В работе рассматриваются вопросы организации и методики тренировочного процесса прыгунов в длину на этапе начальной специализации. Представлены данные о динамике показателей прыгунов в годичном цикле подготовки на этапе начальной специализации
Ключевые слова: методика, тренировочные занятия, прыжки в длину, общая и специальная физическая подготовка, этап начальной специализации
Актуальность. Одним из интереснейших и популярных видов легкой атлетике являются прыжки в длину. Прыжок в длину относится к разряду скоростно-силовых видов спорта. Основной задачей, стоящей перед тренером и спортсменом при подготовке является создание условий, позволяющих достигнуть наилучшего результата в самых важных соревнованиях. Вместе с тем подготовка прыгуна в длину состоит из нескольких этапов, которые решают задачи технического и физического совершенствования с учетом анатомо-физиологических особенностей занимающегося, его возраста, подготовленности, в связи, с чем подбираются средства физической и технической подготовки, а также определяются педагогические методы работы с занимающимися.
Прыжок в длину с разбега, несмотря на кажущуюся простоту движений, предъявляет к занимающемуся ряд серьезных требований, без которых невозможно достичь определенного результата. Высокий уровень развития быстроты, силы, прыгучести и ловкости является определяющим в достижении хороших результатов в этом виде легкой атлетики.
В исследовании была поставлена цель — определить оптимальный объем и содержание общей и специальной физической подготовленности у прыгунов в длину на этапе начальной специализации.
В работе были поставлены следующие задачи:
- На основании анализа научно-методической литературы и тренерского опыта выявить научно-методические основы подготовки прыгунов в длину.
- Определить содержание общей и специальной физической подготовки прыгунов в длину с разбега на этапе начальной специализации;
- Выявить динамику показателей прыгунов в годичном цикле подготовки на этапе начальной специализации.
Организация исследования. Нами изучалось влияние различных средств и методов на воспитание скоростно-силовых и силовых качеств у испытуемых, а также рациональное распределение их в планировании на этапе начальной спортивной специализации.
Исследование проводилось в естественных условиях тренировочных занятий в 2015–2016 г.г. на постоянном контингенте юных прыгунов в длину занимающихся в ДЮСШ № 1 г. Ташкента. В нем приняли участие 20 спортсменов группы в возрасте от 12 до 14 лет.
В процессе проведения исследований в группе прыгунов 12–14 лет были получены следующие антропометрические данные. Повторное исследование проводили через год занятий. Анализ полученных данных длины и массы тела, говорит о среднем уровне развития.
Анализ результатов физической подготовленности показал, что у разных спортсменов темпы развития физических качеств неодинаковы, так как определяются не только методами тренировки, но и индивидуальными особенностями к совершенствованию.
Однако существенное значение имеет также исходный уровень физических качеств, который определяет предрасположенность отдельных людей к тому или иному виду прыжков. Поэтому при комплектации групп и ориентации спортсменов при выборе основного вида прыжков на этапе начальной специализации определяют первоначальный уровень природных качеств, которые и определяют успех спортсменов в избранном виде специализации в прыжках, и трудно поддаются развитию в процессе тренировки.
С интервалом в полгода все спортсмены проходили педагогические контрольные тестирования с целью выявления уровня развития и темпов прироста скорости, скоростно-силовых качеств (прыгучести, выносливости и силы).
Важнейшим физическим качеством прыгуна является сложный комплекс скоростно-силовых качеств, проявляемый при выполнении точного разбега и мощного отталкивания. При выполнении отталкивания давление на опору превышает собственный вес спортсменов в 5–7 раз. Это требует высокого уровня силовых и скоростно-силовых качеств.
Выполнение сложных движений, как в опорной, так и в полетной фазах прыжков требует высокой степени координации и оптимального состояния функции вестибулярного аппарата. Выполнение широко амплитудных маховых движений обязательно для современных вариантов прыжка. Поэтому прыгуны должны обладать и таким качеством как гибкость, т. е. высокой степенью подвижности в суставах. Прыгуну в высоту свойственны такие психические качества, как смелость и решительность, и та особая форма самоконтроля, которая позволяет правильно распределить свои силы во время многочасовой соревновательной борьбы.
Анализ динамики результатов показал, что рост результата в прыжках в длину связан с и сходным уровнем и ростом результатов в беге на 30 м с ходу и прыжке в длину с места. При этом результат в прыжке в длину с места не может служить универсальным тестом для определения способностей к прыжкам в длину с разбега. Объясняется это тем, что результат в прыжке в длину с места зависит не столько от уровня физической подготовленности, сколько от умения направить свои усилия под нужным углом. Новички 11–12 лет не имеют еще достаточного навыка, и боясь упасть при приземлении, как правило прыгают больше вверх, чем вперед, не реализуя в полной мере имеющиеся физические возможности.
В исследованиях определено, что всесторонняя подготовка, многоборность, а также высокий уровень развития скоростно-силовых и силовых качеств являются основой в подготовке прыгунов в длину с разбега. Вместе с тем подготовка прыгуна в длину состоит из нескольких этапов, которые решают задачи технического и физического совершенствования с учетом особенностей спортсмена, его возраста и подготовленности.
Выводы:
- Анализ научно-методической литературы и результатов исследований показал, что для достижения высоких спортивных результатов у занимающихся прыжками в длину, необходимо развивать и систематически совершенствовать все основные физические качества. Прыжок в длину характеризует, прежде всего, высокая скорость разбега которая сочетается с умением совершать отталкивание с максимальной силой в минимальный отрезок времени.
- Анализ динамики результатов показал, что рост результата в прыжках в длину связан с и сходным уровнем и ростом результатов в беге на 30 м с ходу и прыжке в длину с места. Выявлено, что результат в прыжке в длину зависит от уровня общей и специальной физической подготовленности.
- Предлагаемый нами объем тренировочных средств может быть использован как ориентировочный, особенно при переходе от одного периода подготовки к другому. Рекомендуемые соотношения основных средств беговой, прыжковой и силовой подготовки должны меняться в связи с необходимостью решения индивидуальных задач тренировки.