Социально-экономическая среда моногородов формируется непосредственно градообразующими предприятиями, уровень развития и качественные характеристики ее оказывают значительное влияние на уровень жизни населения. В свою очередь, развитие инженерной, экономической, социальной инфраструктуры, политика муниципалитета и региональных властей, инвестиционная привлекательность территории и другие факторы формируют среду функционирования градообразующего предприятия, внешние условия, оказывающие существенное воздействие на бизнес. Таким образом, стратегия развития моногородов, да и региона в целом главным образом зависит от деятельности градообразующих предприятий. С формированием и развитием рыночной экономики, сменой собственников большинства предприятий, существенным изменением внешней среды практически все рассматриваемые организации и соответствующие моногорода и их население испытывают большие трудности, которые в значительной степени усугубились с развитием мирового финансово-экономического кризиса. Проблема существования, функционирования градообразующих предприятий приобрела стратегическое значение не только для отдельных городов и регионов, но и для экономики Казахстана в целом. Моногорода – это поселения, организации и жители которых не способны собственными силами бороться с рисками внешней среды, например, падением спроса на продукцию. В таком городе есть одно или несколько промпредприятий, где работает не менее четверти экономически активного населения и более половины объема промышленного производства дают предприятия, технологически связанные между собой. При этом не менее 20% налоговых доходов местного бюджета поступают от таких предприятий [1]. Основным отличием моногородов от обычных городов является неразрывная связь между городом и предприятием (группой предприятий), которое несет ответственность не только за пополнение бюджета города, но и за социальную обстановку, при этом обеспечивает условия жизнедеятельности целых районов города. Как правило, расходы предприятия на содержание социальной инфраструктуры закладываются в себестоимость продукции, что в итоге делает ее неконкурентоспособной. А финансовые проблемы такого предприятия постепенно перерастают в социально-экономические проблемы города. Для выхода на новые рынки, развития и модернизации производства на градообразующих предприятиях необходимы финансовые ресурсы. Некоторые специалисты предлагают ввести для них налоговые льготы, что, по нашему мнению, малоэффективно и не дает стимула предприятию заниматься реструктуризацией производства, а так же уменьшает размер денежных поступлений в бюджет моногорода. Гораздо эффективней могут быть программы предоставления государственных льготных кредитов, государственных банковских гарантий и закрепление в законодательстве полномочий власти и необходимых мер по контролю их использования.
К сожалению, пока такого рода государственная поддержка не всегда осуществляется качественно [2, 3]. В моногородах сосредоточена значительная часть промышленного потенциала Казахстана. Город Степногорск является центром промышленного производства, занимающим значительную долю в общем объеме промышленного производства Акмолинской области (32,3 % в 2009 году, 27,5 % в 2010 году, 28,9 % в 2011 году 37,9%, 2015 году ) [4]. На территории города Хромтау Актюбинской области добывается весь объем хромовой руды в Казахстане и 95 % хромовых руд в СНГ. В городе Житикара Костанайской области находится единственный в Казахстане асбестовый комбинат АО «Костанайские минералы», который занимается добычей и обогащением руд хризотил-асбеста и производством на этой основе товарного асбеста. Большое влияние на экономику Костанайской области оказывают результаты работы АО «Соколовско-Сарыбайского горно-обогатительного производственного объединения» (добыча железной руды), расположенного в городе Рудном. Доля предприятия в общем объеме промышленного производства области составляет 57 %, а по налогам – 62,4 %. Развитию малого бизнеса в моногородах препятствуют низкий производственный и потребительский спрос, недоступность финансово-кредитных ресурсов, обусловленная отсутствием у предпринимателей ликвидного залогового имущества. Социальное развитие моногородов:
1) население: общая численность населения моногородов в 2011 году составила 1,53 млн, в 2014 году 1,634 млн человек. Несмотря на общий рост населения в моногородах за десятилетний период (на 4 %), в 11 из них произошло сокращение численности населения на 11,8 %. В результате значительная убыль численности населения наблюдается в городах Аркалык – на 33,5 %, Каражал – на 19,5 %, Абай – на 19,3 %, Жанатас – на 18,2 % и Серебрянск – на 16,3 %. Основные причины миграционного оттока населения из моногородов – высокий уровень безработицы и самозанятости, низкие денежные доходы населения, стремление к получению образования. Другой проблемой миграционного оттока населения трудоспособного возраста из моногородов стала тенденция старения населения. В некоторых городах доля населения старше трудоспособного возраста превышает 18 % (Лисаковск, Риддер и другие).
