На современном этапе Казахстан наряду с прогрессивными странами рассматривает пути развития науки и образования в соответствии с мировыми требованиями и стандартами, в тоже время сохраняя национальные особенности. Особенно в период современного научно-технического прогресса формирование личности и мировоззрения ученика, совершенствование качества образования является актуальной проблемой. В начальных школах страны большое внимание уделяется проблеме обновления содержания образования и создаются условия для всестороннего развития подрастающего поколения. В связи с этим очень велика роль начальной школы в обучении и воспитании молодого поколения. Поэтому составление технологической карты в повышении качества обучения является основой методической деятельности.
Ключевые слова: качество образования, качество обучения, строение урока
At the present stage of Kazakhstan along with the progressive countries considering the development of science and education in accordance with international requirements and standards, at the same time preserving national characteristics. Especially in the period of modern scientific and technological progress the formation of personality and philosophy student, improving the quality of education is an urgent problem. In primary schools, the country paid great attention to the problem of updating the content of education and create conditions for the comprehensive development of the younger generation. In connection with this very large role in primary school education and education of young generation. Therefore, preparation of routing in improving the quality of education is the basis of methodological activities.
Keywords: quality of education, quality of teaching, lesson structure
Повышение качества образования учащегося зависит от учителя знающего свой предмет, умеющего создавать условия для развития творчества и одаренности учащегося, с высоким личностно-гуманной направленностью, способного систематически совершенствовать педагогическую истину и свою деятельность, владеющий новыми технологиями обучения и способный находить, выбирать и анализировать информацию на основе образовательного мониторинга, творчески использовать отечественный и зарубежный опыт работы.
Нам известно, то что конкретным показателем качества знаний учащихся являются показатели качества отдельных предметов и успеваемость. Однако, не всегда поставленная оценка определяет качество знаний.
Качество знании — это способность учащихся выполнять определенные требования поставленные на основе цели и задач обучения. Качество обучения/знаний зависит от кғачества обучения. Как известно из педагогики, качество знаний оценивают по таким показетелям, как их полтота, системность, глубина, действенность, прочность в овладении учебного материала.
На современном этапе качество знаний напрямую зависит от качества обучения и качества знаний учащегося. Качество обучения характеризуется специфическими особенностями деятельности учителя на уроке:
‒ использованием новых дидактических материалов;
‒ реализацией методики обучения на уроке и их видов;
‒ совершенствованием достижений учащихся их качественно овладевших знаний, умений и навыков;
‒ изменением взгляда учащегося на положительное отношение к учебе; обеспечением условий для участия школьника в различных олимпиадах, конкурсах, научных конференциях;
‒ совершенствованием и повышением научно-методической квалификаций;
‒ участием в научных экспериментах и т. д.
Все это направлено на повышение показателей качества знаний данных учителем на урове. А качество знаний учащихся определяется оцениванием овладевших ими достижений среднего, основного, начального обязательного содержания образования.
А также учителями были широко рассмотрены понятия по уровням овладения знаниями и выполнена соответствующая исследовательская работа [1, 2].
1) Знание. Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала — от конкретных фактов до целостной теории. Уровень «Знание»составляет основу других уровней познания и мышления, потому что без него существование и выолнение их невозможно. Овладевая данным уровнем учащиеся воспроизводят термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы. Согласно исследованиям 80 % урока составляют задания на запоминание, заучивание наизусть, повторение и познание.
2) Понимание. Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения — в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий. При овладении учащиеся выполняют конкретные действия, свидетельствующие о достижении данного уровня, т. е. объясняют факты, правила, принципы; преобразуют словесный материал в математические выражения; определяют сходства и различие, сравнивают, описывают результаты, предположительно описывают будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.
Категорию понимание можно разделить на четыре группы: интерпретация, трансформация, примеры, собственное определение.
3) Применение. Применение — эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. На данном уровне учащиеся без помощи учителя самостоятельно должны для решения какой-либо неизвестной проблемы применить законы, теории в конкретных практических ситуациях; использовать понятия и принципы в новых ситуациях. В данном случае (например решение проблемы) не только итоговые результаты должны оставаться должны быть важными, но и процесс поиска решений должен быть важным: возможно процесс поиска обучающимися путей решения проблемы может быть важнее самого решения.
4) Анализ. Анализ — эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура. Если уровень «Применение» предусматривает соединение составных частей для принятия решений, то уровень «Анализ» напротив, с целью объяснения строения целого, целостного предусматривает деление на части. На данном уровне нужно показать различные частицы объекта исследования (сложный процесс или объект) для достижения определенного результата нужно показать как они работают вместе. При достижении данного уровня учащийся выполняют следующие действия: вычленяет части целого; выявляет взаимосвязи между ними; определяет принципы организации целого; видит ошибки и упущения в логике рассуждения; проводит различие между фактами и следствиями; оценивает значимость данных.
У уровня «Анализ» есть сходство с уровнем «Понимание». При сравнении с пониманием анализ выделяется глубокой обработкой информации (данных), владением им. Понятие — это описание, характеристика результата, а анализ — объяснение путей достижения результата.
5) Синтез. Синтез — эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной, творческое объединение отдельных частиц с целью создания нового содержания и целостного понятия.
