Умы всего мира считают истину высшим нравственным эталоном. Истина — это неотъемлемая часть жизни, которая служит нравственному подъёму человечества. Понятие истины социум приравнивает к понятиям правды и искренности. Правда и истина — достижение науки и идеал искусства, а также феномен нравственных побуждений. Проблема достоверности результатов процесса познания во многом определяется ответом на фундаментальный вопрос гносеологии: «Что есть истина?» Классическое понятие истины сформулировал еще Аристотель: «Истина есть соответствие мысли, знания действительности». [2, с. 151]
Для работников науки и искусства — поиск истины является смыслом всей жизни. Тысячи страниц истории знает искателей истины, которые рискуя своей репутацией, идя наперекор традициям и ложным мнениям, следуют к этой цели. Такова сущность многих передовиков, энтузиастов и творцов.
Истина — это величайшая общественная и индивидуальная ценность. Она играет в социуме важную социальную, нравственную и психологическую роль. Значение истины было, есть и будет приоритетом номер один. Обычно истиной олицетворяют соответствие знания объекту.
Конкретизируя, можно сказать, что истина — это соответствующая действительности информация об объекте, полученная с помощью чувственного или интеллектуального осознания. Истина предметна, ее нужно не только постичь, но и осуществить. Созданный предметный мир должен быть соотнесен с нашими представлениями о нем, с нашими социальными, эстетическими, экономическими и другими потребностям.
Проблема истины — это ключевая проблема познания. Сводя в единый список, истина занимает почетное место с такими понятиями как честь, добро, справедливость, что относит нас к фундаментальным характеристикам существования человека. История философии знает немало определений истины и в каждом прослеживает какой-нибудь ценностный идеал. Разные подходы в толковании на протяжении тысячелетий, говорит о вечной ценности и постоянном её.
Если сводить понятия истины к единому целому, то можно сформулировать так: «Истина — характеристика, обозначающая степень совершенства представления либо высказывания, позволяющее считать познание знанием».
Позицию познания и объекта определяет истина. Это является результатом деятельности человека, а также ее итоговым результатом. Поэтому можно констатировать, что истина субъективна. Иными словами она существует внутри и только благодаря деятельности социума. Но также верно будет сказано, что она содержит объективный взгляд. Деятельность нескольких человек или всего человечества будет сводиться к определенному пропорциональному соответствию или не соответствию истинности. Чем больше выборка, тем большей истиной обладает то или иное действие.
В советской и российской философии под истиной подразумевают адекватное отображение, которое конкретизируется через понятия подобного и сходного. В качестве примера подобного можно провести отношение между оригиналом и фотографией, а в качестве сходного — местности и топографической карты.
В классической концепции действительность излагается как объективная сущность, которая продолжает существовать независимо от нашего сознания. Действительность подразумевает не только видимый, то есть реальный мир, но и субъективную, духовную сферу. Конечно, нельзя забывать о самом познании, чей результат, то есть именно истина, а также сам объект познания неразрывно соприкасается с эмоциональной и предметной деятельностью человека. Позднее, к этому прибавилось понимание истины не только как статичного явления, но и как динамичного образования или процесса. [1, с. 196]
Объективная истина должна совпадать с действительностью, иначе она противоречит своей объективности. Притом истина не является самостоятельной сама по себе, так как является плодом коллективной работы, а именно фактом справедливости многих субъектов. Если субъект подвергнут изменениям, то в конечном итоге при смене точки зрения у других субъектов может меняться и объективность истины. Человек ведет поиск истины там, где это ему нужно, и от него зависит направление ее поиска.
В логике, для которой значение истинности суждений и умозаключений является одним из преимущественных предметов изучения, критерием истинности выступает логическая правильность. Новое истинное знание не только создается, оно постоянно видоизменяется, осознается и переосмысливается, черпая всё новые идеи и объективные реалии времени. Истины, что мы постигаем — это человеческие истины. Они относятся к нам в реалии, что видится здесь и сейчас из того базиса познания в какой способы познания позволяют это постичь.
Чисто теоретически, познать можно все, но реально это осуществить практически почти невозможно. Именно поэтому абсолютная истина является вектором познавательной деятельности, направленной на бесконечность бытия. И в этом случае перед нами открывает новый свет относительная истина.
Как частное относится к общему, так и относительная истина является частью абсолютной истины. Если под абсолютной истинной понимают объективную истину, то есть изложенной в полной, избыточной точности о предмете, то отличие относительной истины от объективной истины заключается в неполноте знаний о предмете.
Несмотря на то, что единый вектор у абсолютной и относительной истины сохраняется, а направление решений принимается в одном ключе, но большинство вопросов и решение основывается именно на относительной истине.
Какие же выгоды рассматриваются при решении вопроса, основанные на относительной истине? Давайте рассмотрим основные:
- Быстрота принятия решения и выводов.
- Значительная экономия ресурсов. (человеко-часов, трудовых ресурсов и т. д.).
- Умозаключения на основе прецедента снимают ответственность с тех, кто принимает решение.
Минус один, но он существенный. Заключается он в правильности самого решения.
Вероятность этой погрешности уменьшается с возрастанием серьезности ситуации. Чем сложнее вопрос, тем серьезнее к нему подходят и задаются люди, которые в итоге возводят общее решение в истину.
