Издаваемые государственными органами правовые акты определяют юридические статусы, режимы и социально–правовые роли всех субъектов права. Отступление же от правовых предписаний, их нарушение, корыстное истолкование и использование служит питательной почвой для коррупции.
В данной статье рассматриваются особенности антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, как эффективная мера по профилактике и преодолению коррупции.
Ключевые слова: антикоррупционная экспертиза, противодействие коррупции, коррупциогенные факторы
Действующее российское законодательства предусматривает в качестве одного из направлений противодействия коррупции осуществление антикоррупционной экспертизы нормативно–правовых актов и проектов нормативно–правовых актов органов государственной власти регулируются Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 172–ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативно–правовых актов и проектов нормативно–правовых актов» [1].
Антикоррупционной экспертизой признается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, имеющая целью предупреждение коррупции, в том числе выявление и последующее устранение причин коррупции (профилактика коррупции); выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); минимизацию и (или) ликвидацию последствий коррупционных правонарушений.
В ст. 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172–ФЗ определено, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов проводится в порядке, установленном, в частности, правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. При этом методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов применяется независимо от того, являются ли они правовыми актами федеральных, региональных или муниципальных органов.
Предполагается, что эффективная антикоррупционная экспертиза может возыметь превентивное значение при пресечении коррупционных преступлений посредством выявления коррупционных и коррупциогенных составляющих того или иного акта или проекта.
Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции [2].
Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:
1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;
2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;
3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится:
1) прокуратурой Российской Федерации;
2) федеральным органом исполнительной власти в области юстиции;
3) органами, организациями, их должностными лицами;
4) институтами гражданского общества и гражданами.
При этом указанные органы и лица, исходя из смысла законодательства о противодействии коррупции, при осуществлении антикоррупционной экспертизы должны взаимодействовать, в противном случае данная деятельность не будет носить комплексный характер.
На страницах юридической печати обоснованно отмечается, что органичное и взаимодополняющее сочетание институтов публичной власти и гражданского общества способно конструктивно взаимодействовать и олицетворяет собой механизм обеспечения законности [3]. Участие институтов гражданского общества и граждан в независимой антикоррупционной экспертизе является реальным механизмом противодействия коррупции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96 [4] утверждены Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции. Данные Правила должны подлежать строгому соблюдению всеми аккредитованными независимыми экспертами, осуществляющими антикоррупционную экспертизу.
В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы государственные органы и органы местного самоуправления размещают проекты нормативных правовых актов в сети Интернет. В большинстве ведомств такой порядок закреплен внутренними приказами [5].
Аккредитованные Минюстом России эксперты при выявлении в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов должны составить заключение. В то же время, как показывает анализ правоприменительной практики, в настоящий момент взаимодействие институтов гражданского общества с органами прокуратуры по вопросам проведения антикоррупционной экспертизы не всегда отличается должной активностью. Более 70 % опрошенных отрицательно ответили на вопрос о наличии случаев обращения в органы прокуратуры с просьбой проверить нормативные правовые акты на коррупциногенность. Положительных ответов оказалось менее 10 %. Как правило, в органы прокуратуры обращались общественные организации, представители субъектов малого и среднего предпринимательства [6].
Вместе с тем активная позиция гражданского общества могла бы во многом повысить эффективность противодействия коррупционным преступлениям. Исходя из смысла законодательства Российской Федерации в случае отсутствия в заключении независимого эксперта предложения о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов мотивированный ответ гражданином или юридическим лицом может быть получен в соответствии с Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», устанавливающим обязанность государственных органов и органов местного самоуправления размещать на сайте обобщенную информацию о результатах рассмотрения обращений и принятых мерах [7].
Литература:
- Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172–ФЗ // Российская газета. — 2009. — 22 июля.
- Калтыга, О. В. Проблемы антикоррупционной экспертизы нормативно–правовых актов и их проектов на современном этапе развития Российского государства / О. В. Калтыга // Политика и общество. — 2012. — № 7. — С. 32–38.
- Винокуров, А. Ю. Законность в Российской Федерации / А. Ю. Винокуров. — М.: Контракт, 2008. — С. 114.
- Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 // Российская газета. — 2010. — 5 марта.
- Корякин, В. М. Организация антикоррупционной экспертизы правовых актов в Минобороны России и других органах государственной власти: сравнительно–правовой анализ / В. М. Корякин // Военное право. — 2010. — № 2. — С. 27.
- Какителашвили, М. М. Взаимодействие органов прокуратуры с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы / М. М. Какителашвили // Вестник Академии Генеральной прокуратуры. — 2011. — № 1. — С. 15–19.
- Акопджанова, М. О. Особенности применения законодательства об антикоррупционной экспертизе / М. О. Акопджанова // Административное и муниципальное право. — 2014. — № 8. — С. 873–876.