Некоторые проблемы высшего юридического образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (141) февраль 2017 г.

Дата публикации: 16.02.2017

Статья просмотрена: 424 раза

Библиографическое описание:

Жусупбекова, М. К. Некоторые проблемы высшего юридического образования / М. К. Жусупбекова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7.1 (141.1). — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39689/ (дата обращения: 18.12.2024).



Образование – это целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней.

В статье 10 Модельного образовательного кодекса для государств – Содружества Независимых Государств в числе основных задач образования отмечены: подготовка высокообразованных граждан и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий; обеспечение здорового образа жизни людей; обеспечение качества образования на всех уровнях и во всех типах учебных заведений, соответствующего современным требованиям личности, общества и государства [1].

Среди уровней образования большое значение имеет высшее образование. Высшее образование играет важную роль в обеспечении профессиональной подготовки компетентных и конкурентоспособных специалистов для всех отраслей экономики республики в интеграции с наукой и производством.

Высшее образование в Казахстане согласно Закону «Об образовании» включает в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю. В Послании Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 29 января 2010 года было отмечено, что качество высшего образования должно отвечать самым высоким международным требованиям [2]. Вузы страны должны стремиться войти в рейтинги ведущих университетов мира.

Из слов Главы государства Республики Казахстан видно, что высшее образование в нашем государстве занимает особое место среди долгосрочных приоритетов государства. Сфера высшего образования воздействует на все направления деятельности государства – экономические, военные, экологические, социальные, культурные. Высшее образование является важнейшей сферой духовного производства, которая создает не только интеллектуальную, но и экономическую базу функционирования общества. Поэтому высшее образование должно готовить будущих специалистов с высокой человеческой культурой, которые могли бы глубоко анализировать происходящие перемены в мире и отвечать реалиям жизни.

О совершенствовании высшего образования было сказано в Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы. Целью данной программы является повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала для улучшения материального и духовного благосостояния граждан и устойчивого роста экономики то есть достижение высокого уровня качества высшего образования, удовлетворяющего потребности рынка труда, задач индустриально-инновационного развития страны, личности и соответствующего лучшим мировым практикам в области образования [3]. Среди отраслей образования можно выделить юридическое образование, которое предполагает совокупность знаний о государстве, управлении, праве, наличие которых даёт основание для профессионального занятия юридической деятельностью, а также, система подготовки специалистов-юристов в юридических учебных заведениях.

В данное время в Казахстане широко востребованы специалисты юридического направления. Сегодня консультации юристов и оказание юридических услуг применяется практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Каждый из нас ежедневно сталкивается с правовыми вопросами, и решить эти вопросы могут только профессиональные юристы. Поэтому получение юридического образования в настоящее время действительно актуально. Высшее юридическое образование в Казахстане готовит специалистов для адвокатуры, судов, учреждений юстиции, нотариата, прокуратуры, таможенных инстанций, органов внутренних дел и других учреждений. От состояния высшего юридического образования во многом зависят подготовка высококвалифицированных юристов и качество осуществляемой ими деятельности, которая оказывает существенное воздействие на самые разные стороны развития общества, в том числе на экономику, культуру, социальные и политические факторы.

В наше время юридическая профессия охватывает огромный спектр деятельности человека в обществе, включая область законодательной, исполнительной и судебной власти, органов управления всех уровней, руководство различными предприятиями, учреждениями, организациями, службу в правоохранительных органах, адвокатскую, нотариальную работу, работу юрисконсульта, научную и преподавательскую деятельность.

Кроме того, в условиях сегодняшнего дня правовые знания нужны любому человеку, ибо без юридически грамотных людей невозможно создать цивилизованное, свободное гражданское общество и строить подлинно правовое, демократическое, справедливое, эффективное государство. По образному выражению крупного специалиста в области юридического образования академика О. Е. Кутафина, «построить правовое государство без юристов – это все равно, что построить дом без строителей» [4, с.5].

Но нужно отметить, что есть некоторые проблемы в совершенствовании юридического образования.

Во-первых, в настоящее время прослеживается влияние глобализации на содержание, методику и технологию образования. В этой связи в содержании юридического образования принципиальное значение приобретает изучение «сравнительного правоведения» и «международного права», расширение международно-правового аспекта в преподавании отраслевых дисциплин. Например, «гражданское и уголовное право зарубежных стран», «международное экологическое право». Студентам нужно знать не только интеграционные процессы между государствами, но и конкретные международно-правовые документы в различных сферах жизнедеятельности общества, а также правовые основы взаимодействия национальной экономики с мировой экономикой.

В настоящее время прослеживается распространение американского бизнеса во всем мире, которое повсеместно увеличило число юридических фирм, работающих за рубежом. В этой связи стало необходимым увеличение числа юристов, говорящих на иностранном языке.

