Совершенствование механизма формирования ресурсной базы коммерческого банка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №8 (142) февраль 2017 г.

Дата публикации: 22.02.2017

Статья просмотрена: 2667 раз

Библиографическое описание:

Букреева, Л. М. Совершенствование механизма формирования ресурсной базы коммерческого банка / Л. М. Букреева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 8 (142). — С. 146-151. — URL: https://moluch.ru/archive/142/39936/ (дата обращения: 16.11.2024).



Управление привлеченными ресурсами представляет собой деятельность по формированию и оптимизации структуры ресурсов коммерческих банков за счет привлечения денежных средств физических и юридических лиц, в том числе других банков, направленную на поддержание ликвидности, как отдельных банков, так и банковской системы в целом.

Система управления привлеченными ресурсами банка — это часть системы управления пассивами банка, представляющая собой совокупность следующих взаимосвязанных и взаимодействующих элементов управления привлеченными ресурсами банка:

‒ субъект управления — структурные подразделения банка, функцией которых является взаимодействие с потенциальными и уже имеющимися вкладчиками и кредиторами. привлечение ресурсов, управление ими;

‒ объект управления — привлеченные ресурсы в своей разнообразии и отношения по поводу их формирования;

‒ контрагенты отношений по поводу привлечения средств — владельцы денежных средств (вкладчики и кредиторы, физические и юридические лица; граждане, предприятия, организации, учреждения, банки).

Субъект управления является важным элементом системы управления привлеченными ресурсами банка, так как именно от него исходят управляющие воздействию и именно от него зависит эффективность управления. Но не менее важным элементом является и объект управления, на который направляются управляющие воздействия, поскольку вокруг него и строиться вся деятельность по управлению.

Контрагенты банка являются тем элементом системы, без которого существование банка было невозможно и не имело бы смысла. Каждый банк заинтересован в сохранении своих клиентов и в привлечении новых. Контрагенты банка могут выступать в роли заемщиков, вкладчиков и кредиторов. Одни, таким образом приносят доходы банку, а другие требуют расходов.

Управление привлеченными ресурсами банка имеет свои задачи и функции. Основными задачами управления привлеченными ресурсами банка являются:

  1. обеспечение банка необходимыми для осуществления его деятельности ресурсами;
  2. поиск и привлечение максимально устойчивых ресурсов;
  3. налаживание долговременных взаимоотношений с клиентами.

Все эти задачи ориентированы на формирование качественной ресурсной базы банка, обеспечивающие устойчивое и прибыльное функционирование банка.

Управление привлеченными ресурсами имеет следующие функции:

1) планирование пассивных операций — разработку депозитной политики банка и других внутрибанковских документов, регламентирующих пассивные операции;

2) анализ ресурсной базы банка (ключевая задача анализа — правильно спрогнозировать сроки нахождения в банке привлеченных ресурсов);

3) регулирование деятельности банка по привлечению ресурсов;

4) контроль над осуществлением пассивных операций и состоянием ресурсной базы банка;

5) анализ деятельности по управлению привлеченными ресурсами банка. [4]

Планирование предполагает постановку целей и основных задач управления привлеченными ресурсами банка и определение путей их достижения. Процесс планирования включает составление перспективных и текущих планов. Их назначение состоит в том, чтобы обеспечить понимание задач по формированию и оптимизации ресурсной базы, стратегии и тактики их выполнения, а так же представление о конечных результатах деятельности и конкретных параметрах риска, которые может взять на себя банк по пассивным операциям.

Достижение поставленных целей управления требует создания механизма управления.

Механизм управления привлеченными ресурсами банка — это совокупность рычагов воздействия (методов, приемов, способов, инструментов и т. д.), используемых в процессе управления привлеченными ресурсами и обеспечивающих эффективную реализацию цели оптимизации ресурсной базы банка.

Современный механизм управления привлеченными ресурсами банка включает в себя:

‒ депозитную и процентную политику;

‒ определение потребности в привлеченных ресурсах на предстоящий период;

‒ анализ качества привлеченных ресурсов;

‒ организацию работы с клиентами;

‒ комплекс методов управления привлеченными ресурсами.

