В статье рассматриваются особенности организации дистанционного обучения в инклюзивном образовании.
Ключевые слова: дистанционное обучение, инклюзия, инклюзивное образование
Изменения, происходящие в российской системе образования, показали особую значимость реализации инклюзивного образования. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов», которое нацеливает государство на обеспечение инклюзивного образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека. В рамках мероприятий Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» реализуются важные идеи новой школы (таблица 1).
Таблица 1
Основные идеи новой школы |
|
1 |
Новая школа — это школа для всех, которая должна обеспечить успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени. |
2 |
Новая школа — это учителя с высоким уровнем профессиональной подготовки, готовые к инновационной деятельности, глубоко знающие детскую психологию и особенности развития школьников, также при наличии ограничений здоровья, чуткие и внимательные к интересам и потребностям школьников. |
3 |
Новая школа — это центр взаимодействия как с родителями, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы, что имеет значение для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья может стать также центром научно-методической поддержки учителей, работающих в условиях инклюзивного образования, или центром психолого-педагогической поддержки учащихся в условиях инклюзии. |
4 |
Новая школа — это современные материально-технические условия реализации образовательных программ, которые включают: доступность безбарьерной среды для всех обучающихся, современное высокотехнологическое учебное оборудование, интерактивные учебные пособия и учебники. |
Инклюзивное образование предполагает обеспечение равного доступа к образованию с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Принципы инклюзивного образования гласят:
‒ каждый ребенок имеет право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний;
‒ каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности;
‒ необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы таким образом, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей;
‒ лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создавать им условия на основе педагогических методов, ориентированных в первую очередь на детей, с целью удовлетворения этих потребностей;
‒ обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями построения инклюзивного общества и обеспечение образования для всех. [2]
Инклюзивное образование включает в себя идеологию, исключающую любую дискриминацию детей, обеспечивающая равные отношения ко всем людям, создающая особые условия для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Малофеевым Н. Н. сформулированы следующие задачи инклюзивного образование:
‒ создание единой образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;
‒ развитие потенциальных возможностей детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками;
‒ организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;
‒ освоение детьми общеобразовательных программ в соответствии с государственным образовательным стандартом;
‒ коррекция нарушенных процессов и функций, недостатков эмоционального и личностного развития;
‒ формирование у всех участников образовательного процесса адекватного отношения к проблемам лиц с ограниченными возможностями;
‒ охрана и укрепление физического, нервно-психического здоровья детей;
‒ оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями, включение их в процесс обучения;
‒ успешная социализация обучающихся и воспитанников. [3]
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья — это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Эффективным средством организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья является дистанционное обучение. Дистанционное обучение представляет собой комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям с ограниченными возможностями здоровья с помощью информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья желательно осуществлять индивидуально. В организации дистанционного обучения нами были выделены следующие особенности:
‒ учет уникальных особенностей, интересов, способностей и потребностей обучающихся;
‒ необходимость в специальном мультимедийном оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера, наушники, колонки);
‒ активное включение в образовательный процесс родителей обучающихся;
‒ использование в обучение современных информационно-коммуникационных технологий.
В ходе образовательного процесса проходит как общение педагога с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение обучающимися заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов по почте. При организации дистанционного обучения можно выделить следующие направления:
‒ свободный темп работы, не ограниченный временными рамками;
‒ удобное для обучающегося место занятий, домашняя обстановка;
‒ модульность обучения, где каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной области знаний;
‒ личностно ориентированный подход в обучении;
‒ разнообразие педагогических технологий, использование различных методов, форм и средств взаимодействия в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения знаний и умений. [1]
Дистанционное обучение предполагает составление на каждого ученика индивидуального календарно-тематического планирования и проведение дистанционных уроков, которые проходят по заранее составленному расписанию. Проходит дистанционный урок следующим образом:
1) педагог находится в дистанционной оболочке, а именно в классе, по материалам которого планируется проведение урока;
2) для оперативной связи с обучающимся используются чат, скайп, обмен внутренними сообщениями;
3) педагог инициирует контакт с ребенком в начале урока, объявляет цель и задачи урока, план проведения, приглашает обучающегося к общению в программах для онлайн взаимодействия;
4) в течение всего урока, независимо от выбранной формы его проведения, педагог находится в классе и доступен в программе для оперативного он-лайн взаимодействия (чат, скайп);
5) при отсутствии обучающегося в дистанционной оболочке педагог старается выяснить причину его отсутствия (индивидуальный форум ребенка, телефонный звонок).
Необходимым условием организации дистанционного обучения является активное включение в деятельность родителей обучающихся. Эта особенность реализуется через согласование с родителями индивидуального образовательного маршрута и единой программы воспитания, обучение родителей информационно-коммуникационным технологиям. В начале обучения ребенку нужно помочь освоить работу на компьютере по выполнению учебных действий, освоению умений работы в электронной оболочке, поэтому необходима заинтересованность родителей к урокам в дистанционном режиме. [1]
Образование для всех является неотъемлемой составляющей благополучного общества. Реализацию такого образования можно осуществить с помощью дистанционного обучения, необходимо только создать максимально доступное и эффективное образовательное пространство, при организации которого будут учитываться индивидуальные особенности обучающихся и включаться не только ученики, но и педагоги, родители и специалисты помогающего профиля.
Литература:
- Бодрова, И. В. Инклюзивное дистанционное образование [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-distantsionnoe-obrazovanie
- Кононова Н. В. Инклюзивное образование, что это такое? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://infourok.ru/inklyuzivnoe_obrazovanie._chto_eto_takoe-344211.htm
- Малофеев Н. Н. Шматко Н. Д. Базовые модели интегрированного обучения. Дефектология. 2008. — С. 71–78
- Михальченко, К. А. Инклюзивное образование — проблемы и пути решения / К. А. Михальченко // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. — Спб.: Реноме, 2012. — С. 77–79
- Найденова, Н. Ю. Методы повышения эффективности управления познавательной деятельностью учащихся в условиях дистанционного обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук [Текст] / Н. Ю. Найденова. — Ставрополь, 2005. — 24 с.
- Приказ Минобрнауки РФ от 06.05.2005 № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.zakonprost.ru