Самой главной деятельностью для детей 3–4 лет является игра. Поэтому известные педагоги, ученые, психологи рекомендуют развивать речь детей с помощью игры [2, с. 49]. Только при условии последовательной и систематической работе над развитием речи детей можно добиться положительных результатов.
Игра «Я быстрее».
Цель: развивать речь, память, внимание.
Описание: встать рядом с ребенком. Выбрать предмет, находящийся в некотором отдалении. Объяснить ребенку, что победит тот, кто первым дойдет до этого предмета, но делать шаг можно только в том случае, если названо слово из выбранной категории, например: «Все круглое (теплое, мягкое)», «Домашние или дикие животные», «Посуда», «Мебель» и т. п [1, с. 26].
Игра «Спасибо, Маша!».
Цели: способствовать сенсорному развитию; развивать речь; помочь освоению родовых окончаний прилагательных.
Описание: прочитать детям потешку, сопровождая ее действиями и побуждая к этому же детей.
Маша кашу варила, Выполнить круговые движения рукой, имитирующие размешивание каши.
Федота кормила. Выполнить движения рукой, имитирующие кормление ложкой.
Федот компот варил. Сымитировать «размешивание» в другую сторону.
Машу поил. Сымитировать питье из воображаемого стакана.
«Спасибо, Маша! Наклонить голову.
Спасибо, Федот! Выполнить поклон головой.
Вкусная каша!
Вкусный компот!
Спросить у детей, что еще может быть вкусным, перечисляя слова разного рода: «Яблоко какое? Вкусное! Суп какой? Вкусный! Слива какая? И т. д». [3].
Игра «Перепутанная сказка».
Цель: развивать речь, воображение, память.
Описание: начать рассказывать детям сказку о Красной Шапочке. В том месте истории, где девочка должна встретить волка, изменить сюжет: «Идет она по лесу, и вдруг навстречу ей — Колобок!» В зависимости от настроения детей моделировать дальнейшее развитие событий. Вполне возможно, что дети захотят послушать сказку в традиционном варианте, в этом случае предложить им напомнить ее продолжение. А можно предложить детям пофантазировать на тему «Красная Шапочка и Колобок (семеро козлят, Ниф-Ниф и т. п.)». Выслушать все предложения детей, спросить их, почему они хотят, чтобы тот или иной герой поступил именно так. Совместными усилиями вывести счастливый финал истории.
Игра «Один — много».
Цели: развивать речь, внимание; познакомить с формами слов во множественном числе.
Игровой материал и наглядные пособия: парные карточки с изображением одиночных и множественных предметов.
Описание: разложить перед детьми карточки с изображениями нескольких предметов. У педагога — карточки с одиночными предметами. Показывая детям карточку, нужно спросить: «У меня есть яблоко, а у тебя есть яблоко?» Помочь ребенку найти карточку с изображением нескольких яблок. Дать образец ответа: «У меня — яблоко, а у тебя — яблоки!» Использовать изображения предметов, множественное число которых образуется с помощью разных окончаний: дом — дома, нога — ноги, лицо — лица и т. п.
Игра «Где лежал мячик?».
Цель: развивать речь, навыки ориентирования в пространстве.
Описание: положить на стол небольшой мяч. Вокруг него разложить несколько знакомых детям предметов. Поинтересоваться: «Где лежит мячик?» — «На столе». Задать вопрос по- другому: «Около чего лежит мячик?», «Перед чем лежит мячик?», «За каким предметом лежит мячик?», «Недалеко от чего лежит мячик?», «Напротив чего лежит мячик?» и т. п [1, с. 52].
Игра «Путаница».
Цель: развивать речь, внимание, логическое мышление.
Описание: прочитать детям короткие стихотворения, делая паузу перед произнесением последнего слова. Стихи рифмованы таким образом, что последняя рифма не всегда соответствует смыслу текста.
- Знает это ребенок любой –
У апельсина цвет... (голубой — оранжевый).
- Корова мычит,
Поросенок хрюкает,
Тигр рычит,
А собака... (мяукает — лает).
- Как на нашей улице
Крякали две... (курицы -утки).
- Известно каждому ребенку,
Что лошадь — мама... (жеребенка).
- Цыплята знают, что поутру
Их папу все слышат! Ведь он... (кенгуру — петух) [3].
Игра «Опиши предмет».
Цель: развивать речь, логическое мышление, навык классифицирования.
Описание: предложить ребенку описать какой-либо знакомый ему предмет. На первых занятиях лучше всего использовать предметы, находящиеся перед глазами (игрушки, мебель, одежду). Учить ребенка давать развернутую характеристику объекта. Стоит обратить внимание на следующую схему-алгоритм, созданную В. Н. Григорьевым.
- Предмет, класс, к которому он принадлежит, составные части предмета.
- Форма, цвет, размер, материал.