Методы управления привлеченными ресурсами банка можно охарактеризовать как методы воздействия на привлеченные ресурсы и отношения по поводу их формирования для реализации стратегических и тактических целей.

Управление привлеченными ресурсами на макроуровне осуществляет Центральный Банк РФ, на макроуровне оно осуществляется коммерческими банками. Кроме того, на каждом уровне методы управления привлеченными ресурсами можно разделить на две группы: административные и экономические (таблица 1). Все эти методы в той или иной степени используются для реализации целей управления привлеченными ресурсами российских коммерческих банков. [3]

Таблица 1

Методы управления привлеченными ресурсами банка

Административные

Макроуровень

Законодательная база

Нормативные акты Банка России

Установление лимитов открытой валютной позиции

Квотирование

Микроуровень

Формирование документов внутреннего применения

Экономические

Макроуровень

Политика обязательных резервов

Процентная политика Банка России

Операции Банка России на открытом рынке

Операции Банка России на валютном рынке

Микроуровень

Политика обязательных резервов

Процентная политика Банка России

Операции Банка России на открытом рынке

Операции Банка России на валютном рынке

Аналитические методы

Метод группировок

Метод структурного анализа

Метод коэффициентного анализа

Метод факторного анализа

Специфические методы

Диверсификация привлеченных ресурсов

Дифференциация процентных ставок

Тарификация

Лимитирование

Портфельный метод

Маркетинговые методы

Формирование картотеки клиентов

Мониторинг рынка банковских услуг

Рекламирование банковских продуктов

Высокое качество обслуживания

Формирование комплексных услуг

Законодательная база закрепляет основы банковской деятельности по привлечению ресурсов. Помимо законов, деятельность банка регламентируется детализированными нормативными актами Банка России, определяющими основные требования к банкам.

На деятельность по привлечению ресурсов существенное влияние оказывает денежно — кредитная политика. Несмотря на то, что сегодня предпочтения отдается экономическим методам управления, Банк России использует различного рода, главным образом, административные ограничения. Например, Банк России устанавливает ограничения на величину возможной покупки (продажи) иностранной валюты. Наиболее характерным ограничением такого рода являются лимиты открытой валютной позиции, устанавливаемые в процентном отношении от собственных средств (капитала) банка, являются своего рода нормативными.

Наиболее жестким административным методом управления является квотирование — введение на определенное время количественных ограничений: установление «потолков» на осуществление тех или иных операций, например лимита на привлечение средств населения; определение размеров комиссионного вознаграждения и тарифов на отдельные виды банковских услуг.

Экономические методы в отличии от административных не предполагают прямого воздействия на деятельность коммерческих банков. Они действуют на банковскую деятельность опосредовано, создавая определенный экономический климат, стимулирующий или, напротив делающий невыгодным осуществление тех или иных операций. К экономическим методам относятся: политика обязательных резервов; процентная политика Банка России; операции Банка России на открытом рынке; операции Банка России на валютном рынке.

Резервные требования исторически выполняли функцию обеспечения обязательств банков перед вкладчиками и кредиторами, что в условиях создания системы страхования вкладов не столь актуально. Сегодня этот инструмент денежно — кредитной политики государства преследует двоякую цель: регулирование общей ликвидности банковской системы и контроль количества денег в обращении.

В современных условиях политика резервных требований оказывает наибольшее воздействие по сравнению с предыдущими методами на объем и структуру привлеченных ресурсов, и главное на стоимость привлеченных ресурсов. Но для банка резервные требования означают необходимость отвлечения части привлеченных ресурсов на резервные счета, а следовательно, сокращение объема ресурсов, которые могут быть использованы для проведения доходных активных операций.

