Работа посвящена исследованию роли английского языка в различных сферах экономической и социальной жизни России. Рассматриваются вопросы причин популярности английского языка в современном мире. Обоснована необходимость обучения английскому языку студентов в российских образовательных учреждениях.
Ключевые слова: английский язык, международный уровень, спорт, волонтерство, сферы экономики и социальной жизни
На сегодняшний день английский язык стал международным языком общения, он является одним из самых распространенных в мире. Более чем для 400 миллионов человек он является родным, для 300 миллионов он остается вторым языком, и еще 500 миллионов в той или иной мере владеют английским языком [2].
Рис. 1. Распространенность английского языка в англоговорящих странах. [4]
Данная диаграмма показывает процент носителей английского в англоговорящих странах. Наибольший процент приходится на США, наименьший на Новую Зеландию.
Английский стал международным языком не так быстро, как кажется. Все началось в далеком XVII веке, когда Англия перестала быть страной, которую завоевывают, и стала страной-завоевателем, весьма преуспев в этом деле. Английский флот был одним из самых сильным в мире. Все морские пути были подвластны англичанам. Английский язык проник во все уголки земного шара. На тот момент самой главной задачей для Англии было налаживание торговых отношений. Естественно, что язык доминирующей и более развитой страны отодвинул на второй план местные языки. Здесь сработало древнее правило: у кого золото, тот и правит, а значит и выбирает, на каком языке говорить.
Большинство европейских государств и международные организации приняли нормативные акты, касающиеся высшего профессионального образования. Активизация усилий государств региона на развитие условий свободного доступа молодежи к интеллектуальным ресурсам других стран, членов совета Европа, с целью решения проблемы нехватки высококвалифицированных кадров является основной идеей. К примеру, Европейская конвенция об академическом признании университетских квалификаций от 14 декабря 1959 г. (ратифицирована Российской Федерацией от 8 июля 1999 г. № 149-ФЗ) — утверждает условия академического признания университетской квалификации, полученной за границей; Европейская конвенция об эквивалентности дипломов от 11 декабря 1953 г. (ратифицирована Российской Федерацией от 8 июля 1999 г. № 147-ФЗ) — определяет условия поступления по окончании общего среднего школьного образования в университет любой страны — участницы Совета Европы. Данная ситуация, которая требует рассмотрения вопросов изучения иностранных языков как очень важного аспекта профессиональной самореализации личности, ее свободной интеграции в поликультурное пространство.
Причинами популярности английского языка в настоящее время (помимо упомянутых) являются следующие факты:
- Английский — язык торговли и бизнеса. Во многих странах английский занимает очень важное место как язык дипломатии, торговли и бизнеса. 90 % мировых сделок заключается на английском языке. Мировые финансовые фонды и биржи работают на английском языке.
- Английский — язык образования. Английский это самый популярный иностранный язык в школах. Самые престижные вузы мира — англоязычные. В странах, где английский — второй государственный язык, студенты предпочитают учиться на английском
- Английский — язык путешествий. Масштабные путешествия англичан на протяжении двух веков принесли свои плоды. В какую бы страну вы ни попали, на английском вас поймут везде.
- Английский — язык науки и техники. Английский стал языком XXI века — века технического прогресса и информационных технологий. Сегодня все инструкции и программы для новых гаджетов пишутся на английском. Научные доклады, статьи, отчеты публикуются на английском. 90 % Интернет-ресурсов — англоязычные.
- Английский — язык спорта. Полезный и ценный опыт в области организации лингвистического обеспечения спортивных соревнований международного уровня. Например, в России подготовка и проведение Зимних Олимпийских Игр 2014 года стала одним из сильных мотиваторов к изучению английского языка в молодежной (и не только) среде [1]. Прежде всего, в Сочи была создана Функциональная рабочая группа «Лингвистическое обеспечение Игр», которая в качестве основного направления своей деятельности поставила создание единой многоязычной информационной среды для обеспечения эффективных коммуникаций между принимающей стороной и иностранными гостями. План мероприятий программы лингвистического обеспечения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года включал создание информационно-справочных call-центров, которые в ходе соревнований осуществляли обслуживание гостей и участников Олимпийских игр на иностранных языках [2]. Материалы единой информационной базы были переведены на десять иностранных языков (английский, французский, немецкий, китайский, турецкий, итальянский, японский, корейский, испанский и арабский языки). В ее состав были включены информация об объектах, оказывающих гостиничные, санаторно-курортные и экскурсионные услуги, услуги транспорта и связи, торговли, общественного питания и бытовые услуги. Все это было сделано, в том числе, в целях экономических: при доступности информации для туристов продажи значительно растут. Следовательно, информация на английском языке делает возможными покупки туристов всех национальностей на территории РФ [3].
Таким образом, важным слагаемым успеха практически в любой сфере деятельности в современных условиях является владение иностранными языками, в частности — английским, так как большинство коммуникантов из разных стран общаются именно на языке туманного Альбиона. Умение изъясняться на английском языке является обязательным требованием в условиях глобализации экономики. Стоить отметить также, что в условиях кризиса в России конкуренция на рынке трудовых ресурсов сильно обострилась. Владение английским будет несомненным бонусом при трудоустройстве и даст большие перспективы для карьерного продвижения.
Литература:
- Стратегия лингвистической подготовки волонтеров спортивных соревнований. URL: http://xn--2014–43dy0a8ao3a1e.xn--p1ai/lingvo
- Варичев А. М., Удалова М. Ю. Подготовка волонтеров к чемпионату мира по футболу по иностранным языкам на основе опыта олимпийских игр в сочи 2014 // В сборнике: Информационное пространство современного спорта: социокультурные и лингвистические аспекты. Спорт в пространстве культуры и социальных коммуникаций сборник материалов университетских научно-практических конференций. 2016. С. 30–34.
- Васильева Ю. А. Формирование ключевых компетенций и развитие навыков межкультурной коммуникации студентов — волонтеров международных спортивных мероприятий // В сборнике: Иностранный язык и культура в контексте образования для устойчивого развития международный сборник научно-методических статей. ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет». 2016. С. 15–20.
- Электронный ресурс. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/English-speaking_world (дата обращения 13.02.2017)