Так, по словам российского ученого Н.И.Емельяновой «сегодня резиденты, проживающие в разных странах, обращаются за помощью к юристам, которые должны знать особенности разных правовых систем и владеть иностранными языками. Так, например, находящиеся только в одном городе Чикаго 20 юридических фирм имеют свои офисы в разных странах и часто даже более чем в одной стране [5]. Она также отмечает, что «в России отсутствует традиция массового владения иностранными языками, что создает трудности для обучения многих молодых людей в вузах. Согласно государственным стандартам высшего профессионального образования иноязычная профессиональная компетенция является обязательным компонентом профессиональной компетенции любого современного специалиста. Цель иноязычной подготовки будущих юристов заключается в формировании и развитии профессионально - ориентированной межкультурной коммуникативной компетенции, которая включает знания и умения как на иностранном, так и на родном языке, а также определенные способности и качества личности. Таким образом, целью иноязычной подготовки будущих юристов является достижение такого уровня владения родным и иностранным языком, который позволяет им адекватно определять свое речевое поведение в изменяющихся условиях межкультурного общения [5]. Соглашаясь с мнением Н.И.Емельяновой, нужно отметить, что такое явление прослеживается и в Республике Казахстан.

Во - вторых, для развития юридического образования в РК необходимо иметь четкую, обоснованную программу подготовки юристов. Надо знать, сколько и какой специализации юристов готовить. Программа профессионального юридического образования должна быть планомерной, научно-обоснованной и экономически обеспеченной. Она должна учитывать перспективы развития юридической деятельности. Программой профессионального юридического образования следует охватить как высшее, так и средне - специальное образование, послевузовскую подготовку, а также правовую подготовку и повышение квалификации юридических кадров, в том числе преподавателей юридических дисциплин. То есть необходимо осуществлять подготовку юристов по узкой специализации.

В-третьих, если мы живем в правовом государстве, то необходимо, чтобы каждый гражданин этого государства знал свои права и обязанности. Для этого необходимо, постоянно и непрерывно вести работу по правовому всеобучу среди населения страны. Для этого необходимо правовоспитательную работу начинать с детского сада, на доступном языке объяснять какие-то правовые вещи, то есть, что можно делать, а что нельзя. Детей нужно с малых лет учить жить по закону и вести правильный, здоровый образ жизни. В школах ведется обязательный курс «Основы права». Параллельно, с целью формирования у молодого поколения базового уровня правосознания и правовой культуры, ввести в средней школе факультативные дисциплины по основам права в нескольких последних классах («Азбука права», «Права человека», «История права», «Демократия для всех», «Правовая культура» и т. д.). Учебные пособия для этих курсов с использованием новейших интерактивных методик преподавания в конце 1990-х — начале 2000-х гг. уже были разработаны и изданы для разных классов на казахском и русском языках, а их апробация прошла в десятках школ Казахстана при содействии фонда «Сорос-Казахстан» (руководитель проекта — профессор А. К. Мухтарова). Но расширенное внедрение проекта было отложено. Целесообразно комплексное переиздание всех этих пособий, возможно в несколько дополненном и доработанном варианте, и использование их в системе среднего образования [6, с. 9].

Кроме того, настало время, когда нужно пересмотреть школьный курс «Основы права», нужно издать новые учебники, курс должен преподаваться педагогами-юристами, больше часов предусмотреть для этого курса. В программе этого курса нужно предусмотреть побольше часов по некоторым темам гражданского, экологического и административного права. Например, совершение сделок несовершеннолетними, эколого-правовое воспитание несовершеннолетних, административный проступок и т.д. В этой связи, в настоящее время нужно особо уделить внимание на подготовку учителей по праву в школах. Ранее во всех вузах была специальность «Основы права и экономики», «Методика преподавания права», в данное время специалистов по этим специальностям во многих вузах не готовят, потому что не набирается необходимое количество обучающихся. На наш взгляд, кажется необходимо принять программу по возобновлению подготовки кадров по этим специальностям, что улучшило бы преподавание права в школах.

Литература:

  1. Модельный образовательный кодекс для государств-участников СНГ. – Санк-Петербург, 2006. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL.: http://lawrussia.ru/bigtexts/law_3016/index.htm (Дата обращения: 28.12.2016).
  2. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие – Новый экономический подъем – Новые возможности». – 2010. – 29 января. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL.: http://ecoinfo.kz/novoe-desyatiletie-novyjj-ehkonomichesk (Дата обращения: 28.12.2016).
  3. Указ Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года «О Государственной программе развития образования РК на 2011-2020 годы». // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL.: http://www.inform.kz/ru/ukazom-prezidenta-rk-utverzhdena-gosudarstvennaya-program (Дата обращения: 28.12.2016).
  4. Петручак Л.А. Правовая культура и юридическое образование в контексте модернизации российского общества: монография. – Москва: Проспект, 2011. – С.5.
  5. Емельянова Н.И. Изучение иностранных языков в юридических вузах в условиях глобализации. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL.: http://www.juristlib.ru/book_9616.html (Дата обращения: 24.11.2013).
  6. Нарикбаев М.С., Ударцев С.Ф. Система образования Казахстана: проблемы, резервы развития, задачи на завтра // Зангер. – 2009. - №8. - С. 9.
Основные термины (генерируются автоматически): высшее образование, Казахстан, юридическое образование, государство, высшее юридическое образование, иностранный язык, иноязычная подготовка будущих юристов, правовое государство, профессиональное юридическое образование, юридическая деятельность.


Задать вопрос