Использование фольклора в преодолении недостатков эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №8 (142) февраль 2017 г.

Дата публикации: 20.02.2017

Статья просмотрена: 428 раз

Библиографическое описание:

Габибова, Т. А. Использование фольклора в преодолении недостатков эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития / Т. А. Габибова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 8 (142). — С. 275-278. — URL: https://moluch.ru/archive/142/39905/ (дата обращения: 19.12.2024).



Исследование особенностей эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) является в настоящее время актуальным и представляет значительный интерес для коррекционной педагогики и специальной психологии. Изучением названной проблемы занимались классики дефектологии: Т. А. Власова, О. В. Защиринская, В. И. Лубовский, В. В. Лебединский, К. С. Лебединская, И. И. Мамайчук, В. Б. Никишина, Н. А. Цыпина и др. Ими доказано, что особенности эмоционально-волевой сферы ребенка с ЗПР оказывают влияние не только на его настроение, но и на поведение в целом, и наиболее заметно это на уровне развития познавательных процессов. В настоящее время, в качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия детей с ЗПР используются как классические, так и инновационные методики. Одной из таковых можно считать музыкальную терапию.

Музыкотерапия — метод лечения, созданный обществом в качестве искусственной системы коррекции нарушений. Психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Музыкальная терапия также является сильнейшим инструментом для обеспечения эмоционального благополучия и коррекции различных проблем детей с ЗПР. Многие педагоги и психологи (Шушарджан С. В., Еремина Н. И., Брусиловский Л. С., Эльконин В. М., Петрушин В. М., и др.) использовали музыку как одно из мощнейших средств эмоциональной регуляции психической деятельности ребенка с ЗПР.

Особое место в музыкальном искусстве занимает фольклор. Созданная на его основе фольклорная терапия — это метод, использующий фольклор в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях. Фольклор — доставшаяся нам от предков естественная система, обеспечивающая здоровое взаимодействие человека с окружающим миром, людьми и самим собой. Русский фольклор, рассматривается как естественная система интегративной арт-терапии, включающая в себя воздействие на человека звуком, музыкой, цветом, рисунком, движением, драматизацией. Практически все популярные сейчас арт-терапевтические методы активно использовались нашими предками в массовых песенных обрядах, где каждый элемент нес в себе частицу накопленной веками народной мудрости.

Планируя свое исследование, мы исходили из предположения, что:

– у детей младшего школьного возраста с ЗПР есть особенности эмоционально-волевой сферы (низкий уровень развития навыков самоконтроля эмоциональных состояний, низкий уровень адаптации);

– использование музыкальной (фольклорной) терапии на психокоррекционных занятиях может способствовать оптимизации эмоциональной сферы.

Задачи исследования:

  1. Теоретически обосновать проблему исследования: описать патогенез развития детей с ЗПР младшего школьного возраста и выделить критерии оценки эмоциональной сферы у младших школьников;
  2. Подобрать методики исследования эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с ЗПР;
  3. Разработать комплекс занятий с использованием музыкотерапии, направленный на развитие эмоциональной сферы у детей 9–10 лет с ЗПР;
  4. Эмпирически исследовать особенности эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с ЗПР на психокоррекционных занятиях с использованием русского фольклора;
  5. Проанализировать результаты и сделать выводы о целесообразности фольклоротерапии в оптимизации эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Исследование проводилось в течение 2016–2017 г. поэтапно. Первый этап: определение теоретической и методологической основы исследования, подбор диагностических методов, уточнение схемы исследования, изучение специальной литературы, по священной проблеме оптимизации эмоционально-волевой сферы у младших школьников с ЗПР. Второй этап: проведение констатирующего эксперимента по выявлению нарушений эмоционально-волевой сферы младших школьников с ЗПР. Третий этап: формирующий эксперимент, включающий разработку и апробацию комплекса коррекционно-развивающих мероприятий по оптимизации эмоционально-волевой сферы у младших школьников с ЗПР. Четвертый этап: контрольный эксперимент, проведение качественного и количественного анализа результатов исследования, оформление выводов и рекомендаций.

На констатирующем этапе исследования приняли участие две группы учащихся младшего школьного возраста: экспериментальную группу составили дети с диагнозом «задержка психического развития различной этиологии»; контрольная группа — дети условной нормы развития. Группы уравнены по количеству (по 6 человек в каждой группе), полу (равное количество мальчиков и девочек), возрасту (10 лет), ведущему виду деятельности (учение), социальной ситуации развития (дети воспитываются в полных благополучных семьях). С ними были проведены диагностические мероприятия с использованием специально подготовленного пакета процедур: «Метод цветовых выборов» М. Люшера, Графическая методика М. А. Панфиловой «Кактус», «Фрустрационный тест» С. Розенцвейга. Кроме того, нами проанализированы данные наблюдений за поведением детей в учебной и внеучебной деятельности.

