Одним из важных вопросов любого государства является повышение конкурентоспособности страны и ее регионов. Конкурентоспособность государства – принципиально важный вопрос для любой страны, характеризующий способность повышать благосостояние граждан в условиях международной конкуренции и глобализации. Конкурентоспособность государства – принципиально важный для любой страны вопрос, характеризующий способность повышать благосостояние граждан в условиях международной конкуренции и глобализации. Конкурентоспособность достигается способностью создавать и поддерживать специфические региональные факторы – конкурентные преимущества, благоприятно влияющие на привлечение инвестиций и уровень жизни населения. Факторы, оказывающие доминирующее влияние на развитие конкурентоспособности региональной экономики, должны выстраиваться таким образом, чтобы их совокупное влияние было ориентировано на обеспечение роста конкурентных преимуществ даже в условиях ограниченных финансовых ресурсов. В своем Послании народу Казахстана от 14 декабря 2012 года Глава государства определил новый политический курс нации до 2050 года, в котором были обозначены эпохальные планы и задачи на предстоящие десятилетия вперед. Была поставлена задача вхождения Казахстана в 2050 году в число 30-ти самых развитых государств мира. Решение этой задачи заключалась не только в повышении международных рейтингов, но и в достижении уровня мировых стандартов по широкому спектру жизнедеятельности граждан страны, при этом Глава государства отметил, что без конкурентоспособной экономики страна не может войти в число высокоразвитых стран [1]. За годы независимости регионы, имеющие мощную минерально-сырьевую базу, увеличили свои доли в ВВП страны. Наибольшее снижение удельного веса имели области, специализирующиеся в производстве сельхозпродукции, пищевой и легкой промышленности (Акмолинская, Алматинская, Жамбылская, Костанайская, Северо-Казахстанская, Южно-Казахстанская). В настоящее время развитие экономики страны, по-прежнему, обеспечивается за счет освоения и использования природных ресурсов и продолжает придерживаться модели «сырьевого» развития. Длительное использование подобной стратегии имеет естественные пределы и не позволяет рассчитывать на рост конкурентоспособности экономики в перспективе. В современных условиях страна со слабоконкурентной экономикой не может рассчитывать на достойное место в мировом сообществе. Результаты экономического развития регионов во многом зависят от уровня их конкурентоспособности. Для повышения производительности экономики регионов и их конкурентоспособности был разработан Проект дорожной карты, в котором обозначены 4 направления: приоритетные направления для политики стимулирования регионального развития; условия для развития современной производственной инфраструктуры: индустриальные зоны; условия для привлечения прямых инвестиций; условия для развития малого и среднего бизнеса, в секторах, где существует большой неиспользованный потенциал. Для выработки приоритетных направлений политики стимулирования регионального развития следует решить системные проблемы, которые охватывают все вышеуказанные факторы – базовые показатели, показатели усилители эффективности, показатели инновации и развитости, сдерживающие развитие конкурентоспособности регионов. Местным исполнительным органам должны акцентировать внимание на качественный рост производительности труда, усиление межрегиональных связей [2]. Путь к процветанию региона лежит в активизации кластерных инициатив. Именно наличие развитых и конкурентоспособных кластеров, в конечном итоге, позволяет региону развиваться быстрыми темпами. Для решения этой задачи у региональных властей имеются достаточно большие потенциалы влияния и возможности на развитие кластеров. Кроме того, основным плацдармом для регионов по развитию кластеров является Концепция формирования перспективных национальных кластеров Республики Казахстан до 2020 года и Программа индустриального развития на 2015-2019 гг. Для повышения конкурентоспособности регионов и ключевых кластеров необходимо использовать подходы по развитию индустриальных зон и создать благоприятные условия для их формирования и развития. Важную роль в повышении конкурентоспособности регионов и создания новых рабочих мест может сыграть привлечение инвестиций. Сегодня потенциал развития за счет ПИИ все еще недостаточно используется регионами: региональные власти в большинстве случаев демонстрируют низкую активность, плохо подготовлены к конкуренции за привлечение инвестиций и не понимают ключевых факторов успеха в привлечении инвестиций. А ведь изменить положение в лучшую сторону возможно за счет создания региональных инвестиционных, паевых, венчурных и иных структур для развития коллективного инвестирования на данной территории с участием государства, частных национальных и иностранных инвесторов. Малый и средний бизнес могут играть очень важную роль в создании новых рабочих мест и повышении производительности формируемых кластеров. На уровне регионов нужно уделять внимание развитию МСБ и создать необходимые условия для их полноценного развития. Для достижения конкурентоспособной экономики необходим качественный рост производительности труда, за счет внедрения современных технологий, инноваций и идей. Среднее влияние на повышение конкурентоспособности в регионе оказывает «кадровый потенциал». Область является самой густонаселенной, при этом сохраняется низкий уровень благоустройства, дефицит и недостаточный уровень подготовки кадров. Ввиду низкой заработной платы и условий труда происходит отток медицинских кадров из отрасли, особенно в сельской местности, что снижает качество и доступность качественной медицинской помощи. Для решения острых проблем в регионе работает программа «Занятость – 2020», на что освоено 16,3 млрд. тенге, а программой охвачено 34,4 тыс. человек. Реализация стратегических целей в области в сфере занятости и трудоустройства должна быть взаимосвязана со специализацией региона, их кадрового обеспечения. Приоритетами новой стратегии занятости стали, следующие направления:
