В современных условиях модернизации системы высшего образования значительно повышаются требования к познавательной активности и интеллектуальным потребностям нового поколения. Это связано с тем, что интеллектуальный потенциал населения в любом цивилизованном обществе является важнейшим фактором его прогрессивного развития.
Возрастающий запрос на профессии делает особо значимой проблему профессиональной предварительной подготовки студентов к творческо-инновационной деятельности в области различных наук. Профессиональная подготовка студентов выдвигает в ряд актуальных задач современного образования, направленных на диагностику и формирование способностей обучаемых с целью оказания им помощи в профессиональном становлении [1].
Исследование познавательной деятельности студентов обусловлено также необходимостью реализации новых целевых установок, стоящих перед современным вузом и производством, связанных с развитием индивидуальных, творческих потенций личности. Эта цель, в свою очередь, вытекает из потребностей рыночных отношений, предполагающих готовность нового поколения найти свое место в условиях конкуренции. Именно социальной значимостью определяется актуальность проблемы изучения познавательной деятельности студентов, обучающихся в вузе, и ее влияние на профессиональное становление. Важность данной проблемы обусловлена и тем, что при соответствующем уровне развития познавательной деятельности интеллектуальная деятельность будет наиболее продуктивна, и, следовательно, студенты будут психологически подготовлены к получению профессионального образования [2].
Для решения выделенной проблемы необходимы инновационные модели развития творчества будущих учителей и педагогические условия, обеспечивающие воплощение данных моделей, что в свою очередь требует теоретической и практической разработки.
Обучение студентов — это взаимодействие на их психику и деятельность с целью вооружения знаниями, умениями, навыками. Однако последние не исчерпывают результатов обучения. В ходе обучения на основе его содержания развиваются различные стороны психики студентов, формируется личность будущего специалиста в целом. Обучение имеет непосредственное значение для совершенствования научного мировоззрения, развития интеллектуальных и профессиональных качеств. Характер и количество знаний определяются требованиями современного производства, трудовой деятельности к уровню подготовленности и развития личности специалиста определенного профиля. Знания, умения, навыки в области своей профессии — стержневая часть подготовки и развития студента. Успешное преподавание немыслимо без стимулирования активности учеников в процессе обучения. Компонент стимулирования не обязательно следует за организацией. Он может предшествовать ей, может осуществляться одновременно, но может и завершать ее. Педагогикой накоплены многочисленные приемы и способы стимулирования активной учебной деятельности, разработаны специальные методы стимулирования. Стимулирование выполняет определенную задачу — привлечь внимание учеников к теме, пробудить у них любознательность, любопытство, познавательный интерес. Одновременно необходимо развивать у учащихся чувства долга и ответственности, активизирующие учение. Важно не только удовлетворить потребность в изучении темы в самом начале занятия, раскрывая ее значимость, необычность, но и продумать приемы стимулирования, которые будут использованы по ходу урока и особенно во второй части его, когда наступает естественное утомление и учащиеся нуждаются во влияниях, снимающих напряжение, перегрузку и вызывающих желание активно усваивать учебный материал.
Под активностью личности в психологии понимается способность человека производить общественно значимые преобразования окружающего, проявляющиеся в общении, совместной деятельности, творчестве. Постоянным побудителем механизма познания является интерес. Интерес — это мотив, способствующий ориентировке в какой — либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Роль интересов в процессах деятельности велика [3].
Они заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее жажды знания и понимания. Удовлетворение интереса не приводит к его угасанию, а, внутренне перестраивая, обогащая и углубляя его, вызывает возникновение новых интересов, отвечающих более высокому уровню познавательной деятельности.
Познавательный интерес формируется и развивается в деятельности. Сильным стимулом познания является удивление. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего — то нового. Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображению.
Это может быстро наскучить студенту, необходимо менять формы и методы работы на занятии, стараться завлечь его, привлекая к творческой мыслительной деятельности.
После объяснения материала для проверки и закрепления знаний хорошо использовать тестовые задания. Тесты заменяют фронтальный опрос преподавателя, так как они, отвечая на вопросы, самостоятельно оценивают свои знания. По определению Т. В. Габай, учебная деятельность включает две подсистемы или деятельности. Первая- основной функциональный компонент, который рассматривается как подсистема, или деятельность учение [4]. Подготовительные функциональные компоненты учебной деятельности объединяются в другую подсистему — деятельности обучения. Деятельность учения — «чистый» акт познания, реализуемый учащимися через усвоение наличного опыта. Деятельность обучения направлена на обеспечение условий успешного осуществления деятельности учения. Учение как деятельность имеет место там, где действие человека управляется сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения.
Характер и количество знаний определяются требованиями современного производства, трудовой деятельности к уровню подготовленности и развития личности специалиста определенного профиля.
Знания, умения, навыки в области своей профессии — стержневая часть подготовки и развития студента. Успешное преподавание немыслимо без стимулирования активности учеников в процессе обучения. Компонент стимулирования не обязательно следует за организацией. Он может предшествовать ей, может осуществляться одновременно, но может и завершать ее. Педагогикой накоплены многочисленные приемы и способы стимулирования активной учебной деятельности, разработаны специальные методы стимулирования. Стимулирование выполняет определенную задачу — привлечь внимание учеников к теме, пробудить у них любознательность, любопытство, познавательный интерес. Одновременно необходимо развивать у учащихся чувства долга и ответственности, активизирующие учение. Важно не только удовлетворить потребность в изучении темы в самом начале занятия, раскрывая ее значимость, необычность, но и продумать приемы стимулирования, которые будут использованы по ходу урока и особенно во второй части его, когда наступает естественное утомление и учащиеся нуждаются во влияниях, снимающих напряжение, перегрузку и вызывающих желание активно усваивать учебный материал. Под активностью личности в психологии понимается способность человека производить общественно значимые преобразования окружающего, проявляющиеся в общении, совместной деятельности, творчестве. Постоянным побудителем механизма познания является интерес. Интерес — это мотив, способствующий ориентировке в какой — либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Роль интересов в процессах деятельности велика.
Учение — специфически человеческая деятельность, причем оно возможно лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью. Учение предъявляет требования к познавательным процессам (памяти, сообразительности, воображению, гибкости ума) и волевым качествам (управлению вниманием, регуляции чувств и т. д.). В учебной деятельности объединяются не только познавательные функции деятельности (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), но и потребности, мотивы, эмоции, воля.
Именно активные методы обучения и есть ответ дидактики на потребность естественных законов усвоения знаний, открытых психологической наукой, и именно они обеспечивают утверждение системы развивающего обучения в вузе.
Литература:
- Развитие исследовательских умений учащихся на занятиях по биологии //Журнал «Поиск», № 2(1), 2010. с. 283–288. (в соавторстве с Ахметовым Н. К., Бадавамовой Г. Л.).
- Вербицкий А. А., Платонова Т. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации.-М., 1996.
- Готт B. C. О формировании нового типа педагогического мышления Филос. науки. -1985. № 3. — С. 38–42.
- Гальперин П. Я., Талызина Н. Ф. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного формирования умственных действий. — М., 1988.