В статье рассматриваются основные международные правовые акты, регулирующие вопросы экологии, рассматриваются Конституции многих Европейских стран, в том числе Конституции Российской Федерации и Республики Беларусь. Авторами статьи проводится сравнительно-правовой анализ экологических норм.
Ключевые слова: экологическая безопасность, охрана окружающей среды, европейский Диплом, экологическое право, конституционные норм об экологии, конституализация экологических прав
Экологические общественные отношения всегда имеют наряду с непосредственной, прагматической направленностью свои особые цели: 1) сохранение природных объектов в ходе их использования; 2) улучшение природных объектов и активизация полезных природных функций и нейтрализация вредных; 3) восстановление нарушенных природных объектов; 4) эффективное использование.
Более 200 лет назад Жан Батист Ламарк отмечал, что у него сложилось впечатление, что человек стремиться к тому, чтобы сперва уничтожить природу, а потом и самого себя.
Однако, начиная с конференции в Стокгольме 1972 г. правительства, международные организации, а также представители широких слоев мировой общественности осознали, что необходимы единые меры для предотвращения ухудшения экологической обстановки. С этой целью проходили специальные конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1990 г.), Киото (1997 г.), Йоханнесбурге (2002 г.), Москве (2003 г.).
Специалисты в области международного экологического права выделяют следующие основные принципы экологической безопасности: соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду; соблюдение права экологического равенства; запрещение экологической агрессии; выполнение экологических требований и проведение контрольных мониторинговых наблюдений; предотвращение нанесения трансграничного экологического вреда; обязательное осуществление обмена экологической информацией; сотрудничество в случаях чрезвычайных экологических ситуаций; мирное разрешение конфликтов и обеспечение условий для устойчивого развития.
Совет Европы принял первую программу по охране окружающей среды еще в 1961 г., которую составляют три основных документа: Всеевропейская стратегия биологического и ландшафтного многообразия, Конвенция по сохранению европейской живой природы и природных сред обитания 1979 г., Информационное обеспечение в сфере биологического и ландшафтного многообразия.
Одно из значимых мест в структуре программы по охране окружающей среды в Совете Европы занимает Европейский Диплом как одна из важнейших наград, а в Европейском Союзе-Natura 2000, в соответствии с которой установлены специальные охраняемые зоны, находящиеся под контролем не только государства-участника, но и всего Европейского Союза [5].
Особенно актуальной в данный период стала конституализация экологических прав и обязанностей личности и государства вследствие активной экономической деятельности человека, урбанизации и климатических изменений. Конституционные формулировки экологического характера включались как в давно принятые, так и новые конституции. Вместе с тем, большинство государств Европы ограничилось, как правило, 2–3 статьями, оставляя правовое регулирование экологических отношений для текущего законодательства. Например, Конституция Польши декларирует лишь в ст. 74 политику публичных властей, «обеспечивающую нынешнему и будущим поколениям экологическую безопасность», охрану окружающей среды как их обязанность и право каждого на информацию о состоянии и охране окружающей среды» [2]. Подобные формулировки конституционно закреплены в ст. ст. 46, 55 Конституции Республики Беларусь [3], ст. ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации [1], ст. ст. 31, 38 Конституции Казахстана, ст. 55, 56 в Конституции Болгарии, ст. 66 Португалии, ст. 73 Словении, ст. 375 Финляндии, ст. 43 Македонии, где особо подчеркиваются обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам [4]. В Словакии информация об окружающей среде должна содержать причины и последствия ее состояния.
В ряде Конституций право граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду конкретизируются либо формулируется несколько иначе: в Болгарии содержится дополнение «в соответствии с установленными стандартами и нормативами», в Норвегии — «на ту окружающую среду, которая сохраняет здоровье и, на охрану природной продовольственной продукции и ее многообразие», в Португалии — «жить … в условиях экологического равновесия».
Согласно Конституции Республики Беларусь и ряда других стран предусмотрено и право на возмещение соответствующего вреда; при этом на Украине, в Словении, Азербайджане, Молдове и других странах — ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. По Конституции Греции ст. 24 прямо указывается, что государство обязуется принимать специальные превентивные или репрессивные меры для сохранения окружающей среды. Подобная ответственность предусмотрена Конституциями Словакии, Эстонии, Литвы, Казахстана и других стран.
В Конституции Бразилии заключено право на «действие народа», предусматривающее требование отмены актов государственной власти, посягающих на «национальное здравоохранение, административную мораль и окружающую среду».
Право на окружающую среду и пользование природными благами может иметь некоторые конституционные ограничения. В Беларуси, к примеру, осуществление любого права собственности не должно наносить вреда окружающей среде Экономическим базисом государственного управления природными ресурсами, природопользования и охраны окружающей среды является собственность на природные ресурсы, объекты окружающей среды [5]. Конституции Испании в ст. 132 благами публично-государственного значения объявляет леса, прибрежную зону, пляжи, территориальное море, природные ресурсы экономической зоны и континентальный шельф, в отношении которых законом регулируется их использование по назначению, управление, защита и сохранность. В ст. 130 декларирована особая забота о развитии земледелия, животноводства, рыболовства, а также горных районов. Конституция Болгарии в ст. 18 также сохранила перечень объектов исключительной государственной собственности, в том числе «богатства недр, прибрежная полоса пляжей, республиканские пути сообщения, воды, леса, парки национального значения, природные и археологические резерваты» [4].
