В статье рассмотрены психологические факторы и пути формирования самоактуализирующейся личности, показана роль смысло-жизненных ориентаций в процессе самоактуализации. Изучены смысло-жизненные ориентации и эмоционально-личностные особенности студентов, способствующие стремлению к самоактуализации. Показана взаимосвязь между уровнем осмысленности жизни и выраженностью стремления к самоактуализации у студентов.
Ключевые слова: самоактуализация, личность, смысло-жизненные ориентации, студенческая молодежь
В условиях современных экономических и социальных преобразований предъявляются высокие требования к личности человека и, в первую очередь, к способности человека самостоятельно определять свой жизненный выбор и добиваться поставленных целей. Поэтому становится актуальной проблема изучения условий саморазвития личности, ее самоактуализации.
Стремление к самоактуализации является важной потребностью студенческой молодежи. Учебная деятельность становится основой для реализации данной потребности. Студенты знакомятся со спецификой выбранной профессии, приобретают знания, умения и практические навыки. Именно от первого этапа профессионализации, от реализованности потребности в самоактуализации, зависит успешность жизненного и профессионального пути личности [2].
В научной литературе проблема самоактуализации в основном изучалась в рамках гуманистического направления психологии личности. Приоритет в разработке теории самоактуализации принадлежит А. Маслоу. Один из ее аспектов — рассмотрение самоактуализации, как процесса развития личности, который имеет место на протяжении всей жизни человека. Связывая самоактуализацию, рассматриваемую как процесс, с мотивацией развития, А. Маслоу утверждал, что человек одновременно является тем, что он есть, и тем, чем он стремится быть [3].
В зарубежной психологии изучением проблемы самоактуализации личности занимались Э. Деси, Р. Мэй, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл и др., в отечественной психологии — К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Д. А. Леонтьев, В. А. Петровский и др.
На фоне ряда исследований процесса самоактуализации личности, недостаточно комплексных исследований, изучающих влияние психологических особенностей личности на процесс самоактуализации.
Исследования А. Маслоу показали, что самоактуализирующимся личностям присущи такие черты как ориентация в большей степени на настоящее, внутренний локус контроля, высокая значимость ценностей роста и духовных ценностей, спонтанность, терпимость, автономия и независимость от окружения, чувство общности с человечеством в целом, сильная деловая направленность, оптимизм, устойчивые внутренние моральные нормы, демократичность в отношениях, наличие интимной среды, включающей немногих близких людей, креативность, критичность по отношению к своей культуре, высокое самопринятие и принятие других [3].
Согласно исследованиям Л. Я. Гозман, И. Б. Дерманова, Н. Ф. Калина самоактуализирующуюся личность отличают самоуважение, самопринятие, автономность, уверенность в себе, креативность, осознанность смысла жизни, способность к целеполаганию и планированию и др. [1].
Огромную роль в процессе самоактуализации студенческой молодежи играет осмысленность жизни, ценностные ориентации личности. Смысл жизни — это базовая мотивационная тенденция, направленная на осознание сущности собственной личности и ее места в жизни, ее жизненного предназначения. Смысл жизни является важнейшим двигателем развития личности. На основе смысла жизни личность избирает и формирует свой жизненный путь, планы, цели, стремления в соответствии с теми или иными принципами.
С целью изучения взаимосвязи смысло-жизненных ориентаций и уровня самоактуализации студентов нами было проведено эмпирическое исследование на базе института сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донской государственный технический университет» в г. Шахты Ростовской области (ИСОиП (филиал) ДГТУ).
В исследовании приняли участие студенты университета в количестве 50 человек в возрасте от 16 до 22 лет, из них 26 девушек и 24 юноши.
Первичное обследование проводилось с целью изучения выраженности стремления к самоактуализации и основных ее составляющих у студентов. Использовалась методика «Диагностика самоактуализации личности» А. В. Лазукина в адаптации Н. Ф. Калинина и опросник личностной ориентации Шострома. Были выделены две группы студентов: студенты с высоким уровнем стремления к самоактуализации и студенты со сниженным уровнем стремления к самоактуализации.
На втором этапе исследования проводилось изучение осознанности жизни и особенности смысло-жизненный ориентаций у студентов. Использовался тест смысло-жизненных ориентаций Д. А. Леонтьева, опросник терминальных ценностей И. Р. Сенина. Выделены особенности ценностно-смысловой сферы студентов, способствующие процессу их самоактуализации.
На третьем этапе исследования проводилось изучение эмоционально-личностных особенностей студентов с высоким и сниженным уровнем стремления к самоактуализации. Использовался опросник личностный тест Кеттелла (16 PF) и тест-опросник самоотношения В. В. Столина и С. Р. Пантелеева.
Показана взаимосвязь между уровнем осмысленности жизни, эмоционально-личностными особенностями и выраженностью стремления к самоактуализации у студентов с помощью коэффициента корреляции Спирмена (rS при уровне достоверности p<0,01).
На четвертом этапе после психодиагностического обследования были разработаны практические рекомендации и программа социально-психологического тренинга для студентов, направленные на повышение стремления к самоактуализации.