обеспечение отраслей области квалифицированными кадрами;
развитие предпринимательской активности;
повышение профессиональной и территориальной мобильности трудовых ресурсов за счет планирования внутриобластной и внутрирайонной миграции;
создание условий для адаптации и проживания мобильной части занятой молодежи;
повышение продуктивной занятости самостоятельно занятого населения, формализация их статуса;
усиление адресности мер социальной поддержки, снижение иждивенчества и стимулирование трудовой активности;
развитие и поощрение научных исследований по наиболее актуальным проблемам занятости населения, создания эффективного рынка труда и регулирования миграции рабочей силы. Среднее влияние на повышение конкурентоспособности Южно-Казахстанской области оказывает в регионе наличие условий для формирования развития кластеров – строительной индустрии, переработки сельскохозяйственной продукции, энергетического кластера, фармацевтической продукции, туристического кластера, создание международного транспортно-логистического центра в городе Шымкент. Также на конкурентоспособности региона сказывается влияние существующего экономического и финансового кризиса, который затрудняет привлечение необходимых инвестиций в отрасль, повышение внутриреспубликанских цен на сельскохозяйственную продукцию, увеличение доли импорта, потеря внутренних и внешних рынков в пользу импортных товаров, угроза продовольственной безопасности, ограниченность предложения финансовых услуг сельхозцентру. Южно-Казахстанская область является регионом, имеющий высокий потенциал для развития межрегиональной связи в таких сферах как сельское хозяйство, машиностроение, производство продуктов питания, металлургия, транспорта и логистики и т.д.В сфере сельского хозяйства существуют такие предпосылки для развития межрегиональной кооперации:
- природные ресурсы для ведения растениеводства и животноводства;
- емкий потребительский рынок, близость крупных рынков сбыта;
- наличие перерабатывающих заводов сырья и продукции сельского хозяйства.
Оценка конкурентоспособности регионов Казахстана позволила определить важные проблемные вопросы относительно следующих блоков, где были выработаны меры по их устранению и повышению конкурентоспособности региона:
- приоритетные направления для политики стимулирования регионального развития;
- условия для развития современной производственной инфраструктуры: индустриальные зоны;
- условия для привлечения прямых инвестиций;
- условия для развития малого и среднего бизнеса, в секторах, где существует большой неиспользованный потенциал.
Развитие экономики страны обеспечивается за счет освоения и использования природных ресурсов и продолжает придерживаться модели «сырьевого» развития. Длительное использование подобной стратегии имеет естественные пределы и служит припятствием росту конкурентоспособности экономики в перспективе.
Местные органы власти должны всемерно и любыми способами стимулировать развитие в регионах межрегиональных кластеров, разработку и развитие центров инноваций и инновационных проектов в университетах силами преподавателей, молодых специалистов и студентов, всесторонне поддерживать инициативы в этой сфере от идеи до внедрения результатов исследований.
В этой связи для повышения конкурентоспособности регионов Республики Казахстан важно обратить внимание на следующих приоритетах:
на росте производительности труда за счет интенсивных факторов (технологии, ПИИ, инновации, рост расходов на НИОКР и др.);
на росте доходов населения за счет роста производительности труда в обрабатывающей промышленности;
на стимулировании политики повышения роли МСБ в свете приоритетов Стратегии «Казахстан 2050»;
на проработке вопросов по увеличению реальной заработной платы в регионах, особенно, в сфере обрабатывающей промышленности;
на институциональной поддержке кластерных инициатив;
на стимулировании межрегиональной кооперации;
На эффективном применении инструментов программ развития: Дорожная карта бизнеса 2020, Агробизнес 2020, Развитие регионов до 2020 года и др.
Таким образом, повышение конкурентоспособности регионов является для региональных властей самой приоритетной задачей, где одну из главных ролей играет эффективное использование человеческого и интеллектуально-творческого потенциала. В этих вопросах чрезвычайно важную роль отводятся региональной специализации и развитию специализированных кластеров с учетом местных особенностей, географической концентрации промышленного производства, способствующей росту производительности и инноваций, повышению конкурентоспособности регионов.
Литература:
- О мерах по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия» Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». adilet.zan.kz
- Диагностика конкурентоспособности регионов РК: выводы и рекомендации центр региональных и социологических исследований. АО «Институт экономических исследований» 2013г.