- Функции предмета.
- Сравнительный анализ — по форме, цвету, материалу, функциям.
При этом воспитатель должен обязательно учитывать индивидуальные особенности ребенка, уровень его развития. Использовать слова, доступные пониманию ребенка. Задать ребенку наводящие вопросы, подсказать, если он затрудняется с ответом. Игру можно организовать в форме сказки.
Игра «Расскажи мне... (описание по картинке)».
Цели: развивать речь, внимание, аналоговое мышление, воображение, расширять словарный запас.
Игровой материал и наглядные пособия: сюжетная картинка.
Описание: предложить детям рассказать о том, что они видят на картинке: в целом, детально. Задать им наводящие вопросы. Например: на картинке изображена девочка, ведущая за руку маленького мальчика. Спросить ребенка: почему девочка ведет мальчика за руку? (Потому что он маленький. Потому что он не знает, куда идти. Потому что он не хочет идти и т. п.) Кто эта девочка? (Сестра мальчика. Соседка. Дочка маминой подруги и т. п.) Куда идут девочка с мальчиком? (Домой. В детский сад. На прием к врачу. И др.)
Дать ребенку задание описать девочку, мальчика. Сравнить их. (Девочка выше мальчика, у нее длинные светлые волосы, а у мальчика — темные, короткие.) Рассмотреть одежду детей, обувь. Держат ли они что-нибудь в руках? Где они идут, что их окружает. Поинтересоваться у ребенка, где, по его мнению, в это время находится мама мальчика? (На работе, дома, у бабушки, в магазине и т. д.) А папа? Учить детей замечать детали, делать выводы, сопоставлять, проводить аналогии. Задавая вопросы, употреблять такие фразы, как: «А ты как считаешь?», «Ты уверен, что.».., «Может быть, ты думаешь по-другому?» Помогать детям правильно строить фразы, употребляя нужные слова.
Игра «Что с чем можно делать?».
Цель: развивать речь (употребление существительных в творительном падеже без предлогов), воображение.
Описание: рассказать детям короткую историю: «Жил — был мальчик по имени (можно вставить имя ребенка). Ему было три года. Однажды бабушка подарила мальчику лопату. Задумался малыш: «Что же мне с ней делать?» Предложить подумать о том, что можно делать лопатой. Помочь ребенку, выдвигая версии поочередно. Задать вопросы о способах использования разных предметов: «Что можно делать ложкой (красками, клеем, нитками и т. п.)?»
Игра «Кому бы позвонить?».
Цели: развивать речь; заложить основы этикета.
Игровой материал и наглядные пособия: игрушка-телефон.
Описание: предложить ребенку «позвонить» кому-нибудь по телефону (бабушке, дедушке, другу, игрушке и т. п.). Педагог исполняет роль собеседника. Обратить внимание ребенка на необходимость здороваться, говорить «спасибо» и «пожалуйста», поддерживать разговор. Поинтересоваться, что бы ребенок хотел спросить у бабушки (зайки, лисички и т. д.), что может рассказать о себе, о маме, папе и т. д. Напомнить ребенку о необходимости говорить «до свидания» по окончании разговора.
Заучивание стихотворений для развития речи.
Стихотворения для детей 3–4 лет должны быть понятны. В них должно быть много звуков, которые не выговаривает ребёнок. После прочтения одного стихотворения задайте детям вопросы на эту тему. Они должны рассказать, что поняли из прочитанного. Выучите стих.
- Кра-кра-кра — уходите со двора.
Ас-ас-ас — дождь пойдёт сейчас,
Ить-ить-ить — не хотим уходить,
Жу-жу-жу — я по лужам хожу.
—Гуси, гуси.
—Га-га-га.
—Есть хотите?
—Да-да-да.
—Так летите же домой.
—Серый волк под горой.
Зубы точит, воду пьет,
Нам проходу не дает.
—Ну, летите, как хотите.
Только крылья берегите.
- Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать.
А за ней ребятки,
Желтые цыплятки.
— Ко-ко-ко, ко-ко-ко
Не ходите далеко.
Лапками гребите,
Зернышки ищите.
Съели толстого жука,
Земляного червяка.
Выпили водицы
Полное корытце.
- Выпал иней на луга,
Щиплет гусям лапки.
—Гуси, гуси!- Га-га-га!
—Надевайте тапки!
Надевайте тапки,
Берегите лапки! — и т. д. Также можно использовать стихи Агнии Барто.
Литература:
- Игровая деятельность на занятиях по развитию речи. Младшая группа. / Автор-сост. О. И. Бочкарева. — Волгоград: ИТД «Корифей». — 96 с.
- Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 240 с.
- Игры и упражнения для развития речи детей 3–4 лет // Pandia. URL: http://pandia.ru/text/78/349/1591.php (дата обращения: 17.02.2017).