В настоящее время Банк России несколько смягчил резервные требования. Однако политика обязательных резервов требует дальнейшего совершенствования. Поскольку уже сформирована система страхования вкладов, предусматривающая необходимость осуществления отчислений всеми банками, вступившими в систему, было целесообразным отметить уменьшение значение норматива обязательных резервов по вкладам физических лиц. Необходимость резервных отчислений и отчислений в фонд обязательного страхования вкладов обусловливает удорожание привлеченных ресурсов. Уменьшение обязательных резервов по вкладам населения позволило бы банкам предлагать более высокие, а соответственно, более привлекательные для клиентов ставки процента. [2]

Особенностью современной процентной политики Банка России является опосредованное влияние на рыночные процентные ставки. Осуществляя процентную политику Банк России стремится поддерживать реальные процентные ставки на уровне, стимулирующем экономический рост. В современных условиях рефинансирования Банка России является для коммерческих банков лишь ориентиром. Коммерческие банки устанавливают свои процентные ставки исходя из реальной стоимости привлеченных ресурсов с учетом прогнозируемых рисков и планируемой нормы прибыли.

Одним из наиболее актуальных инструментов воздействия на деятельность коммерческих банков являются операции на открытом рынке, которые проводятся в двух направлениях: собственно операции купли-продажи ценных бумаг и операции репо.

Операции на открытом рынке воздействуют на объемы свободных ресурсов банков, либо увеличивая, либо уменьшая их, в зависимости от характера проводимой ЦБ политики, что в свою очередь влияет на ликвидность банка и возможности кредитования.

Обладая высокой ликвидностью и имея достаточный уровень доходности, государственные ценные бумаги являются для коммерческих банков привлекательными объектом для вложения средств, даже несмотря на снижение кредитного потенциала. Однако в результате скупки банками государственных ценных бумаг по низкой цене, и как следствие, уменьшения возможностей кредитования, банки в целях увеличения своего кредитного потенциала активизируют деятельность по поиску дополнительных ресурсов. Таким образом, влияя на кредитный потенциал банков и изменяя потребность в кредитных ресурсах, операции на открытом рынке опосредованно воздействуют на политику по привлечению ресурсов.

Наиболее гибким и действительным инструментом достижения тактических целей являются операции репо. Они имеют ряд преимуществ: обеспечивают банк необходимыми ликвидными средствами на нужное время; ценные бумаги, будучи объектом сделок репо, не выходят из оборота, а продолжают участвовать в нем.

В управлении привлеченными ресурсами современных коммерческих банков на микроуровне можно также выделить административные и экономические методы.

Формирование регламентирующих документов внутреннего применения условно отнесено к административным методам на микроуровне, поскольку в подобных документах отражаются те или иные правила осуществления операций, которых придерживается банк. Они будут обязательными для внутреннего применения. Речь идет о документах, в которых отражаются внутренние правила и нормы, принятые в банке, а также банковская политика.

К регламентирующим документам внутреннего применения относятся:

‒ учетная политика банка (один из основополагающих внутренних документов банка, в котором регламентируются приемы бухгалтерского учета, организации бухгалтерской работы, порядок составления баланса);

‒ правила документооборота и технологии обработки учетной информации (регламентируют порядок, процедуру приема, обработки, оформления, учета и хранения документов по осуществляемым операциям);

‒ положение о внутреннем контроле (регламентирует порядок осуществления внутреннего контроля на предмет нарушения установленных требований);

‒ положение об организационной структуре (определяет организационную структуру банка, количество и характер структурных подразделений);

‒ должностные инструкции сотрудников банка (требования к специалисту, его должностные права и обязанности, ответственность и взаимодействие с другими работниками и руководством). [1]

Отдельные регламентирующие документы разрабатываются по основным направлениям банковской политики: кредитная политика, депозитная политика, процентная политика. В совокупности они отражают цели и порядок привлечения средств и направления из размещения. Кредитная политика определяет потребности банка в ресурсах. Среди привлеченных ресурсов для банка имеют большую ценность ресурсы, которые могут рассматриваться как кредитные: чем выше их доля, тем выше кредитный потенциал.

Для современных банков в условиях усиления конкуренции за привлеченные ресурсы особую актуальность приобретают различные специфические методы управления.

Важным методом управления привлеченными ресурсами банка является диверсификация привлеченных ресурсов. Основным полем для расширения спектра банковских услуг в области привлечения ресурсов служат депозиты. Депозиты являются для большинства коммерческих банков главным видом привлеченных ресурсов, от их характера зависит уровень доходов банка.

Диверсификация депозитов предполагает увеличение разнообразия предполагаемых банком видов депозитов.

