 - 24 сентября 2003 году поистине стал уникальным событием, которое навсегда останется в истории человеческой цивилизации как первый шаг к диалогу цивилизации.
Вот, что пишут члены конгресса США: «Уважаемый президент Назарбаев! Мы поддерживаем Вашу инициативу и неутомимую деятельность, и усилия по сдерживанию напряженности в отношениях между различными религиями и верованиями и развитию диалога между ними. В сегодняшнем мире значение проводимого Вами Съезда лидеров мировых и традиционных религии имеет особое значение. В наши дни необходимо показывать всему миру, что существует общие для всего мирового сообщества духовно-гуманитарные принципы, призывающие все религии к терпимости и взаимопониманию, сообща противостоять террористам, которые используют религию для оправдания терроризма [3].
Важность и значимость проводимых Астаной съездов лидеров мировых и традиционных религии имеющих во многом фактор исторического значения подтверждается тем, что его работе активно принимают участие известные политики со всего мира, главы государств и руководители международных организации. Не менее важное значение проводимых этих форумов является, то, что в них утверждается главный принцип - принцип межрелигиозного согласия, позволяющий найти как мне кажется оптимальный способ создания мирного взаимоотношении и установления доверия религии в современном, но, к сожалению неспокойном мире. В поддержку выдвигаемого принципа межрелигиозного Согласия в современном мире, президент в ходе работы 2 съезда лидеров мировых и традиционных религии предложил во имя сохранения межрелигиозного согласия на планете предложил в один из предстоящих годов объявить - Годом диалога между религиями и культурами мира. И это предложение нашего лидера не осталось не замеченным в мире. Оно стало основанием для принятия решения на 62- сессии Генеральной Ассамблеи ООН об объявлении 2010 года годом сближения международных культур и принятия участниками съезда в Астане.
Декларации, призывающие к предотвращению столкновении и конфликтов между представителями всех религии и этнических групп из-за религиозных различий. В этом документе, принятом в Астане, под влиянием казахстанского Президента была подчеркнута планетарная необходимость поменять «идеологию противостояния» на «культуру мира».
Сегодня для мирового сообщества главными угрозами являются распространение оружия массового поражения и рост трансграничных преступлений, в то же время они становятся источником угрозы и для духовного мира человека. Причиной этого, уверен Нурсултан Абишевич Назарбаев, является постепенная потеря человечеством связи своими, в течение тысячелетии формировавшимися духовными традициями, духовным наследием.
Мировые религии, благодаря своей связи с народными и национальными традициями, могут укрепить взаимосвязь между духовностью человечества и внутренним миром человека. Поэтому необходимо осуществлять поиск путей к взаимовыгодному диалогу цивилизации. Через эту взаимосвязь надо искать пути к совершенству не через обращение к сознанию масс, смертных, а через понимание и совершенство, вложенное Создателем в свое творение человека [4].
В соответствии с этой концепцией Нурсултан Абишевич Назарбаев связывает рост религиозной нетерпимости с глобализацией и считает, что человечеству в новом тысячелетии необходимы новые подходы и решения. Для нынешней цивилизации самой насущной задачей должно стать недопущение использования политических проблем в интересах религии, возникновение политических конфликтов из-за религиозных проповедей.
Необходимо воспринимать мировую культуру и конфессиональное различие как форму существования и развития человека. Иначе в обществе возникнет раскол. По мнению лидера нации, сегодня мировое сообщество должно приложить все усилия для установления между различными цивилизациями, религиями и в сфере международных отношении принципов справедливости, построения общества мира, духовности и согласия, что возможно только при уважении исторических традиции. Таким образом, на нашей земле был сделан еще один значительный шаг для того, чтобы продвинуться вперед к достижению взаимопонимания между народами посредством уважения к внутреннему и духовному миру человека.
Литература:
- Тусупбекова Л. Сближая цивилизации // Казахстанская правда. – 2015. - 24 июня.
- Сампиев А. Терроризм и глобализация. - // Закон и право. – 2011. - №02.
- Осипов В. Утверждая и проповедуя толерантность и открытость // Казахстанская правда. – 2015. - 10 июня.
- Скиндиров А. Терроризм: возрастающая угроза // Казахстанская правда. – 2015. - 21 апреля.