Полученные результаты исследования позволяют сделать следующие выводы.
32 % студентов имеют высокий уровень стремления к самоактуализации. Они разделяют ценности самоактуализирующейся личности, проявляют доброжелательность, доверие другим людям, проявляют самостоятельность, автономность, аутосимпатию, самопонимание и принятие себя, понимание своих потребностей и возможностей, коммуникативность, способность к установлению добрых, дружеских взаимоотношений, способны к адекватному самовыражению в общении.
68 % студентов имеют сниженный уровень стремления к самоактуализации. Они не придерживаются ценностей самоактуализирующейся личности, проявляют настороженность, некоторое недоверие по отношению к другим людям, недостаточно понимают и принимают себя, свои потребности и возможности. Проявляют умеренную коммуникативность, испытывают затруднения в установлении добрых, дружеских взаимоотношений, способность к самовыражению в общении не выражена.
Для студентов с высоким уровнем стремления к самоактуализации характерен достаточно высокий уровень осмысленности жизни, осознанность целей в жизни. Сформировано представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Характерна удовлетворенность собой, уверенность в себе, интернальность, убежденность в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Жизненной сферой наиболее значимой для реализации преобладающих терминальных ценностей — достижения, развития себя, духовное удовлетворение, активные социальные контакты — является обучение и образование.
Можно утверждать, что у студентов с высоким уровнем стремления к самоактуализации в структуре ценностей преобладающими являются внутренние духовные ценности, а у студентов со сниженным уровнем стремления к самоактуализации в структуре ценностей преобладающими являются внешние материальные прагматические ценности.
Между уровнем осмысленности жизни и стремлением личности к самоактуализации существует положительная корреляционная зависимость. Чем выше уровень осмысленности жизни у студентов, тем больше выражено стремление их к самоактуализации. Наиболее значимо влияние осмысленности жизни на такие составляющие процесса самоактуализации личности как доверие другим людям, самопонимание, аутосимпатия, контактность, гибкость в общении. Таким образом, стремление к самоактуализации обусловлено высоким уровнем осознанности смысло-жизненных ориентаций студентов.
Студенты с высоким уровнем стремления к самоактуализации характеризуются общительностью, умеренной эмоционально-волевой устойчивостью, высоким уровнем интеллектуального развития, активностью, самостоятельностью, оптимистичностью, уверенностью в себе, стремлением к доминированию. Отличительной особенностью студентов, стремящихся к самоактуализации, является высокая социальная нормативность, ответственность, настойчивость, обязательность, активность в социальном и эмоциональном плане.
В системе самоотношения студентов с высоким уровнем стремления к самоактуализации, прослеживается гармоничное соотношение компонентов: высокое самопринятие и самопонимание, способность к саморуководству, ожидание положительного отношения к ним других людей.
Взаимосвязь смысло-жизненных ориентаций и уровня самоактуализации студентов опосредована рядом эмоционально-личностных особенностей. Стремлению к самоактуализации и осознанию жизненных целей и ценностей способствуют такие личностные особенности как социальная нормативность, активность, самостоятельность, познавательная активность, самоконтроль, оптимистичность, стремление к доминированию, самоинтерес, самопонимание, саморуководство, ожидание позитивного отношения к себе других людей.
Результаты исследования показывают необходимость проведения психологической работы с молодежью, направленной на повышение стремления к самоактуализации через осознание жизненных целей и ценностей, повышение жизненной активности, самопонимания и понимания других людей.
Была разработана программа тренинга личностного роста для студентов. Целью тренинга стало развитие самоактуализации личности студента путем повышения осознанности смысла жизни и ценностных ориентаций, коррекция эмоционального состояния и поведения. Использовались такие методы как дискуссия, дыхательная гимнастика, аутогенная тренировка, медитация-визуализация, психогимнастика, ролевая игра, техники гештальттерапии, телесно-ориентированной терапии, символдрамы и др. Социально-психологический тренинг был рассчитан на 5 занятий длительностью 2 часа 30 минут.
В тренинговой работе приняли участие студенты со сниженным уровнем стремления к самоактуализации в количестве 10 человек. Проведенная работа со студентами способствовала формированию позитивного отношения к себе, самопониманию, самопринятию, повышению жизненной активности, гармонизации системы ценностей, осознанию смысла жизни и целей в жизни, планированию своего жизненного пути, а значит повышению уровня самоактуализации личности. У студентов было сформировано представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле.
Литература:
- Гозман Л. А., Кроз М. В. Самоактуализационный тест / Л. Я. Гозман, М. Т. Кроз. — М.: Наука, 2007. — 56 с.
- Кузнецова Л. Э., Кулешова М. Ю. Повышение адаптационного потенциала личности студентов в процессе их психологического сопровождения / Л. Э. Кузнецова, М. Ю. Кулешова // Молодой ученый. — № 23 (103) — Чита: «Издательство молодой ученый», 2015. — С. 877–879.
- Маслоу А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности. Тексты. — М.: Наука, 2002. — 236 с.