Полученные с его помощью данные позволяют утверждать, что у детей с ЗПР имеются количественные отличия в степени сформированности эмоционально волевой сферы. Так, дети с ЗПР больше подвержены негативным эмоциональным состояниям, чем дети в норме. В экспериментальной группе у 84 % испытуемых наблюдалась сильная тревога и стресс, тогда как в контрольной группе менее чем у 50 % испытуемых наблюдалась тревога невысокой степени выраженности (данные МЦВ М.Люшера).

По результатам графической методики «Кактус» мы можем сделать вывод о том, что испытуемые с ЗПР обладают ярко выраженными чертами эмоционального неблагополучия: 50 % ярко проявляют агрессивность, тревожность, эмоциональную неустойчивость, скрытность и лишь у 16 % испытуемых отмечается благоприятное эмоциональное состояние. Для сравнения: испытуемые контрольной группы в 66 % случаев отмечается благоприятное эмоциональное состояние.

По результатам «Фрустрационного теста» С. Розенцвейга уровень адаптации у младших школьников с ЗПР значительно ниже, чем у детей с нормой, испытуемые с ЗПР с повышенной частотой дают реакции в экстрапунитивной манере и редко в интропунитивной, они предъявляют повышенные требования к окружающим и это может служить признаком неадекватной самооценки. Реакции субъектов сосредоточены на защите своего «Я», что влечет за собой частые конфликты с окружающими. Реактивность детей с нормой развития соответствует активному поведению в стрессе, во фрустрационных ситуациях испытуемые дают нормальную идею преодоления препятствия, события и препятствия не воспринимаются как фрустрирующие и непреодолимые.

Основываясь на данных диагностики и наблюдения за детьми (особенностями учебной деятельности, характером поведения, проявлениям психической неустойчивости, аффективной возбудимости, расторможенности и пр.), считаем возможным констатировать наличие школьной дезадаптации детей с ЗПР, что требует незамедлительной работы с использованием адекватных коррекционных воздействий. В качестве метода коррекционно-развивающего воздействия нами была выбрана музыкальная (фольклорная) терапия.

Русский фольклор рассматривается как естественная система интегративной арт-терапии, включающая в себя воздействие на человека звуком, музыкой, цветом, рисунком, движением, драматизацией. В силу своих художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует проявлению чувства удовлетворения, радости, что создает эмоционально благоприятную обстановку для детей. Они получают эмоционально-положительное подкрепление в виде успешности осуществляемой деятельности, испытывая от этого чувство умелости и связанного с ним удовольствия. В результате фольклорной терапии уходят тревожность, страх, угнетенное состояние. Появляются спокойствие, чувство защищенности, уверенность в себе, своих силах, ощущение радости. Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Большие потенциальные возможности коррекционно-воспитательного воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой, игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Наиболее распространенное и доступное средство — песня. Поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота формы — характерные черты русского песенного творчества. Эти особенности русской народной песни придают ей неповторимую прелесть. Мелодии, оставаясь очень простыми и доступными, часто варьируются, что придает им особую притягательность. Еще одно направление фольклорной терапии — танцевально-двигательная терапия. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, предназначенных для производства тонких дифференцированных движений, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. В случае, когда в терапии участвует вся группа, стимулом для нее являются доверительные отношения внутри группы. Танцевально-двигательная терапия как средство невербальной коммуникации предполагает решение как личных, так и внутригрупповых проблем. В работе с детьми с ЗПР органично использование такого направление фольклорной терапии как народные игры. Игра всегда связана с радостными эмоциями и поэтому помогает ребенку освоить важные жизненные функции легко и быстро.

Занимаясь художественно-творческой деятельностью фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид. Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывают смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И все это обеспечивает психологическую разгрузку.

На основе всего сказанного выше для детей с ЗПР младшего школьного возраста нами была разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа, включающая в себя 26 занятий, 1 из которых было организовано в форме праздника «Рождественские посиделки». Заключительное занятие было проведено совместно с родителями. Музыкотерапия с использованием фольклора применялась нами в индивидуальной и в групповой форме, ее цель — коррекция эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, проблем в поведении.

После проведения коррекционно-развивающей программы была проведена повторная диагностика детей, по выбранным методикам и получены следующие результаты: снизились показатели негативных проявлений в эмоционально-волевом развитии детей, повысились показатели образовательной активности, работоспособности, саморегуляции, эмпатии. После проведенной работы уровень социальной адаптации детей с ЗПР повысился. Изменилось поведение испытуемых в ситуациях фрустрации — дети стали чаще признавать свою ответственность, берутся самостоятельно исправить положение, компенсировать потери другому лицу. Фрустрирующая ситуация воспринимается как благоприятная или как заслуженное наказание, меньше обращаются к защите собственного «Я».