Сегодня коммерческие банки предлагают разнообразные виды депозитов. Необходимо учитывать особенности разных категорий вкладчиков: определять ассортимент предлагаемых видов депозитов, ориентируясь на разнообразные жизненные потребности вкладчиков, различные социальные группы. Потенциальному вкладчику следует предлагать различные виды депозитов исходя из приоритетности для него доходности или возможности снятия в любой момент, накопления или удобства в произведении расчетов (банковские карты).

Широко используются такие методы управления привлеченными ресурсами банка, как: дифференциация процентных ставок, тарификация, лимитирование.

Анализу банковских процентов следует уделять особое внимание, поскольку проценты — это основной источник операционных доходов банка (проценты полученные) и основной источник операционных расходов банка (проценты уплаченные) с одной стороны, банк заинтересован в том, чтобы платить более низкий процент, с другой — он должен устанавливать конкурентоспособный процент, чтобы привлечь клиентов, для которых основной критерий — доходность вклада.

Тарификация как метод управления привлеченными ресурсами связана с установлением и изменением тарифов на те или иные банковские услуги. Тарифную основу имеют банковские комиссии и плата за обслуживание (ведение счета и т. п.).

Банк устанавливает тарифы на открытые, ведение и обслуживание счетов отдельно для физических и для юридических лиц. Тарифы устанавливаются в отношении следующих услуг в части привлеченных ресурсов физических лиц: открытие счета; ежемесячная плата за ведение личного счета; зачисление наличных средств на счет (как правило бесплатно); предоставление выписки по счетам о всех совершенных операциях (размер тарифа может устанавливаться в зависимости от того, за какой период времени предоставляется выписка: например до 1 месяца, от 1 до 3 месяцев, от 3 до 6 месяцев, свыше 6 месяцев).

Получаемые банком за обслуживание комиссии и вознаграждения незначительны и не являются причиной стремления банка к расширению клиентской базы. Основной же целью применения и развития метода тарификации является повышения качества обслуживания и организация новых форм услуг, что в конечном счете направлено на увеличение совокупного остатка средств на текущих, расчетных и прочих счетах клиентов. С этой же целью осуществляется и лимитирование

Лимитирование как метод управления привлеченными ресурсами представляет собой установление банком различных ограничений (лимитов). Целью лимитирование является обеспечение на счетах определенного остатка средств.

К ограничениям, позволяющим банку управлять привлеченными им ресурсами можно отнести:

‒ ограничения на первоначальный взнос во вклад (минимальный размер вклада);

‒ ограничения на остаток средств на счете (минимальный объем средств на счете, на который начисляются проценты);

‒ ограничения на суммарные обороты по счету (ограничения на величину разового списания средств, ограничение на число движений по счету);

‒ ограничения на срок размещения вклада. [4]

Следующая группа методов управления привлеченными ресурсами связана с клиентами, их изучением, диагностикой, стимулированием. К ним относят: формирование картотеки клиентов, мониторинг рынка банковских услуг, рекламирование банковских продуктов, формирование имиджа, обеспечение высоко качества обслуживания.

Формирование картотеки клиентов имеет для банка особое значение, поскольку каждый клиент — это особая история и ситуация. По каждому клиенту должны отражаться все входящие данные, перечень оказываемых и оказанных услуг, условия оказания услуг и т. п.

В дополнении к общей картотеке по вкладчикам и кредиторам банка представляется целесообразным ведение нескольких параллельных карточек, объединяя клиентов в различные группы.

Здесь можно предложить такие подходы:

1) формирование картотек в зависимости от категории клиентов (картотека клиентов — физических лиц, картотека клиентов — предприятий и организации; картотека банков-корреспондентов и банков кредиторов; картотека резидентов, картотека нерезидентов);

2) формирование картотек в зависимости от размера вложения (картотека крупных клиентов; картотека средних клиентов; картотека мелких клиентов);

3) формирование картотек в зависимости от срока вложения (картотека текущих клиентов; картотека краткосрочных клиентов; картотека среднесрочных клиентов; картотека долгосрочных клиентов).

Формирование параллельных картотек вкладчиков и кредиторов наряду с общей позволит адекватно строить банковскую политику, гибко оценить перспективность для банка той или иной группы клиентов, прогнозировать необходимость разработки новых услуг для каждой группы клиентов.

