Организация и проведение антикоррупционной экспертизы государственными органами Республики Коми | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №7 (141) февраль 2017 г.

Дата публикации: 18.02.2017

Статья просмотрена: 171 раз

Библиографическое описание:

Одинцова, М. А. Организация и проведение антикоррупционной экспертизы государственными органами Республики Коми / М. А. Одинцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 363-365. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39763/ (дата обращения: 18.12.2024).



Ключ решения основных проблем не в гонке за количеством принимаемых актов, а в обеспечении правильного соотношения федеральных и региональных актов, правового регулирования с помощью региональных законов и подзаконных актов субъектов Федерации и, наконец, в оптимизации самой «технологии» подготовки и принятия нормативных правовых актов. В данной статье проводится анализ мониторинга организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми.

Ключевые слова: мониторинг организации антикоррупционной экспертизы; противодействие коррупции; антикоррупционная экспертиза; правовые акты; коррупциогенные факторы; нормативно правовые акты Республики Коми

В целях контроля за реализацией положений, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 172–ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Администрацией Главы Республики Коми осуществляется мониторинг организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов Республики Коми.

Согласно Закона Республики Коми от 29 сентября 2008 г.№ 82–РЗ «О противодействии коррупции в Республике Коми» антикоррупционная экспертиза в Республике Коми осуществляется в отношении:

– законов Республики Коми (проектов законов Республики Коми) и постановлений Государственного Совета Республики Коми (проектов постановлений Государственного Совета Республики Коми);

– нормативных правовых актов Главы Республики Коми, Правительства Республики Коми (их проектов);

– нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Коми, государственных органов, образованных Главой Республики Коми, (их проектов);

– муниципальных нормативных правовых актов (их проектов).

Согласно постановлению Правительства Республики Коми от 02.02.2016 № 39 «О проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Правительства Республики Коми и проектов нормативных правовых актов Правительства Республики Коми» [1] органы в системе исполнительной власти Республики Коми (далее — государственные органы Республики Коми) ежегодно разрабатывают и утверждают планы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми.

По информации Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Коми [2] в результате проведения в 2015 году антикоррупционной экспертизы коррупциогенные нормы выявлены в 6 указах Главы Республики Коми и в 14 постановлениях Правительства Республики Коми.

Мониторинг организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми в 2015 году свидетельствует об уменьшении количества нормативных правовых актов, в отношении которых проведена антикоррупционная экспертиза.

Так, если в 2013 году государственными органами Республики Коми проведено 253 антикоррупционные экспертизы нормативных правовых актов Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми, в 2014 году — 147 антикоррупционных экспертиз, то в 2015 году антикоррупционная экспертиза проведена в отношении 115 нормативных правовых актов Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми, т. е. на 22 % меньше, чем в 2014 году, и на 55 % меньше, чем в 2013 году.

Согласно информации, представленной государственными органами Республики Коми, в отношении большей части нормативных правовых актов уже проведена антикоррупционная экспертиза и указано на отсутствие нормативных правовых актов, подлежащих включению в План для проведения экспертизы.

В течение 2015 года государственными органами Республики Коми также велась работа по осуществлению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, издаваемых государственными органами Республики Коми самостоятельно, а также проектов этих нормативных правовых актов.

В целях оценки проведенной государственными органами Республики Коми работы по осуществлению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, издаваемых государственными органами Республики Коми самостоятельно, а также разрабатываемых ими проектов нормативных правовых актов, Администрацией в 2016 году в государственные органы Республики Коми направлены запросы о предоставлении необходимой информации.

Мониторинг был проведен в отношении 33 органов исполнительной власти Республики Коми и 1 государственного органа, образованного Главой Республики Коми (Управление государственной гражданской службы Республики Коми).

Стоит обратить внимание, что в результате реорганизации системы исполнительной власти Республики Коми, направленной на повышение эффективности регионального государственного управления, на оптимизацию функций государственных органов Республики Коми, Указом Главы Республики Коми от 3 ноября 2015 г. № 115 «Об органах в системе исполнительной власти Республики Коми» с 1 января 2016 г. отдельные органы исполнительной власти Республики Коми реорганизованы и (или) упразднены, функции и полномочия реорганизованного и (или) упраздненного органа переданы другим органам исполнительной власти Республики Коми, утверждена новая система органов исполнительной власти Республики Коми, в которую, помимо Правительства Республики Коми, вошло 22 органа исполнительной власти Республики Коми и 1 государственный орган Республики Коми, подчиненный Главе Республики Коми.

В связи с изложенным в целях проведения мониторинга реализации реорганизованными и (или) упраздненными государственными органами Республики Коми в 2015 году федерального и регионального законодательства в сфере проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, Администрацией направлены запросы о предоставлении необходимой информации в государственный орган Республики Коми, которому переданы соответствующие полномочия реорганизованного и (или) упраздненного органа исполнительной власти Республики Коми.

