Интегрированное обучение с опорой на региональный компонент способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей, явлений и процессов, единое представление о природе, обществе и о своем месте в них. Именно на этих уроках происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной.
Ключевые слова: интегрированный урок, региональный компонент, личность, сотрудничество
Integration teaching based on the world, understand important interrelation phenonema and processes, a general notion about nature, society and one, s own place in them. It is at these lessons we form a creative, independent responsible and tolerant personality.
Key words: integrational lesson, regional component, personality, cooperation
XXI век — это время глобальных перемен, как в жизни мира, так и в жизни России, мы причастны ко всему, что происходит на Земле. Проблемы политические, экологические, экономические, социальные оказывают интегрирующий характер, заставляют осознавать общность судеб природы и человечества. Интегрированное обучение способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей явлений и процессов. Формирование мировоззрения — главное в обучении. [3]
В настоящее время перед современной педагогической наукой стоит задача, как повысить интерес к учебе, ведь у нашей молодежи сегодня сильно развито чувство самосознания и собственного достоинства, она о многом имеет представление, поэтому занятия, базирующиеся на авторитарном режиме, вызывают скуку. Это побудило преподавателей прибегнуть к интегрированным урокам, здесь студенты имеют возможность получить глубокие и разносторонние знания.
Задача современной педагогики — дать молодому поколению единое представление о природе, обществе и о своем месте в них. На интегрированном уроке имеется возможность синтеза знаний, умение переносить знания из одной отрасли в другую, развивается потребность в системном подходе к объекту познания, формируется умение анализировать и сравнивать сложные процессы и явления объективной действительности. [3] Именно на этих уроках происходит формирование личности творческой самостоятельной, ответственной, толерантной.
Что такое интегрированный урок?
Я считаю, это урок, который объединяет в себе обучение по нескольким дисциплинам при изучении одной темы или явления. Принято выделять внутрипредметную и межпредметную интеграцию. Многие общеобразовательные предметы имеют интегрированный характер (история и обществознание, математика и физика и др.). Обществознание — это вообще интегративный курс, объединяющий философию, социологию, экономику, право.
При организации уроков истории по темам: «Эпоха Возрождения», «Культура России в XVIII веке», прекрасно совмещаются работа преподавателей русского языка и литературы, музыки, преподавателя истории, математики. [2] Главной задачей преподавателей, ведущих урок, является активизация и включение в работу всех учащихся в группе. Если есть возможность, предложить студентам подготовить инсценировку, выступить с сообщениями, включая региональные компоненты, скажем сообщение на тему «Соратник Петра I — гидротехник-строитель калмык М. И. Сердюков», под его руководством были построены гидротехнические сооружения, с помощью которых соединили Каспийское море с Балтийским, что было очень важно для экономического развития России.
Применение мультимедийного материала, приглашение СМИ, способствует интенсификации учебного процесса. [4] За счет переключения студентов на разнообразные виды деятельности в ходе занятия, способствует снятию нагрузки, утомляемости.
На занятиях, где происходит обмен опытом между поколениями и культурами, происходит патриотическое воспитание студентов, достигается свобода в суждениях и ответах.
Так как наш колледж нефти и газа, где обучаем студентов рабочим профессиям, что очень актуально в современное время, то мы часто проводим интегрированные мероприятия, как, например, круглый стол «Актуальность современного профессионального образования». Принимали участие студенты 1, 2 курсов специальности: «Разработка нефтяных и газовых месторождений», «Монтаж и эксплуатация промышленного оборудования», «Бурение нефтяных и газовых скважин», а также заместитель министра природных ресурсов, заместитель начальника отдела Роспотребнадзора Республики Калмыкия, или День Геолога — встреча студентов с начальником отдела Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия, телевидения.
Результаты интегрированного обучения проявляются в развитии творческого мышления студентов. Оно способствует интенсификации, систематизации, оптимизации учебно-познавательной деятельности, является высшей формой воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени. [1]
Методические рекомендации:
- Определить главную цель интегрированного урока, из содержания предметов брать только те сведения, которые необходимы для ее реализации.
- Главная задача преподавателей, ведущих интегрированный урок — активизация и включение всех студентов в учебный процесс, где происходит обмен опытом между поколениями и культурами, происходит патриотическое воспитание студентов, достигается свобода в суждениях и ответах.
- Умение отстаивать свои убеждения в дискуссиях, выражать свою точку зрения, возможно отличную от мнения других на доброжелательной основе.
- Формировать культуру речи во время открытых диспутов, отвечать на острые вопросы.
- Развивать умение работать в коллективе.
- Развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, конспектами.
- Применять материалы ведущей дисциплины, выступающей интегратором и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины, вовлекая при этом участников-преподавателей, будь то урок-практикум, урок-диалог, урок-экспедиция, урок — исследование, урок — деловая или ролевая игра, уроки защиты проектов, учебная конференция, урок-экскурсия, мультимедиа-урок, комбинированный урок и т. д.
Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков, и уроков с широким использованием межпредметных связей.
Итак, эффективность интегрированного обучения зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации обучения, который обеспечивается глубоким и всесторонним анализом образовательных, развивающих, воспитывающих возможностей каждой из них.
Реализация интеграции между предметами возможна лишь при благополучном здоровом климате в коллективе учителей, их плодотворном сотрудничестве на основе взаимопонимания и уважения.
Литература:
- Белиловская М. Е.: Информационные технологии в образовании. — «Информатика ПС» 1999 г. № 47.
- Боголюбов Л. Н.: Обществознание 10–11 класс. М., 2007–2008 г.г.
- Загладин Н. В., Петров Ю. П.: Всеобщая история. М., 2014 г.
- Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016–2020 годы».