Управление качеством образовательного процесса в общеобразовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (141) февраль 2017 г.

Дата публикации: 19.02.2017

Статья просмотрена: 2991 раз

Библиографическое описание:

Течиева, В. З. Управление качеством образовательного процесса в общеобразовательной организации / В. З. Течиева, М. Н. Зарабекова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 491-493. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39761/ (дата обращения: 16.11.2024).



На сегодняшний день концепция качества образования только складывается: определяются подходы, разрабатываются его критерии и показатели, исследуются различные аспекты качества.

Термин «образование», в педагогике трактуется очень обширно и неопределенно. В него вкладывают ценностные, процессуальные, результативные, системные аспекты функционирования социальных институтов общества, дополняя его различным содержанием. Образование рассматривается и на различных уровнях его организации — личностном, институциональном, региональном, государственном.

В законе РФ «Об образовании» следует заметит, что образование как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в заинтересованностях человека, общества, государства» [5]

По мнению Шамовой Т. И. из всех процессов, проходящих в школе, образовательный является ведущим, так как он несет в себе три функции: образовательную, воспитательную и развивающую.

Под процессом мы понимаем смену состояний. Образовательный процесс — специально сформированное, целенаправленное взаимодействие между педагогами и воспитанниками, для решения образовательных, воспитательных и развивающих задач. В итоге чтоб их реализовать происходит изменения в знаниях, умениях, воспитанности и развитости обучающегося. Модифицируется в этом процессе и педагог, ставя новые задачи для себя на основе рефлексии проведенной деятельности педагога. В связи с этим образовательный процесс стоит анализировать как новую смену состояний системы, деятельности участников этом процесса. На каждом из уровней меняются роль и место его участников. [4]

П. Ф. Каптерев суть образовательного процесса уразумевал как «развитие» и улучшение личности «сущность образовательного процесса содержится в саморазвитии, возникающем с начала момента бытия». Он выделял две стороны образовательного процесса: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя сторона — сущность образовательного процесса заключается в саморазвитии организма. Внешняя сторона — передача наиважнейших культурных освоений и обучение старшим поколением младшего. [3]

Посмотрев монографии под редакцией М. М. Поташника, следует заметить, что качество образования понимается, как соотношение цели и результата, как меры достижения целей при том, что цели (результаты) заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника. [2].

Управление качеством образовательного процесса в школе рассматривается как главное условие его конкурентоспособности. Сегодня можно смело говорить о существовании двух взаимодополняющих действий к качеству образования: практическом, который заключается в определении качества как степени соответствия целям (различные цели потребителя — различное качество, что и способствует необходимости управления качеством), и второго подхода, органически продолжающего первый и относящегося внутренних процессов, протекающих в рамках образовательного процесса в школе.

Под словом «управление» можно понять деятельность, направленную на выработку каких-либо решений, достижений, контроль, организацию, регулирование объекта управления в соответствии с заданными целями, анализами, а также подведение итогов на основе проверенной, достоверной информации.

Стоит заметить, что термин «управление» трактуется как руководить, направлять деятельность, действия чего/кого-нибудь.

Традиционно в нескольких словарях, концепциях управление образованию отводится роль формирования интеллекта.

Так Т. Шамова, П. Третьяков и Н. Капустин в своей работе под управлением понимается целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного результата и цели [4].

Мы видим, что в своей работе Н. Борытко, И. Соловцова во всех отношениях управление в образовании, рассматривали как особого рода деятельность, обеспечивающую функционирование и развитие образовательного учреждения, осуществление его концепции и программы [1].

Также можно заметить, что в теории и практике управления качеством образования выделяют несколько основных подходов:

− научные подходы заключается в разработке понятий, научно обоснованных критериев и методических рекомендаций абсолютно для всех позиций, существующих в образовательной организации. При этом в разнообразных системах управления (иерархической или демократической) имеется свой подход;

− процессные подходы, согласно этому подходу управление качеством рассматривается как процесс, непрерывного взаимосвязанного действия (управленческих функций), каждое из которых, также, является процессом. К этим функциям можно отнести планирование, организацию, распоряжения, координацию и контроль. Процессный подход концептуализирован в стандарте ИСО 9000–1994, и стал применяться на практике с вводом стандартов ИСО 9000 версии 2000 года. Основанием для системы управления качества образовательной организации, в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2000, является:

− ориентация на потребителя;

− системный подход к управлению;

− вовлеченность всех сотрудников в решение задач ВУЗа;

− ведущая роль руководства в постановке целей и их достижении;

− процессный подход к организации всех видов деятельности;

− постоянное совершенствование качества продукции;

− системные подходы, позволяют рассматривать образовательную организацию в качестве системы. Применение системного подхода, применительно к управлению качеством образования, основано на представлении управления качеством как системы, и предполагает применение следующих принципов:

1) структурности;

2) реализации целостной совокупности функций управления;

3) иерархической организации управления качеством;

4) взаимосвязи внешних и внутренних факторов на различных этапах функционирования системы-преемственности;

5) ситуационный, подразумевающий различные варианты управления, в зависимости от конкретных ситуаций и условий.