Абсолютная истинность события или его относительность различается конкретизацией фактов, а точнее их полноты и достоверности. Даже определенный процент, близкий к максимальному, но не равный 100 — заставляет быть истину лишь относительной, хотя для определенного события множества фактов будет и достаточно. Но для оценки того же события и заявления его правдоподобным, придется рассматривать и оставшуюся часть события — так как мельчайшие детали могу придать иной ход событию.
Можно сказать, что любая истина является относительной, так как она существует в какой-то конкретный день и в каких-то определенных условиях, а уже спустя пару дней её достижения будут подвергнуты сомнению ввиду новых субъектов, взглядов и мыслей. Таким образом, можно с точностью сообщить, что любая абсолютная истина является относительной, а любая часть абсолютной истины для относительной придает последней объективный характер.
С увеличением объемов относительного научного знания, тем больше истины в нем, а как следствие, абсолютной истины. В целом, возникающая дилемма, приводит к следующему: чем больше круг знаний, тем выше абсолютная истинность, а также больше круг непознанного и выше относительность.
Путь от относительной истины к абсолютной довольно тернист, так как общая совокупность всех знаний представляет не упорядоченную структуру, где хранятся старые знания, а к ним добавляются новые. Действует несколько иной алгоритм действий, где в первую очередь подвергаются проверки старые догмы, а уже затем вырабатываются новые. Ещё не сформировав до конца новые, сомнению подвергаются теперь не только старые, но и только свеженаписанные. Этот процесс является бесконечным.
Путь истины от изменчивости к устойчивости и обратно, от относительности к абсолюту является настолько естественным, что не имеет логического завершения. Мы можем лишь констатировать, что в определенный исторический период при определенный сложившихся условий было принято определенное решение. И только время рассуждает, насколько решение было объективным и оправданным.
Если существует истина, значит, есть и её противоположность. Какие-либо заблуждения, некорректно интерпретированная информация или самая банальная ложь — всё это противостоит истине. В ряде случаев, человеческая натура подвержена слабостям, таким как личной выгоде или намерениям, что подвигает к злонамеренной неправде и размытии фактов, избегания конкретности.
Когда мы подразумеваем конкретность, значит, мы говорим о ней в конкретный временной исторический период, подчеркивая те условия, которые происходят в определенный отрезок времени. Ведь вырвав любое истинное событие из его смысловых и исторических связей, мы легко можем потерять логику и смысл данного события. Содержание будет опрометчивым и толковаться явно иным образом.
Принципиальное отличие научных исследований от повседневной жизни в первую очередь заключается в том, что нужно результаты конкретизировать на истинные и ложные. Другого не дано. В то время как в повседневной жизни о принятых решениях порой даже не задумываются. Именно в таких ситуациях, непременно следует обращаться к практике, которая служит почвой для роста древа человеческого познания.
Как результат — ответная реакция, заключенная в соответствие между ожидаемым и реальностью. Если совпадение есть — значит прогноз составлен верно, если нет — значит не верно. Что практикой подтверждается — истинно, что ею опровергается — ложно. Таков практический критерий истины.
Если практика выдает нужный нам результат, то она тем самым косвенно подтверждает и наличие истины в совокупности знаний, на которую они опираются. Такое обобщенное подтверждение, само по себе не является явной гарантией истины, но оно дает надежду на то, что явление истинно. Критерии практики тесно увязаны с логическими умозаключениями и работает при условии соблюдения принципа непротиворечивости, то есть совместно с логическим критерием истинности.
Наши предположения всегда могут быть проверены на практике. Определенные ограничения на этот результат могут оказывать технологии, восприятие и т. д. В связи с этим строятся различные гипотезы, которые принимаются как свершившийся факт, но доказательная база на её опровержение или подтверждение будет собрана лишь в дальнейшем. Это, с одной стороны, создает список идей, которые действительно могут оказаться истинными, и тем самым позволяет расширять поле поиска новых путей дальнейшего развития науки. [3, с. 237]
Практика и познание — это две взаимосвязанные стороны единого исторического процесса, где решающая роль принадлежит практике. Важнейшими формами практики являются труд, преобразование природы, социальное действие, то есть изменение общественного бытия, существующих общественных отношений определенными субъектами, факторами и условиями; научный эксперимент, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира.
Подводя итог, можно отметить, что знания, накопленные за тысячелетия, не могут полностью и абсолютно передать всю картину происходившего, так как описывают лишь небольшой исторический этап или события. Но любой довод прошедший практическую проверку является базовым и отмеряет истинность события, ибо нет более надежного критерия, чем практика. В итоге, только на основании практики, хоть и с небольшой оговоркой, можно установить присутствие истины абсолютной, относительной или её отсутствия, и практика является своего рода лакмусовой бумагой, обеспечивая выполнение этой задачи.
Литература:
- История и философия науки: Учебное пособие / Вальяно М. В. — М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 208 с.
- Философия: Учебник для военных вузов / Под ред. О. Ю. Ефремова. — СПб.: Питер, 2015. — 464 с.
- Философия науки: Учебное пособие для аспирантов и соискателей / Мареева Е. В., Мареев С. Н., Майданский А. Д. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 332 с.