В статье рассматриваются традиционное искусство орнамента, использующееся как средство архитектурно-художественной выразительности, который используется в современном строительстве.
Ключевые слова: орнамент, архитектура, объект, современное искусство, монументальное искусство, стилистика, дизайн, среда, культурное наследие, метод, композиция, художественная выразительность, орнаментальные мотивы, пространство, строительство
In the article examined the traditional art of decorative pattern, used as means of architectonically-artistic expressiveness, that is used in modern building.
Широкое распространение индустриальных методов строительства на основе типового проектирования во второй половине XX века стало одной из причин разрушения уникальности и самобытности многих городских ансамблей и природных ландшафтов. Возникновения монотонности и однообразия архитектурной среды, низкого уровня её эстетических качеств с особой остротой встали проблемы сохранения исторической среды города, её художественной выразительности.
В современной модели национального искусства и архитектуры обнаруживается известная стратиграфия пластов, содержание которых связано как социальными факторами, так и с личными предпочтениями и интересами, дизайнеров, художников, архитекторов. Причем историческая память, фабулы и стилистика культурного наследия, приверженность к традиционной эстетике, являются своего рода архетипами художественного сознания, начинают выполнять такие важные функции в формировании культурной идентичности искусства, которые в предшествующей период не могли иметь такого значения.
Орнаментика — явление биологическое. Она живет в течение многих тысячилетии и размножаясь, оставляет многочисленное потомство. В орнаментальных системах, как в биологоических сообществах, можно встретить различные формы, некоторые из них скоро проходящи, другие устойчивы и живут не одно столетие, претерпевия нормальную эволюцию. Именно, благодаря всем этим свойствам, а также глубочайшей традиционности, орнаментика является прекрасным материалом для установления внутренных законов развития искусства и для выяснения происхождения или культурных взаимоотнощений этнических групп. [2] Решения вопроса о возникновении и формировании тех или иных орнаментальных систем неизбежно требует применения сравнительного метода. Он должен быть направлен на изучение современного искусства и архитектуры, на орнаментику древности. Естественно, что в нашем исследовании, в силу указанных выше причин, может быть сделана только попытка решения некоторых вопросов, или, вернее, только представлены вехи и пути их решения.
Семантическая основа этих элементов в разные исторические периоды на полнялась новыми особенностями. Если первые два, имея прямые аналогии в реальности, отражали идеи природного начала, категории постоянства, соответсвенно связываясь со стихиями Воздуха и Воды, то два других элемента, не имея аналогов в живой природе и отражая результаты практики, наполняются смыслом человеческого начала, категории прерывности, цикличности, но вместе с тем — преобразующего творческого начала, соответственно отражая стихии Огня и Земли.
В большинстве вариантов эти два начала — природное и человеческое — обуславливают внутреннюю динамику и особенности орнаментальных композиций, образуя целую серию их бинарных трактовок, связанных с попытками осмысления таких понятий, как свет и тьма, жизнь и смерть, добро и зло, день и ночь и т. д.
Казахский орнамент в дошедшем до нас виде являются воплощением реальных образов, и орнамент в своих формах запечатлел особенности и традиции быть своего народа, уровень техники и прочих условий жизни. Этого собственно, уже достаточно для того, чтобы казахский орнамент, как средство архитектурно-художественной выразительности, широко использовался в современном строительстве.
В отдельные периоды исторического развития народный орнамент широко применялся в быту, и в монументальном искусстве, а во второй половине XX века получает наивысший расцвет в различных направлениях жизнедеятельности, в том числе и в архитектуре.
Следует отметить, что многие известные казахстанские дизайнеры, архитекторы проводят кропотливую работу по изучению сбору, восстановлению и сохранению образцов орнаментики всех регионов страны, каждый из которых имеет свою характерную особенность и достойно отдельного изучения применительно к архитектуре.
