В статье раскрыто понятие предпринимательства, рассмотрены некоторые способы роста эффективности промышленных предприятий, представлены факторы их устойчивого экономического развития.
Ключевые слова: предпринимательство, промышленное предприятие, планирование, мотивация, контроль
In the article the concept of entrepreneurship, considers some ways of growth of efficiency of industrial enterprises, presents the factors of their sustainable economic development.
Keywords: enterprise, industrial enterprise, planning, motivation, control
Становление и развитие рыночных отношений в Российской Федерации, расширение внешнеэкономических связей, формирование конкурентной среды выдвинули на первый план проблемы совершенствования экономических механизмов и, прежде всего, в первичном звене национальной экономики — на предприятии. Особенность постановки и решения данной проблемы в настоящее время состоит в том, что и руководители, и специалисты, и рядовые работники должны, с одной стороны, хорошо знать и понимать цели, задачи, способы взаимодействия элементов такой большой и сложной социально-экономической системы как предприятие, а с другой — посильно (каждый на своем рабочем месте) принимать участие в повышении эффективности производства.
В России в настоящее время действует Закон РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1992г.), который определяет предпринимательство (предпринимательскую деятельность) как инициативную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли или личного дохода, осуществляемую от своего имени, на свой риск и под имущественную ответственность. Отсюда большинство современных исследователей и практиков выдвигают в качестве конечной цели предпринимательства получение прибыли, что тождественно сущности и целевой функции бизнеса. Однако существует и другое мнение. Предпринимательство рассматривается не просто как бизнес (или не как всякий бизнес). Это процесс непрерывного поиска изменений путем производства и распределения новых товаров. И, наконец, предпринимательство — это особый стиль хозяйствования, которому присущи принципы новаторства, постоянной инициативы, ориентации на нововведения в процессы производства, распределения и потребления товаров, в то время как бизнес — это простая воспроизводственная деятельность, т. е. организация и регулярное осуществление одного и того же производства, сбыта и распределения или другой деятельности в рамках апробированных технологий, норм и правил для удовлетворения сложившихся ранее потребностей.
Одним из условий дальнейшего роста эффективности промышленного предприятия является изучение действующих рынков. Процесс исследования рынка длительный и требует больших затрат, так как предполагает широкий перечень направлений анализа. Из всего многообразия направлений к основным можно отнести:
− исследование конкурентоспособности товара, представленного на рынке, и оценку его потенциальных возможностей удовлетворять конкретные потребности покупателей;
− исследование действующей сегментации по группам потенциальных покупателей;
− изучение возможностей конкурентов и оценку степени вероятности появления новых;
− установление причин изменения в реализации;
− оценку возможностей повышения доли определенного товара в общей величине предложения данного товара;
− определение перечня интересов покупателей с учетом их платежеспособности;
− оценку уровня квалификации продавцов у конкурента.
Необходимость этой процедуры объясняется тем, что она позволяет накопить ту информацию о сложившемся экономическом положении на рынке, которая позволит более объективно отрабатывать стратегию товарной политики.
Все эти направления исследования рынка тесно переплетаются с характеристиками рынка: потенциал рынка, спрос, предложение, рыночное проникновение, сегментация, позиционирование и т. п.
Управление производственной деятельностью по характеру воздействия на процесс производства предусматривает целый ряд функций, к которым относятся: нормирование, планирование, организация, координация, мотивация и контроль.
Среди всей совокупности функций управления ведущее место занимает планирование, так как оно призвано жестко регламентировать поведение объекта в процессе реализации поставленных перед ним целей.
Планирование в современных условиях направлено на определение конкретных задач каждому отдельному предприятию и его подразделениям на различные плановые периоды и разработку экономически оправданных производственных программ. Строгая увязка этих программ по всем подразделениям предприятия и цехам, согласованность с имеющимися в наличии материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами является основной функцией планирования.
С позиций управления производством планирование предусматривает установление целей и задач хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, а также способов их достижения на основе формирования плановых заданий (мероприятий, действий), которые должны быть выполнены в заранее установленные сроки. При этом имеется в виду, что предприятие — это многоуровневая система, в которой объект управления вышестоящей системы превращается в субъект управления нижестоящей. Например, при цеховой структуре управления предприятием начальник участка (мастер) подчиняется непосредственно не директору завода, а начальнику цеха. Последний, из объекта управления директора предприятия, превращается в субъект управления для начальника участка (мастера). Начальник участка (мастер) из объекта управления начальника цеха сам становится субъектом управления для рабочих своего участка.
Неотъемлемой частью содержания плановой работы при определении экономических возможностей предприятия является использование определенных принципов планирования.
При свободных рыночных отношениях выделяют шесть основных принципов планирования. К числу их относят принципы системности, самостоятельности участия, непрерывности, гибкости, эффективности. В противоположность этому в условиях централизованного планирования народного хозяйства советского периода выделяли принципы самоокупаемости, самофинансирования, самоуправления и экономической ответственности.
Для решения проблем формирования теоретико-методологических основ управления устойчивым экономическим развитием промышленного предприятия предложена расширенная многоуровневая классификация факторов, при этом особый акцент сделан на факторы, выделенные в соответствии с такими классификационными признаками, как виды устойчивости, характер и направление воздействия.
Особенностью предлагаемой классификации является то, что по важнейшим классификационным признакам она доведена до уровня, когда факторы устойчивого экономического развития предприятия, обуславливающие его движущие силы и определяющие его основные черты, практически приобретают характер параметров процесса управления устойчивым экономическим развитием предприятия и рассматриваются в качестве параметров активного воздействия на моментную экономическую устойчивость предприятий и на динамическую устойчивость процесса его экономического развития.
Рис. 1.
Особое место в системе организационно-экономических отношений, возникающих по поводу управления устойчивым экономическим развитием предприятий промышленного комплекса, занимает исследование таких параметров (факторов) устойчивого экономического развития предприятия, как компенсационные, редуцирующие и результирующие.
Компенсационные параметры устойчивого экономического развития промышленного предприятия направлены на возмещение возможных потерь вследствие возмущающих воздействий среды, нарушающих нормальное функционирование и развитие предприятия. Редуцирующие параметры устойчивого экономического развития предприятия направлены на снижение ожидаемых потерь вследствие возмущающих воздействий, нарушающих нормальное функционирование и развитие предприятия. Результирующие параметры направлены на совершенствование всех подсистем в составе предприятия, они обеспечивают достижение положительного результата процесса его экономического развития, который характеризуется устойчивостью экономического роста и повышением эффективности деятельности предприятия.
Литература:
- Волков О. И., Девяткин О. В. Экономика предприятия: учебник для вузов. — М: ИНФРА-М, 2007 г.
- Киперман Г., Сурганов Б. Популярный экономический словарь. — М.: Экономика, 1993.
- Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов / пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
- Ильин А. И. Планирование на предприятии: учебное пособие для вузов, — Мн.: Новое Знание, 2005 г.
- Семенов В. М., Экономика предприятия: учебник для вузов. Изд. Спб., Питер, 2006 г.