Один из основных методологических подходов в современном менеджменте, является программно-целевой подход — предполагающий четкое определение целей, формирование и осуществление программы действий, направленных на достижение этих целей. Исследование различных подходов к управлению качеством образования уделяет внимание целый ряд исследователей, а именно Э. М. Коротков, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, И. К. Шалаев, Т. И. Шамова, и многие другие.

Общие принципы управления качеством образовательного процесса, представленного С. Ю. Трапицыным:

− системность, целостность, единство и иерархичность;

− социальная обусловленность;

− перспективность и опережающий характер управления;

− непрерывность, цикличность и динамичности;

− результативность и эффективность, оптимальность;

− технологичность и гибкость, адаптивность управления.

Следует заметить, что демократизация и гуманизация управления образовательным учреждением, создает нам, прежде всего развитие той или иной самодеятельности и инициативы для всех участников образовательного процесса — руководителей, учителей, обучающихся и их родителей. Естественно это станет возможно при условии открытости обсуждения и принятия совместных управленческих решений. В управлении учебным заведением невозможно ограничиться только воздействием управляющей администрации (подсистемы) на школьный коллектив (управляемых). Здесь необходимо взаимодействие, сотрудничество, соуправление в сочетании с самоуправлением. Явно иное выявление демократизации и гуманизации педагогического процесса управления образовательными системами создано на утверждении субъект-субъектных взаимных отношений, переходе от монолога к диалогу, от воздействия к взаимодействию

В теории управления доказано, что эффективная совместная работа людей должна удовлетворять следующим условиям:

− понимание и принятие ожидаемых результатов совместной деятельности;

− интерес каждого для достижения общего результата;

− удовлетворение совместного предприятия;

− атмосфера доброжелательности и взаимной поддержки.

Совместная деятельность будет успешной, если она хорошо спланирована, если построена организационная структура, если исполнители знают, когда и как им нужно сделать, чтобы получить какие-то результаты. Это в равной мере относится и к учебным заведением и организации уроков и внеклассных мероприятий. Поэтому важно, чтобы учителя понимали, что они не просто исполнители в школе, но прежде всего «управленцы», организованной работы с детьми.

Управление школой — это научно обоснованные действия администрации и педагогов, направленные на рациональное использование времени и сил преподавателей и учащихся в учебно-воспитательном процессе с целью углублённого изучения учебных предметов, нравственного воспитания, всестороннего развития личности и подготовки к сознательному выбору профессии.

Таким образом для достижения высоких результатов в образовательном процессе большое значение играет уровень сформированности у педагогов навыков управленческой деятельности. Так как школа, как образовательная организация, относится к социальным системам, то для ее функционирования характерна согласованная совместная деятельность педагогов, учащихся, родителей. В результате этой деятельности достигаются образовательные цели, эффективность реализации которых зависит от принятия управленческих решений. Школа — это сложный и многоструктурный по своей внутреннему строению объект, который может успешно действовать только при условии, если каждый его компонент будут работать слаженно и эффективно. Наличие такой разветвленной структуры управленческих органов в школе требует организации гармоничного их взаимодействия, координации их работы и эффективного выполнения каждым из этих органов и подразделений своих специфических функций. Трудно, например, добиваться высоких результатов в обучении и воспитании, если педагогический коллектив школы не будет мотивирован этими результатами, не будет сплочен едиными целями.

Литература:

  1. Борытко Н. М., Соловцова И. А. Управление образовательными системами: Выпуск 4. Волгоград 2006. – С. 5.
  2. Варченко Е. И. Управление качеством образования в образовательном учреждении // Молодой ученый. — 2013. — № 3. — С. 471–474.
  3. Каптеров П. Ф. психолого-педагогические проблемы эстетического воспитания / Л. А. Степанова // Педагогика.2012.
  4. Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами. Владос М. — 2002. – С. 6, 9, 163.
  5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.06.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, образовательная организация, подход, управление качеством, качество образования, образовательное учреждение, системный подход, совместная деятельность, учебное заведение, целенаправленное взаимодействие.


Похожие статьи

Управление качеством образования в образовательном учреждении

Управление формированием уклада школьной жизни в образовательном учреждении

Управление процессом профилактики правонарушений несовершеннолетних в условиях общеобразовательной школы

Управление воспитательной системой в профессиональной образовательной организации

Управление самостоятельной деятельностью учащихся в ходе учебных занятий

Управление развитием общеобразовательного учреждения через совершенствование инновационной практики педагогического коллектива

Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС

Специфика управления дошкольной образовательной организацией

Построение учебного процесса в системе повышения квалификации педагогических кадров

Методы повышения качества образования учащихся в образовательной системе детской школы искусств

Похожие статьи

Управление качеством образования в образовательном учреждении

Управление формированием уклада школьной жизни в образовательном учреждении

Управление процессом профилактики правонарушений несовершеннолетних в условиях общеобразовательной школы

Управление воспитательной системой в профессиональной образовательной организации

Управление самостоятельной деятельностью учащихся в ходе учебных занятий

Управление развитием общеобразовательного учреждения через совершенствование инновационной практики педагогического коллектива

Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС

Специфика управления дошкольной образовательной организацией

Построение учебного процесса в системе повышения квалификации педагогических кадров

Методы повышения качества образования учащихся в образовательной системе детской школы искусств

Задать вопрос