На основе сравнительного анализа результатов оценки эмоционально-волевого развития детей младшего школьного возраста с ЗПР можно сделать вывод, что апробированная нами коррекционно-развивающая программа, построенная с использованием метода фольклоротерапии и направленная на устранение отклонений в эмоционально-волевом развитии детей с ЗПР младшего школьного возраста, может быть использована в работе специалистов образовательных учреждений различного типа. Элементы коррекционно-развивающей программы могут быть использованы родителями детей с ЗПР для закрепления положительных тенденций в эмоционально-волевом развитии.

Литература:

  1. Дети с задержкой психологического развития. Монография / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. — М.– 1984.– 256 с.
  2. Корлякова С. Г. Музыкальная психотерапия как средство здоровьесбережения учащихся. / С. Г. Корлякова, Т. В. Горбачев. — М.: Журнал «Мир науки, культуры, образования». — № 1–2015. — С. 176–179
  3. Лебединская, К. С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития. Актуальные проблемы задержки психического развития / К. С. Лебединская. — М., 1982. — 521 с.
  4. Митрофанов, К. Я. Психофизиологические особенности младших школьников с нарушением речи / К.Я Митрофанов, С. В. Чебарыкова, А. А. Будницкий, Е. А. Левкова // Научные труды SWorld. — 2014. — Т. 14. — № 3. — С. 94–97.
  5. Мокрушина В. М. Возможности вокалотерапии (на материале песенного казачьего фольклора). Музыкотерапия в музыкальном образовании: Материалы Первой Международной научно-практической конференции 5 мая 2008 г., Санкт-Петербург / Науч. ред. и сост. проф. А. С. Клюев. — Ст.: 2008. — С. 156–159.
  6. Овсянкина Г. П. Структура музыкальной терапии: Музыкотерапия в музыкальном образовании: Материалы Первой Международной научно-практической конференции 2008 г., Санкт-Петербург / Науч. ред. и сост. проф. А. С. Клюев. — Ст.: 2008. — С. 33–38.
  7. Попова О. Ю Особый ребенок. Музыкальные занятия при нарушении общения у детей / О. Ю.Попова, С. А Хатуцкая — М.: Вып. 4–2001. — 283 с.
  8. Рудзик Е. Е. Фольклор как фактор сохранения психического, физического и духовно-нравственного здоровья школьников: Музыкотерапия в музыкальном образовании: Материалы Первой Международной научно-практической конференции 2008 г., Санкт-Петербург / Науч. ред. и сост. проф. А. С. Клюев. — Ст.: 2008. — С. 66–71.
  9. Чебарыкова, С. В. Готовность учреждений различного типа к реализации инклюзивного подхода в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья / С. В. Чебарыкова, К. В. Степанов // Молодой ученый. — 2015. — № 5 (85). — С. 551–554.
  10. Шушарждан С. В. Руководство по музыкотерапии / С. В. Шушарждан. — М.: Медицина, 2005. — 478 с.
Основные термины (генерируются автоматически): младшего школьного возраста, детей младшего школьного, эмоциональной сферы, младших школьников, эмоционально-волевой сферы, ЗПР младшего школьного, эмоциональной сферы детей, сферы детей младшего, психического развития, развития детей, оптимизации эмоциональной сферы, особенности эмоционально-волевой сферы, оптимизации эмоционально-волевой сферы, Международной научно-практической конференции, эмоционально-волевом развитии детей, задержкой психического развития, фольклорной терапии, естественная система интегративной, недостатков эмоциональной сферы, развития детей младшего.


Похожие статьи

Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста

Арт-терапия как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

Использование арт-терапевтических техник в работе с младшими школьниками с задержкой психического развития

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства и песочной терапии

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психического развития с использованием альтернативных образовательных технологий

Использование сенсорно-дидактической юбки для успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста

Формирование умений и навыков у детей с задержкой психического развития в процессе использования дидактических игр в разных видах деятельности

Использование элементов арт-терапии в развитии эмоциональной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Глобальное чтение как средство формирования коммуникативных навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Формирование умений взаимодействовать со сверстниками посредством игры у детей среднего дошкольного возраста

Похожие статьи

Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста

Арт-терапия как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

Использование арт-терапевтических техник в работе с младшими школьниками с задержкой психического развития

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства и песочной терапии

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психического развития с использованием альтернативных образовательных технологий

Использование сенсорно-дидактической юбки для успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста

Формирование умений и навыков у детей с задержкой психического развития в процессе использования дидактических игр в разных видах деятельности

Использование элементов арт-терапии в развитии эмоциональной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Глобальное чтение как средство формирования коммуникативных навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Формирование умений взаимодействовать со сверстниками посредством игры у детей среднего дошкольного возраста

Задать вопрос