На основании полученной от государственных органов Республики Коми информации об организации работы по осуществлению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, издаваемых государственными органами Республики Коми самостоятельно, а также разрабатываемых ими проектов нормативных правовых актов установлено, что государственными органами Республики Коми приняты нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения антикоррупционной экспертизы, порядок направления нормативных правовых актов в органы прокуратуры Республики Коми с целью проведения их антикоррупционной экспертизы.

Органами на этапе разработки и принятия проектов нормативных правовых актов проводится их антикоррупционная экспертиза. Выявленные факторы устраняются органами в ходе работы над проектами. В 2015 году более 700 проектов нормативных правовых актов прошли антикоррупционную экспертизу, в 47 проектах нормативных правовых актов выявлено 136 коррупциогенных факторов, которые устранены в ходе работы над проектами.

Анализ информации, представленной государственными органами, показал, что наиболее часто выявляемыми коррупциогенными факторами являются:

– широта дискреционных полномочий — отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти (из должностных лиц);

– отсутствие или неполнота административных процедур — отсутствие порядка совершения органами государственной власти (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

– выборочное изменение объема прав — возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти (их должностных лиц);

– наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, — установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.

Институт независимой антикоррупционной экспертизы создан для усиления общественного контроля за органами власти, реализовать принцип публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

На 1 января 2016 года, на территории Республики Коми аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации независимыми экспертами, уполномоченными на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность, являются 11 физических лиц.

В целях исполнения федерального законодательства государственные органы Республики Коми размещают разработанные ими проекты нормативных правовых актов на своих официальных сайтах в информационно–коммуникационной сети «Интернет». Для размещения проектов нормативных правовых актов с целью проведения в отношении них антикоррупционной экспертизы независимыми экспертами, на официальных сайтах указанных органов имеются соответствующие разделы (например, «Независимая антикоррупционная экспертиза», «Проекты документов», «Общественное обсуждение проектов и независимая антикоррупционная экспертиза»).

Государственными органами Республики Коми в 2015 году на официальных сайтах в сети «Интернет» размещено 500 проектов нормативных правовых актов с целью проведения в отношении них антикоррупционной экспертизы независимыми экспертами в отношении 3 государственных органов Республики Коми (Служба Республики Коми по лицензированию, Агентство Республики Коми по туризму, Архивное агентство Республики Коми), которые в настоящее время реорганизованы путем присоединения к другим государственным органам Республики Коми.

На 15 проектов поступили заключения независимых экспертов (в 2011 году в государственные органы Республики Коми не поступило ни одного заключения от независимых экспертов, в 2012 году поступило 2 таких заключения, в 2013 году — 20 заключений, в 2014 году — 23 заключения), в 5 проектах независимыми экспертами выявлены коррупциогенные нормы. Все замечания независимых экспертов устранены в процессе работы над проектом.

Кроме того, с целью развития института независимых экспертов, привлечения их к работе над проектами нормативных правовых актов и дальнейшей плодотворной работы государственные органы Республики Коми, кроме размещения разрабатываемых ими проектов нормативных правовых актов на своих официальный сайтах, направляют независимым экспертам посредством электронной почты уведомления о размещенных ими на сайтах проектах нормативных правовых актов.

Таким образом, государственными органами Республики Коми реализуются положения федерального законодательства о проведении независимой антикоррупционной экспертизы.

Государственные органы Республики Коми, являющиеся инициаторами проектов нормативных правовых актов Республики Коми, до внесения их на рассмотрение Главе Республики Коми или в Правительство Республики Коми направляют такие проекты в Прокуратуру Республики Коми.

В 2015 году в органы прокуратуры государственными органами Республики Коми направлено около 280 актов и около 270 проектов.

По результатам рассмотрения проектов нормативных правовых актов Прокуратура Республики Коми направляет в государственные органы Республики Коми — инициаторам проектов замечания и предложения, выработанные в ходе рассмотрения проектов.

Замечания, полученные по результатам рассмотрения органами прокуратуры проектов муниципальных нормативных правовых актов, рассматриваются разработчиками актов и учитываются в ходе работы над проектами.

Таким образом, на этапе работы над проектом нормативного правового акта удается устранить нормы, противоречащие законодательству и содержащие коррупциогенные факторы, что исключает в последующем внесение актов прокурорского реагирования в этой части.

Литература:

  1. О проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Правительства Республики Коми и проектов нормативных правовых актов Правительства Республики Коми: постановление Правительства РК от 02.02.2016 № 39 // Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми. — 01.03.2016. — № 3. — Ст. 37.
  2. Официальный сайт Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Коми // http://to11.minust.ru/node/153245
Основные термины (генерируются автоматически): государственный орган Республики Коми, антикоррупционная экспертиза, акт, исполнительная власть Республики Коми, Правительство Республики Коми, проект, Глава Республики Коми, Республика Коми, орган, государственная власть.


Ключевые слова

правовые акты, противодействие коррупции, антикоррупционная экспертиза, коррупциогенные факторы, , мониторинг организации антикоррупционной экспертизы, нормативно правовые акты Республики Коми

Похожие статьи

Об обязательности проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов и соглашений публично-правовых образований

Одним из ключевых аспектов эффективности проектируемых и действующих нормативных правовых актов органов местного самоуправления является их правовая корректность. Однако, отсутствие четкой регламентации методики и правил проведения антикоррупционной ...