Большое значения для улучшения банком своих конкурентных позиций имеет оценка мотивации клиентов при выборе банка. Для корпоративных клиентов важным является имидж банка, предоставление полного комплекса услуг, открытость банка для общения с клиентом, высокая скорость проведения платежей. Немаловажную роль играют рекомендации других клиентов. Основной причиной закрытия счета является предложение банками-конкурентами более привлекательных условий обслуживания (более низкие тарифы на расчетно-кассовое обслуживание, упрощенная процедура выдачи кредита).

Несомненно, грамотная рекламная политика сегодня необходима банкам и призвана помочь в поиске новых клиентов.

Таким образом, деятельность коммерческого банка по управлению привлеченными ресурсами позволяет проследить основные тенденции развития методов управления:

1) смягчение резервных требований;

2) развитие операций репо Банка России как инструмент воздействия на ликвидность коммерческих банков;

3) стремление коммерческих банков учесть при формирования политики в области привлечения ресурсов все факторы, которые могут оказать воздействие на ресурсную базу;

4) углубление и широкое использование различных аналитических методов;

5) неуклонное расширение ассортимента предлагаемых банковских услуг;

6) развитие технологии предложения клиентам гибких счетов и гибких процентных ставок;

7) тенденции к усилию прозрачности рынка банковских услуг, открытость для клиентов широкой информации о деятельности банка;

8) персонификация клиентов: банки стремятся учесть индивидуальные потребности каждого клиента;

9) поиск клиента для дальнейшей диверсификации ресурсов.

Литература:

  1. Банковское дело: Учебник/ под ред. Г. К. Коробовой. — М.: Экономистъ, 2010. — с. 676–682, с. 687–701.
  2. Ковалев П. П., Некоторые аспекты управления рисками //Деньги и кредит. — 2008. — № 1. — с. 47–51.
  3. Мой банк/ Под ред. С. И. Кумок. М.: Московское финансовое объединение, 2012.- с.55
  4. Хашиева Х. М. Роль привлеченных ресурсов в обеспечении ликвидности банков //Финансы и кредит. — 2013. — № 9. — с. 80–84
Основные термины (генерируются автоматически): привлеченными ресурсами, управления привлеченными ресурсами, привлеченными ресурсами банка, коммерческих банков, ресурсной базы банка, Управление привлеченными ресурсами, Банка России, Контрагенты банка, коммерческого банка, деятельности банка, доходов банка, управлению привлеченными ресурсами, привлеченными ресурсами связана, управления пассивами банка, методы управления привлеченными, базы коммерческого банка, Методы управления привлеченными, банковских услуг, существование банка, деятельность коммерческих банков.


Похожие статьи

Совершенствование методики оценки финансовой устойчивости организации в целях прогнозирования банкротства

Совершенствование организационно-экономического механизма санации банков

Совершенствование системы государственного регионального антикризисного управления

Совершенствование управления кредитным портфелем на основе интегральной оценки его качества

Совершенствование механизма управления дебиторской задолженностью на предприятии телекоммуникационной отрасли

Совершенствование системы входного контроля качества промышленного предприятия

Совершенствование процесса бюджетирования на предприятии

Совершенствование механизма привлечения к гражданско-правовой ответственности корпораций

Совершенствование управления закупками в логистических системах на основе информационных технологий

Совершенствование системы управленческого учета на предприятиях железнодорожного транспорта

Похожие статьи

Совершенствование методики оценки финансовой устойчивости организации в целях прогнозирования банкротства

Совершенствование организационно-экономического механизма санации банков

Совершенствование системы государственного регионального антикризисного управления

Совершенствование управления кредитным портфелем на основе интегральной оценки его качества

Совершенствование механизма управления дебиторской задолженностью на предприятии телекоммуникационной отрасли

Совершенствование системы входного контроля качества промышленного предприятия

Совершенствование процесса бюджетирования на предприятии

Совершенствование механизма привлечения к гражданско-правовой ответственности корпораций

Совершенствование управления закупками в логистических системах на основе информационных технологий

Совершенствование системы управленческого учета на предприятиях железнодорожного транспорта

Задать вопрос