С древних времен борьбе с воинской преступностью власть предержащие всегда уделяли особое внимание. И это не случайно. Исторический опыт показывает, что разрушение государственности, как правило, начинается с развала армии (падения дисциплины, роста уклонений от военной службы, снижения уровня управляемости воинских частей, подразделений и отдельных военнослужащих). Боеготовность войск важна не только как фактор защиты от внешнего врага, она оказывается очень значимым показателем национального здоровья и внутренней устойчивости государства — при разложении армии начинается процесс государственного саморазрушения. Примерами подобной взаимосвязи изобилует мировая история (Древний Рим, Византия) [2, с. 324].
Анализируя причины крушения государств, Аристотель формулирует один из фундаментальных принципов профилактики негативных социальных процессов: «Если нам известны причины, ведущие к гибели государственных устройств, то мы тем самым знаем и причины, обусловливающие их сохранение: противоположные меры производят противоположные действия». Это справедливо и относительно преступности [1, с. 39].
Во многих западных государствах весьма эффективно функционируют службы молодежи, включающие департаменты организации досуга и отдыха, социальной помощи, медико-педагогическую службу и службу опекунства. В некоторых европейских странах возникли оригинальные педагогические службы, состоящие из уличных воспитателей, которые работают по ночам в общественных местах. Немало трудных подростков удалось им удержать от скатывания на криминальный путь. Вооруженные Силы также активно участвуют в этом процессе. Формы подготовки будущих призывников к военной службе могут быть различными: от начальной военной подготовки на уроках в школе до спортивных секций для подростков в войсковых частях и привлечения школьников к военным играм на воинских полигонах.
В зарубежных странах успешно применялось разделение воинских частей на боевые части и хозяйственные. Боевые части комплектовались из призывников, сдавших экзамен меньшего уровня сложности. Срок службы в таких частях был более длительный (трехгодичный). Части производственно-хозяйственного назначения комплектовались лицами, не сдавшими призывного экзамена, а также лицами, переведенными из боевых частей как несоответствующие по физическим и нравственным качествам требованиям, предъявляемым к военнослужащим боевых частей. Срок службы в таких частях — четыре года [3, с. 31].
Такая градация позволяла без серьезных материальных затрат избавиться от ряда проблем, которые общество и армия безуспешно пытались решить многие годы. Боевые части занимались лишь тем, чем положено заниматься воинам. Автоматически устранялся наиболее криминогенный фактор военной службы — отвлечение военнослужащих от боевой подготовки на хозяйственные работы.
То есть, главным стимулом в такой системе оказывались не материальные, а организационные — структурирование сроков службы. Чем лучше служишь, тем короче срок. Этот принцип с успехом практиковался в ряде стран мира. Например, в бывшей армии ГДР перед увольнением в запас военнослужащий срочной службы сдавал экзамен. Если экзамен был успешным — домой, если солдат недостаточно освоил воинскую специальность — служба продлевалась на полгода. В армии Кубы досрочно увольняют в запас солдата, заслужившего сто поощрений. Это достаточно экономичный механизм стимулирования добросовестного отношения к службе [4, с. 68]..
Яркий пример зарубежного опыта борьбы с воинской преступностью это борьба с данной категорией в США [5, с. 213].
В послевоенные годы количество различного рода преступлений в вооруженных силах США, несмотря на довольно жесткие административные меры, неуклонно возрастало. Так, число тяжких уголовных преступлений, за период с 1960 по 1971 год увеличилось почти вдвое. В 1972 году только военнослужащие сухопутных войск США совершили 40610 различных уголовных преступлений. В 1974 году были отстранены от своих обязанностей за употребление наркотиков и алкоголя 3647 военнослужащих, имевших доступ к ядерному оружию. Казалось, остановить негативные тенденции уже невозможно.
В июле 1973 года конгресс США принял закон о переходе на добровольный принцип комплектования вооруженных сил. Следует подчеркнуть, что тщательно разработанная комплексная программа предусматривала при этом значительное расширение жилищного строительства для военнослужащих, улучшение их социально-бытовых условий, обустройство военных городков, заботу о семьях, заметное увеличение денежного содержания. Все желающие получили возможность получить гражданские специальности во время службы [6, с. 106].
Законодатели в конгрессе хорошо понимали, что бесправие и социальная незащищенность военнослужащих подводили их к опасной черте, делали более агрессивными, вели к хроническому росту преступности.