Синтез означает творческие процессы. Здесь исследовательские работы могут относиться как к уровню «Применение», так и к уровню «Синтез». Но «Применение» не требует составления нового понятия, а «Синтез» предусматривает внедрения новшества, нового решения на основе личного опыта обучающегося. Синтез — понятие означающее «соединение», гипотеза, условность, показывает как используя возможные понятия соединяются составляющие частицы образуют новое содержание, строение, модель. При достижении данного уровня учащийся выполняют следующие действия: пишет сочинение, выступление, доклад, реферат; предлагает план проведения эксперимента или других действий; составляет схемы задачи.
6) Оценка. Оценка — эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала, определение истины через достоверные доказательные факты в спорных, вызывающих дискуссию вопросах. И здесь тоже важное место занимает творческая деятельность.
На этом уровне обучающиеся в своих ответах используют такие требования как точность, логичность, определенность, обусловленность и показывают свои возможности в выборе и прнятии решений по данной проблеме, а также оценивает логику построения письменного текста; оценивает соответствие выводов имеющимся данным; оценивает значимость того или иного продукта деятельности.
Организация процесса обучения связана с составлющими педагогической системы с их участниками. Известно, что основной формой организации обучения в начальных классах является — урок. Организация урока во всех ступенях общеобразовательной школы состоит из общих составляющих.
При составлении схемы строение уроков указываются одновременно их дидактическое, логико-психологическое, методическое строение, указываются виды деятельности учителя и учащегося, дидактические материалы и технические средства или можно сгруппировать в следующем виде:
- Дидактическое строение в организации урока.
- Технические средства обучения.
- Методическое строение учебного материала.
- Виды учебной деятельности (приемы обучения).
- Виды деятельности учащегося (приемы учения).
- Наглядные материалы.
- Логико-психологическое строение в управлении познавательной деятельностью учащегося.
- Определение объема времени.
Дидактическое строение урока в зависимости от цели урока или его составляющих можно показать в следующем виде:
- Активизация/сделать активным;
- Овладение/освоение новыми понятиями и приемами деятельности;
- Формирование умений и навыков.
Основываясь на вышесказанное, можно показать общее строение урока, как в 1-таблице:
Таблица 1
Технологическая карта строения урока
№ |
Дидактическое строение ворганизации |
Методическое строение учебного материала |
Логико-психологическое строение вуправлении познавательной деятельностью учащегося |
ТСО / наглядные материалы |
Виды учебной деятельности (приемы обучения) |
Виды деятельности учащегося (приемы учения)
|
Объем времени |
Овладение знаниями/уровень формирования |
1 |
Активизация/сделать активным; |
Общие/особенные, конкретные учебные материалы |
Вопросы-ответы, решение задач, заданий |
Интерак-тивная доска, магнитная доска |
Объяснение/ сообщение, вопросы |
Организация самостоятельной деятельности, ответы на вопросы |
||
2 |
Овладение/освоение новыми понятиями и приемами деятельности; |
Учебные элементы (понятия) учебные материалы |
Доказательства, рассказывание своими словами, использование в новых условиях усвоенного |
Интерак-тивная доска, магнитная доска |
Объяснение/ вопросы-ответы |
Анализ учебного материала, ответы на вопросы |
Знание,понимание,применение,анализ,синтез (обобщение),оценка |
|
3 |
Формирование умений и навыков. |
Конкретные учебные материалы |
Выполнение заданий, домашних заданий |
Интерак-тивная доска, магнитная доска |
Демонстрация опыта |
Слушение и наблюдение, вопросы-ответыи объяснение, ответы на вопросы и слушение |
Идеализация, (подражание),управление (конкретизация), соответсвие, целостность деятельности в выполнении заданий |
Согласно таблице, в методическом строении учебного материала берется за основу элементы строения составляющие содержание предмета. Это могут быть определения, частицы, выражения, характеристика свойств, указания практического применения и т. д.
Очень высока роль педагогических заданий, в том числе вопросов в логико-психологическом строении управления познавательной деятельностью учащихся. Возможна в в связи с содержанием учебного материала приоритетными могут быть следующие виды вопросов: сомнительные вопросы, вопросы на воспроизведение из памяти, стимулирующие вопросы и т. д.
А также на современном этапе невозможно представить процесс обучения без технических средств обучения. Особенно широко используется интерактивная доска.
Качество урока также зависит и от приема приподнесения учителем учебного материала. Широко применяется так называемые «методы обучения», методы, которые использует учитель. Методы которые использует ученик в процессе усвоения учебного материала на уроке называют «методами учения».
В организации урока, в том числе подготовленная для повышения качества обучения технологическая карта составляет основу методической деятельности учителя. В случае определения цели/результата (уровня) обучения, в соответствии с составляющими таблицы учитель может выбирать методы обучения, учения, формы организации, технические средства обучения и проектировать правильную систему реализации [3, 69–75 б.].
Кроме того, в организации обучения, в том числе и технологическая карта подготовленная для повышения качества обучения составляют основу методической деятельности учителя.
Литература:
- Болон үдерісінің қағидалары (қысқаша шолу) / құраст. Шалхарова Ж. С. — Түркістан, 2013. — 24 б.
- Әлімов А. Интербелсенді әдістерді жоғары оқу орындарында қолдану. — Алматы, ЖШС «Жедел басу баспаханасы» 2009. — 328 б.
- Сидоренко В. К. Интеграция в начальной школе //Начальная школа. — 1994. — № 11. — С. 45–49.