2) занятость и безработица: проблемой большинства моногородов в настоящее время являются отсутствие работы и, как следствие, высокий уровень безработицы и доли самозанятого населения. Высокие показатели уровня безработицы по сравнению с уровнем по республике (7,2 % в 2009 году) наблюдаются в городах Аркалык (9,4 %), Кентау (8,7 %), Аксу (7,9 %). Кроме того, в большинстве моногородов более трети экономически активного населения входят в категорию самозанятых. Высокие показатели самостоятельного занятого населения наблюдаются в городах Каратау (49,7 %), Аркалык (49,3 %), Житикара (47,0 %), Жанатас (37,1 %) и Кульсары (30,7 %). На рынке труда сохраняется несоответствие спроса и предложения. Со стороны предложения на рынке труда в настоящее время выступают в основном бывшие сельские жители, которые переехали из близлежащих сельских районов. Квалификация переехавших сельских жителей зачастую очень низкая и не соответствует требованиям рынка труда. Вследствие этого возникает необходимость принятия мер по воспроизводству кадрового потенциала на новой качественной основе, исходя из перспектив и приоритетов развития экономики моногородов.
3) уровень жизни населения: прямым следствием проблем на рынке труда является сохранение высокого уровня бедности в моногородах. Среднедушевые доходы большинства моногородов не достигают среднеобластного уровня. Так, в городах Аркалык, Кентау, Балхаш, Сарань среднедушевые денежные доходы составили 80-85 % к среднеобластному уровню, а в городе Хромтау – 73 %. Основными источниками доходов населения моногородов являются заработная плата на предприятиях и организациях (в основном бюджетных), доля которой составляет в общей сумме доходов 50-60 %, пенсии, стипендии, различные пособия составляют до 20-30 % доходов, поступления от подсобного хозяйства – 10-15 %, остальное – помощь близких и друзей. Из 27 моногородов страны вдоль автомобильных дорог международного значения находятся 7 городов, республиканского значения – 14, местного значения – 7. Неудовлетворительное состояние производственной инфраструктуры является одной из ключевых проблем, сдерживающих развитие моногородов. Особенно остро стоит проблема транспортной удаленности и плохого состояния автомобильных дорог. В моногородах наблюдается высокий уровень аварийных домов. Самые худшие показатели доли общей площади аварийных домов к общей площади жилого фонда наблюдается в городах Аркалык (84,7 %), Абай (36,7 %), Жанаозен (10,9 %), Каратау (8,4 %) и Жанатас (7,1 %)[5]. В этой связи выявить основные проблемы развития промышленных моногородов и выработать стратегию развития моногородов, занятых в сфере отралей промышленности и агропромышленного комплекса – первоочередная задача для поддержания развития моногородов в Казахстане. В связи с этим обстоятельством рассмотрим SWOT – анализ в целом промышленных моногородов (табл. 1). Исходя из SWOT – анализа возможно сделать вывод о целесообразности применения стратегии использования сильных сторон. Поэтому основная миссия таких городов будет состоять в том, чтобы являться центром инновационных производств и быть территорией привлекательной для размещения бизнеса, который в свою очередь повысит уровень жизни населения, увеличит доходы бюджета и населения. Вопросы о судьбе градообразующих предприятий моногородов должны решаться, наряду с другими факторами, с позиций не только их конкурентоспособности, но и значимости каждого предприятия для экономики страны, роли в обеспечении экономической безопасности и сохранении обороноспособности государства.
