Каждый ребенок уникален и неповторим, и через его индивидуальность преломляются полученные им знания, навыки, умения. Ребенок индивидуально подбирает способы применения знаний в жизни. Для качественного применения знаний ребенку необходимо обладать волей, чтобы правильно ставить цели и приоритеты деятельности, уметь принимать решения, осуществлять действия и преодолевать препятствия. Преодоление препятствий требует волевого усилия, которое является особым напряженным состоянием, которое помогает мобилизовать физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Поэтому мы можем резюмировать, что развитие воли в дошкольном возрасте — это важное условие формирования полноценной личности.
Сформированная воля, с точки зрения возрастной психологии, у ребенка дошкольного возраста проявляется как уверенность в своих силах, желание совершить поступок, который поможет достичь желаемой цели, в дошкольном возрасте характерной целью является похвала, поощрение взрослых. Для ребенка она важна как средство самоутверждения в среде сверстников и развития самооценки.
За период дошкольного детства воля ребенка претерпевает множество изменений. Меняются как сами волевые действия, так и их значение в поведении ребенка. Развитие волевых действий подводит черту в подготовке к школьному обучению. К началу обучения мы ожидаем от ребенка достаточно сформированных волевых действий, осознанного целеполагания и планирования деятельности.
Для того чтобы выяснить, на что обратить внимание при развитии воли у ребенка дошкольного возраста необходимо выделить структуру воли как психического процесса. Итак, собственно воля состоит из волевых действий и волевых качеств.
Волевые действия также разделим на две категории: простые и сложные. Когда желание действия переходит в собственно действие автоматически, считают простыми. То есть ребенку понятно изначально, чего он хочет и каким путем он будет желаемого добиваться. Эти волевые действия реализуются в основном в форме двигательных навыков. Например, игра с мячом, скакалкой, обручем. В любом движении присутствует два компонента — сенсорный и моторный (восприятие и действие). Навыки, необходимые для подвижных игр и игр с предметами, поэтому же можно назвать сенсомоторными. Такие навыки развиваются качественнее всего в дошкольном детстве в развитой сенсорной среде.
Сложные волевые действия более сложные по структуре. Для них характерно осознание цели, мотивы достижения, поиск возможностей в ее достижении, преодоление препятствий и осуществление деятельности.
Если говорить о двигательной деятельности ребенка дошкольного возраста, сложные волевые действия применяются им в подвижных играх с правилами, где необходимо оценить свои возможности, найти оптимальное решение и принять его.
Если говорить о волевых качествах, то по нашему мнению — это особенности индивидуальной волевой регуляции каждого индивида, которые обусловлены степенью трудности преодоления того или иного препятствия. Основное качество при формировании волевой регуляции — это выдержка и самообладание. Признаками зарождающегося качества у дошкольников является проявление терпения, умение держать себя в затрудненных обстоятельствах, конфликтах, умение держать себя в непривычной обстановке. В двигательной деятельности у ребенка, возможно формирование данного качества в соревновательной деятельности, в коллективных играх с правилами и на прогулке.
К старшему дошкольному возрасту существенно увеличиваются возможности ребенка и выбор им разумного решения. В этот период активно формируется такое волевое качество как соподчинение мотивов. Ребенок принимает решение в зависимости от более значимого мотива, а не под влиянием сиюминутного порыва или желания. По мнению С. Л. Рубинштейна выработка волевых качеств проявляется в том, что «человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени» 1. Так развиваются самообладание, умение сдерживаться и подавлять ситуативные желания, укрепляется воля ребенка. У каждого ребенка данные качества развиваются индивидуально и под влиянием воспитания. Особые требования к воле ребенка предъявляют ситуации, в которых сталкиваются противоположные мотивы. И воспитательные моменты в данной ситуации очень важны, так как ребенку необходимо сделать выбор между двумя возможными решениями.
В развитии всех волевых форм большое значение играют игровые приемы и, следует отметить, что каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Проследить динамику развития волевой регуляции можно не только в подвижных играх. Конструктивные (манипулятивные) игры с предметами — первые в возрастном развитии ребенка способствуют быстрому, активному развитию волевых действий и начатков мотивации в деятельности.
Подвижные игры, активная двигательная деятельность — ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные подвижные игры с правилами также решают еще одну задачу: укрепление саморегуляции поведения. В двигательной деятельности дети учатся также оценочной деятельности, что не маловажно для формирования самооценки и целеустремленности. Ребенок, ориентируясь на возможности и достижения сверстников, внутренне стремится превзойти их. Это обусловлено специфическими возрастными особенностями личности ребенка-дошкольника. Стремление «быть лучше», получить «высшую оценку» значимого взрослого это основной мотив достижения в дошкольном возрасте.
Развитие воли в дошкольном возрасте — это вопрос, который особенно актуален в настоящее время. Сейчас, заметно снизился процент «живого» общения между детьми и взрослыми. Темп жизни, ее техническое оснащение увеличивают темп жизни, отнимая, заветные минутки передачи своего опыта в различных видах деятельности. Личное участие в жизни друг друга отходит на второй план, уступая место сторонней информации. На этой основе, все чаще, препятствия, встречающиеся на пути ребенка, решаются взрослыми, вместо того, чтобы помочь детям развивать способность регулировать свое поведение и выбирать приоритетные мотивы, ставить перед собой цели, а главное, находить пути их достижения учитывая не только свои желания, но и возможности их осуществления в соответствии с ситуациями
Литература:
- Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д. И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, МПСИ. — 3-е изд. — М.: МОДЭК, 2001. — 349 с. — (Психологи Отечества: избр. психол. тр.: В 70 т.). — Библиогр.: с. 342–348. //ELIB.gnpbu.ru. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/bozhovich_problemy-formirovaniya-lichnosti_2001/ (дата обращения: 11.02.2017).