Правовая экспертиза нормативных правовых актов Приморского края

В статье рассматривается понятие и значение правовой экспертизы нормативных правовых актов, анализируется правовая база Приморского края в отношении вопроса проведения юридической экспертизы правовых актов субъекта Российской Федерации, рассматривает...

Актуальные проблемы антикоррупционной политики в органах местного самоуправления

Сегодняшний день требует от нашего государства, создание системы противодействия коррупции путем принятия комплексных мер в области профилактики, предупреждения и карательных мер к коррупционным проявлениям в органах муниципальной власти. По данному ...

Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере образования

Статья посвящена исследованию роли прокурорского надзора в обеспечении законности и правопорядка в сфере образования. Рассматриваются основные принципы деятельности и правовое регулирования в обозначенной области, а также анализируется эффективность ...

Некоторые вопросы теории и практики антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов

В статье исследовано понятие и значение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Автором обращается внимание на недостаточное правовое регулирование антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, ...

Практические аспекты организации международно-правового сотрудничества на уровне городских (районных) прокуратур Российской Федерации

В статье анализируются практические аспекты проведения экстрадиционных проверок прокурорами районных (городских) прокуратур, изучаются основные проблемные моменты при осуществлении таких проверок сотрудниками прокуратуры, и предлагаются пути их решен...

Приоритетные направления совершенствования правового и организационного обеспечения налоговых проверок в Российской Федерации

В статье автор ставит перед собой задачу определить слабые места в правовом и организационном аспекте проведения налоговых проверок в Российской Федерации, проанализировать текущие пути решения, предпринимаемые законодателем, а также разработать собс...

Организация и осуществление прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национального проекта «Экология»

В статье рассматриваются особенности и некоторые проблемы реализации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национального проекта «Экология». Автором особый акцент делается на проблемах определения объектов прокурорского...

Организация и осуществление прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги»

В статье рассматриваются особенности и некоторые проблемы реализации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги». Автором особый акцент делается этапы организации деятель...

Некоторые проблемы организации и осуществления ведомственного финансового контроля в системе МВД РФ

В рамках настоящего исследования автором анализируются отдельные проблемы организации и осуществления ведомственного финансового контроля в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации. В частности, определяется важность соответствия норм...

Похожие статьи

Об обязательности проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов и соглашений публично-правовых образований

Одним из ключевых аспектов эффективности проектируемых и действующих нормативных правовых актов органов местного самоуправления является их правовая корректность. Однако, отсутствие четкой регламентации методики и правил проведения антикоррупционной ...

Правовая экспертиза нормативных правовых актов Приморского края

В статье рассматривается понятие и значение правовой экспертизы нормативных правовых актов, анализируется правовая база Приморского края в отношении вопроса проведения юридической экспертизы правовых актов субъекта Российской Федерации, рассматривает...

Актуальные проблемы антикоррупционной политики в органах местного самоуправления

Сегодняшний день требует от нашего государства, создание системы противодействия коррупции путем принятия комплексных мер в области профилактики, предупреждения и карательных мер к коррупционным проявлениям в органах муниципальной власти. По данному ...

Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере образования

Статья посвящена исследованию роли прокурорского надзора в обеспечении законности и правопорядка в сфере образования. Рассматриваются основные принципы деятельности и правовое регулирования в обозначенной области, а также анализируется эффективность ...

Некоторые вопросы теории и практики антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов

В статье исследовано понятие и значение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Автором обращается внимание на недостаточное правовое регулирование антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, ...

Практические аспекты организации международно-правового сотрудничества на уровне городских (районных) прокуратур Российской Федерации

В статье анализируются практические аспекты проведения экстрадиционных проверок прокурорами районных (городских) прокуратур, изучаются основные проблемные моменты при осуществлении таких проверок сотрудниками прокуратуры, и предлагаются пути их решен...

Приоритетные направления совершенствования правового и организационного обеспечения налоговых проверок в Российской Федерации

В статье автор ставит перед собой задачу определить слабые места в правовом и организационном аспекте проведения налоговых проверок в Российской Федерации, проанализировать текущие пути решения, предпринимаемые законодателем, а также разработать собс...

Организация и осуществление прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национального проекта «Экология»

В статье рассматриваются особенности и некоторые проблемы реализации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национального проекта «Экология». Автором особый акцент делается на проблемах определения объектов прокурорского...

Организация и осуществление прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги»

В статье рассматриваются особенности и некоторые проблемы реализации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги». Автором особый акцент делается этапы организации деятель...

Некоторые проблемы организации и осуществления ведомственного финансового контроля в системе МВД РФ

В рамках настоящего исследования автором анализируются отдельные проблемы организации и осуществления ведомственного финансового контроля в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации. В частности, определяется важность соответствия норм...

Задать вопрос