Таблица 1
Стратегический анализ социально-экономического развития промышленных моногородов (SWOT – анализ)
Пока-затели |
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
Производственно-экономическая сфера
|
1. Наличие крупных промышленных предприятий, выпускающих конкурентоспособную продукцию; 2. Развитая транспортная инфраструктура; 3. Развитие инфраструктуры по привлечению инвестиций. |
1. Прямая зависимость рынка труда от ситуации на промышленных предприятиях, 2.Снижение выпуска продукции отраслей перерабатывающей промышленности; 3. Медленная реструктуризация предприятий. |
Возможности (O) |
Угрозы (T) |
|
1.Развитие инновационных производств, способствующих повышению эффективности управления городом; 2. Проведение диверсификации экономики; 3. Увеличение спроса на рабочие кадры различных специальностей и различного уровня профессионального образования; 4. Совершенствование нормативно-законодательной базы, создающей условия для стимулирования производства, повышения конкурентоспособности выпускаемых товаров, развития предпринимательской среды. |
1. Влияние негативных факторов социально-экономического развития страны на экономику города; 2.Повышение стоимости сырья, энергоресурсов, снижающее конкурентные преимущества предприятий; 3. Увеличение доли «теневой экономики».
|
|
Социальная сфера
|
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
1. Улучшение демографической ситуации; 2.Достаточно развитая инфраструктура спортивных учреждений; 3. Наличие филиалов высших школ. |
1. Отсутствие эффективной системы решения проблемы безработицы; 2.Слабо развита инфраструктура культурно-досугового типа; 3.Низкий уровень социального обслуживания населения. |
|
Возможности (O) |
Угрозы (T) |
|
1. Высокая социальная активность населения; 2.Снижение издержек и повышение качества и доступности жилищно-коммунальных и транспортных услуг путем создания и поддержания необходимого уровня конкуренции и контроля. |
1. Снижение уровня культуры населения; 2. Миграция молодых кадров; 3.Уровень социального развития города зависит от материального и финансового положения населения и работы градообразующего предприятия. |
|
Экология |
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
1. Эффективное действие очистных сооружений; 2.Наличие эффективных мусороперераба-тывающих систем. |
1. Недостаточная мощность канализационных систем; 2.Подвергается воздействию вредных выбросов вследствие деятельности горнорудного предприятия; 3. Загрязнение окружающей среды. |
|
Возможности (O) |
Угрозы (T) |
|
1. Создание экосбалансированных систем и переход к долгосрочному экологически ориентированному городскому планированию; 2.Улучшение эколого-эстетического состояния территории городов; 3.Перевод градообразующего предприятия на экологически чистые технологии. |
1.Ухудшение экологической ситуации вследствие деятельности горнорудных Предприятий, загрязняющих окружающую среду |
В результате реализации стратегии промышленные моногорода должны стать:
1. Территорией с наилучшими экономическими, социальными, экологическими условиями для проживания населения.
2. Центром развития инноваций и технологий для высокого уровня обеспечения новой инновационной экономики.
3. Центром развития туристической индустрий.
Практическое применения данных подходов к стратегии развития промышленных моногородов имеет место в проектах по созданию промышленных кластеров.
Литература:
- Искаков У.М. Города Казахстана: проблемы социально-экономического развития – Алматы: «Наука», 1985. – 160 с.
- Балкияев Н. Социально-экономические проблемы развития малых городов юга Казахстана в переходный период к рынку: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Алматы, 1994. - 22 с.
- Основные направления развития и размещения производительных сил Казахстана на период до 2015 г. - Алматы: РГП «Институт экономических исследований», 2002. – 656 с.
4. Акмолинская правда. Пресс-тур: Степногорск. 08.02.2016. - www.apgazeta.kz
- Мырзалиев Б.С. Актуальные проблемы социально-экономического развития малых и монопрофильных городов // Вестник МКТУ им. Х.А. Ясави. – 2012. - № 3(78). -С. 278-284.