И, тем не менее, на начальном этапе формирования профессиональной армии американское командование столкнулось с большими трудностями. Неотработанность нормативных документов, регулирующих набор молодежи, отсутствие опыта работы с добровольцами, а также глубоко продуманной системы морального и материального стимулирования военнослужащих негативно сказывались на качестве контингента, изъявлявшего желание служить в армии.
Однако постепенно высокий уровень материального стимулирования позволил американскому военному руководству не только успешно решить задачу по комплектованию современных вооруженных сил на добровольной основе, но и добиться к настоящему времени улучшения воинской дисциплины и устойчивой тенденции к снижению преступности. Как свидетельствует официальная статистика, если в 2010 году во всех вооруженных силах США было проведено 38927 уголовных расследований, то в 2012 году — 35435 [6, с. 107].
В ходе борьбы с наркоманией среди военнослужащих США, военное командование приняло самые жесткие меры. В армии развернули активную кампанию по борьбе с наркоманией. В ход были пущены и сила пропагандистской машины, и медицинские средства, и меры административного воздействия. В результате, по официальным данным, доля военнослужащих, употребляющих наркотические средства, сократилась в 2007 году с 17 до 9 процентов, а в настоящее время она не превышает трех процентов. Причем эффективными оказались не столько пропагандистские и медицинские меры, сколько административные — прежде всего, увольнение из армии.
Проблема с неуставными взаимоотношениями в США также нашла свое решение. В каждой части есть специально подготовленный офицер, который непосредственно занимается подобными происшествиями. Это позволяет оперативно выявлять причины неуставных взаимоотношений, устранять их и наказывать виновных [4, с. 81].
Число таких правонарушений, как неповиновение командирам и начальникам и уклонение от исполнения служебных обязанностей год от года снижается. Одна из причин в том, что в американских вооруженных силах высокая дисциплина основывается, прежде всего, на административно — правовых методах, а не на осознании военнослужащим своего долга. Но такой подход определяется отнюдь не принципом комплектования армии. Дисциплинарная практика в армии США ориентирована главным образом на методы принуждения.
Анализируя ситуацию в вооруженных силах США, эксперты делают вывод, что при переходе к профессиональной армии высокие денежные оклады и перспективы хорошей пенсии привели к определенным сдвигам в лучшую сторону. Этому же в немалой степени способствовали развернутая в стране пропаганда престижности службы в вооруженных силах, а также повышение авторитета военнослужащих, как среди населения, так и у руководства страны [4, с. 85].
Вся система судебных и административных мер применяемых к военнослужащим, направлена на формирование исполнительного солдата, способного безукоснительно выполнять приказы и распоряжения командира.
Конечно, это далеко не означает, что существующая практика укрепления воинской дисциплины, правопорядка и борьбы с преступностью в вооруженных силах США строится только на наказаниях. Да, они играют не последнюю роль в наведении должного порядка. Вместе с тем в армии проводится многоплановая воспитательная работа, военнослужащего убеждают в необходимости соблюдать высокую воинскую дисциплину, не допускать правонарушений, и, в первую очередь, тяжких преступлений.
Следует отметить, что в последнее время военно-политическое руководство Соединенных Штатов особенно активно стремится либерализовать дисциплинарную практику. Речь идет о постепенной замене методов принуждения, основанных лишь на страхе перед неотвратимостью наказания, выработкой у военнослужащих прочных мотивационных установок на строгое соблюдение уставных требований [4, с. 78].
Литература:
- Аристотель. Политика / Аристотель. Сочинения: в 4 т.Т.4– М: Мысль, 1983. — 129 с.
- Голицын Н. С. Всеобщая военная история древних времен / Н. С. Голицын. в 4 т. Т.1 — Спб: Тип А. Траншеля, 1872. — 534 с.
- Герцензон А. А. К изучению воинской преступности и преступности военного времени в буржуазных государствах / А. А. Герцензон. — М: Ученые записки ВИЮН, 1945. — 41 с.
- Карпец И. И. Международная преступность / И. И. Карпец. — М: Наука, 1988. — 112 с.
- Кларк Р. Преступность в США / Р. Кларк. — М: Прогресс, 1975. — 424 с.
- Номоконов, В. А. Парадигмы криминологии / В. А. Номоконов // Правоведение. — 2013. — № 3. — С. 106–110.