Большое внимание уделяется земельной собственности и ее использованию. Так, по Конституции Болгарии земля является основным национальным богатством (ст. 21), используется только для сельскохозяйственных целей с возможностью изменения предназначения только по закону (ч. 2 ст. 21), запрещается приобретение права собственности на землю иностранцам и иностранным юридическим лицам, которые могут приобретать лишь право пользования, застройки (ст. 22).
В Конституциях Бразилии, Аргентины, Мексики и других латиноамериканских стран предусмотрена возможность конфискации крупных землевладений, если они не выполняют социальной функции, или установления ее предельных размеров (Конституция Италии, Турции). Владелец земли должен культивировать, обрабатывать почву, защищать ее от эрозии, не применять кабальные формы аренды. Ряд статей Конституции Греции, Испании, Бразилии, Аргентины посвящен решению вопросов безземелья и малоземелья, которые могут решаться и за счет государственных земель, так как «государство имеет право передать ее частным лицам, тем самым создавая частную собственность» (Конституция Мексики), и за счет «реализации заброшенных территорий с целью содействия безземельным гражданам» (ст. 18 п. 6 Конституции Греции). Интересно, что особо по Конституции Греции защищены сельскохозяйственные угодья Патриарших монастырей, а также находящееся в стране имущество Патриархатов Александрии, Антиохии и Иерусалима, равно как и Святого монастыря горы Синай.
Достаточно полно среди европейских конституций регулируют экологические отношения Конституции Португалии, Австрии, ФРГ, Швейцарии при разграничении компетенции между уровнями власти.
Так, в Конституции Швейцарской конфедерации в разделе «Окружающая среда и пространственное планирование» в компетенции Союза предусмотрены: издание предписаний об охране человека и окружающей его среды от вредных или обременительных воздействий; забота о сохранении водных ресурсов, о безопасности при возведении плотин, включая коррекцию течения водотоков, вмешательство, воздействующее на атмосферные осадки и кругооборот воды; обеспечение реализации защитных, экономических и социальных функций лесов; издание предписаний по защите от опасности ионизирующего излучения; защита природы и пейзажей, вплоть до демонтажа любого сооружения, изменяющего первоначальное состояние объектов, имеющих общешвейцарское значение (например, болотистые зоны Ротентурма, на территории кантонов Швиц и Цуг); законодательство в области борьбы с загрязнением воздуха, шумом, чрезмерным использованием удобрений, химикатов, заразными болезнями людей и животных; регулирование охраны животных, их использование и торговли ими, перевозки, хирургического вмешательства и опыта над ними, умерщвления животных; забота о многообразии видов рыб, млекопитающих, птиц; содействование уменьшению потребления и ограничению производства низкосортных видов спиртных напитков с целью охраны здоровья граждан, поощрение производства столовых овощей для питания и производства фуража, обеспечение снабжения страны зерном; недопустимость злоупотреблений технологиями продолжения рода и генной инженерии.
В июне 1993 г. Республика Беларусь подписала Конвенцию о биологическом разнообразии, ратифицировала Венскую конвенцию об охране озонового слоя и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой. В 1998 г. на 4-ой Конференции министров «Окружающая среда для Европы в Орхусе (Дания) Республика Беларусь подписала конвенцию о доступе к экологической информации, участии общественности в процессе принятия решений о доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. Главными положениями Конвенции являются установление взаимодействия между общественностью и государственными органами в области обеспечения доступа к экологической информации и участие общественности в принятии экологически значимых решений [6, с. 720].
Подводя итог экологическим положениям конституций европейских стран, можно констатировать, что конституционное оформление требований охраны окружающей среды достаточно разнообразно, имеет свою историю и динамику развития, национальную и географическую специфику, тесно связано с экономической, социальной и другими сферами политики государства. В связи с надвигающимся экологическим кризисом со II половины XX в. в европейских и других зарубежных конституциях вносятся положения о рациональном природопользовании, экологических правах и обязанностях человека, мерах государства по охране и оздоровлению окружающей среды.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
- Конституция Республики Польши [Электронный ресурс] // http://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_constitutions/constit/poland/poland-r.htm
- Конституция Республики Беларусь [Электронный ресурс] // http://sos-villages.by/konstituciya-respubliki-belarus
- Конституции зарубежных государств: учеб. пособие. — 8-е изд., исправл. и доп.- М.: Инфотропик Медиа, 2012. С. 116.
- Biriukov P. N., Ustinovich E. S., Shelengovskiy P. G. Censorship and printing in the Caucasus at the end of XIX — early XX centuries // Былые годы. Российский исторический журнал. — Сочи: Сочинский государственный университет, 2016. С. 166–172
- Шеленговский П. Г. Гражданско-правовая роль интеллектуальных прав в контексте экономического и политического развития современного государства // сборник научных статей: Молодой ученый / Казань, 2016. — С.720–723.
- Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран // Учебно-практическое пособие, 14-е изд., перераб. и доп. — М.: Юстицинформ, 2013. — 560 с.
- Ковачев Д. А. Конституционное право государств Европы // М.: Волтерс Клувер, 2005. — 320 с.