В 1940-е годы возрождается интерес к классическим приемам и архитектурным формам: в планировке общественных зданий снова торжествует симметрия и ордерная система. При этом тенденция развития классических форм определяется становлением так называемого национального стиля в архитектуре. Своеобразным итогом решения данных художественно-эстетических задач и началом нового этапа в архитектуре общественных зданий является Казахский государственный академический театр оперы и балета им. Абая со зрительным залом на 1200 мест (архитектор Н. Простаков, при участии В. Бычкова, П. Поливанова, Т. Басенова, П. Поливанова, 1941 г.) (рис.1). Архитектура театра разработана в стиле неоклассицизма с включением в композицию фасада элементов казахскго орнамента. Здание театра представляет собой первый опыт переработки и внедрения мотивов национального стиля в архитектуре, что нашло свое отражение в появлении оригинального стилизованного ордера, использованного как в экстерьере, так и в интерьере постройки. Ясный и простой план сооружения продиктован четким функционально-планировочным решением: через кассовый зал поситетель попадает в вестибюль, который связан со зрительным залом расположенными в торцах проходами в боковые фойе и лестницами, ведущими на второй этаж. Фасад имеет классическую трехуровневую разработку. При этом первый этаж, который играет роль цокольного основания здания, облицован плитами серого гранита, обработанного крупной рустовкой. Центральная часть здания выделена глубокой лоджией, открывающейся на фасад четырьмя мощными колоннами. Третий уровень — своеобразный антаблемент, увенчан национальными орнаментальными мотивами. Здание замыкает улицу и является композиционным центром театральной площади, играя, таким образом, роль важного градостроительного узла. [1]
Рис. 1 Традиционный казахский орнамент на фасадах зданий. Казахский Государственный Академический театр оперы и балета им. Абая г. Алматы
Идея ритма и симметрии считается большинством исследователей ключевой в понимании построений орнамента, одним из важных факторов красоты форм, и именно повторяемость, симметричность отличает орнамент от простого украшения объекта. (рис.2)
Исследование симметрии орнамента дали основание отдельным исследователям для новых способов изучения — структурного анализа отдельных форм при помощи математических методов. [4] Основополагающим признаком при изучении строения отдельными исследователями полагается композиционный строй орнамента, к примеру, от технических приемов исполнения или материалов. В качестве орнаментальных мотивов могут к примеру, использоваться архитектурные фрагметы, оружие, различные знаки и эмблемы. Особый род орнамента (например, гирих) представляют стилизованные надписи на архитектурных сооружениях или в книгах. Рассмотренные в данном разделе вопросы становления и формирования мотивов и элементов народного орнамента и их композиционной организации в декоре изделий показывают, что вместе с развитием орнаментальных форм в прикладном искусстве народа протекал и процесс художественного познания мира. [3]
Рис. 2. Интерьер комнаты в этническом стиле
Раскрыть и понять многообразие действительности через свое творчество в соответствии с конкретными требованиями и категориями функциональной целесообразности — стремления эти, зарождавшиеся в недрах специфики самой народной практики и в глубинах его целостного мироощущения, развивали в художественном опыте тенденцию к обобщениям, в свою очередь, неизбежно порождавших определенные образы и символы.
В нерасторжимой связи с этим вырабатывались художественно-эстетические понятия и соответственно практике орнаментального творчества складывалась специфическая терминология. Одновременно формировались содержательные функции орнамента, способствовавшие сложению определенных комбинаций его мотивов, компонентов и особенностей их взаимосвязи с формой и назначением изделий. Таким образом, традиционные художественно-композиционные принципы народного искусства формируются при диалектической взаимосвязи миропредставлений, эстетических понятий и суммы практических навыков длительного утилитарно-творческого опыта.
Литература:
- Галимжанова А. С., Глаудинова М. Б., Кишкашбаев Т. А., Шкляева С. А., Муратаев К. К., Елеукенова Г. Ш., Барманкулова Б. К. История искусств Казахстана. Алтамы «ИздатМаркет» -2006. –С. 142–145.
- Рындина О. М. Эндогенные процессы в орнаментике: к вопросу о методике археолого-этнографических реконструкции. // Этнограф-археологические комплексы. Проблемы культуры и социума т. 4.-Новосибирск: наука 1999. -483 С.
- Куспангалиев Б. У., Оспанова К. Х. Актуальные проблемы большого города: архитектурная теория и практика: Материалы Международный научно-практической конференции. -2013, -С. 36–37.
- Громов Г. Г., Плющев В. И. Количественные методы исследования орнамента / Математические методы в исторических исследованниях. –М.: Наука, 1972.
- Архитектор Толеу Басенов. Избранное. Т.1. Алматы. -2009. –С.102–103.