В современном обществе семья рассматривается как система, являющаяся основной формирующей личности и ее социализации, семья является посредником в сохранении и передаче нравственных и духовных ценностей между поколениями. В воспитательную функцию семьи входит развитие нравственной и ценностной системы ребенка, способствующей становлению человека, живущего в гармонии с собой и окружающими, с близкими людьми, уважающего старшее поколение, честного, искреннего и доброго.
Отсутствие семейного воспитания у сирот наносит глубокий отпечаток на формирование системы ценностей данной категории детей. У воспитанников интернатных учреждений сформированы свои социально-эмоциональные механизмы, помогающие им приспосабливаться к жизни в обществе, у них формируется свое искаженное представление о полоролевом поведении, структуре отношений и связей в семье, что является препятствием в усвоении адекватных семейных ценностей.
Так как семейные ценности основаны на понимании института семьи, отношений людей в ней, признания ответственности брачного и семейного поведения человека, а дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, вследствие отсутствия примера семейного поведения, лишены понимания данной системы, необходимо обозначить высокую роль социально-педагогических технологий в качестве механизма, позволяющего развить и сформировать семейные ценности среди детей-сирот.
Для воспитания нравственной и ценностной семейной ориентации ребенка-сироты необходимо целенаправленное педагогическое воздействие посредством внедрения социально-педагогических технологий, компенсирующих недостаток опыта семейного воспитания и направленных на формирование, усвоение и закрепление норм и традиций общества, семейных ценностей и полоролевого поведения личности.
Изучая уровень развитости семейных ценностей у воспитанников интернатных учреждений, было выявлено, что у детей-сирот достаточно низкий уровень их сформированности, выражающийся в следующем:
– у детей-сирот ограничены представления о семье, о полоролевых отношениях в семье, функциях членов семьи, о роли отца и матери, о домашнем труде, хозяйстве семьи;
– привязанности проявляются слабо, отсутствует доверие и забота между братьями и сестрами;
– у воспитанников низкая самооценка в решении простейших жизненных задач;
– у детей-родственников состояние эмоциональных связей в межличностных отношениях является неблагополучным;
– отсутствуют знания и опыт в организации семейного досуга, праздников и традиций;
– слабо развито чувство ответственности и долга перед старшими [6, с. 15].
Воспитание детей в интернатных учреждениях повышает риск нарушения представлений о своей будущей семье, о половой и семейной роли. У детей развито равнодушие к своему внешнему виду и затруднено формирование эталонов полоролевых нормативов и стереотипов поведений. Мониторинг поствыпускной жизненной ситуации сирот показал, что у выпускников, за счет неправильного образа полоролевого поведения, появляются трудности в формировании и сохранении собственной семьи, у девочек, из-за отсутствия опыта материнской любви и ласки возникает полоролевая трансформация, которая приводит к агрессии, черствости, отсутствию материнского инстинкта [2, с. 4].
Для решения данной проблемы детей в воспитательном процессе необходимо использование современных и доступных технологий, способствующих формированию семейных ценностей, через развитие общего нравственного начала личности ребенка. Очень важно при этом сформировать у детей духовно-нравственные ценности любви, взаимоуважения, целомудрия, свободы, безопасности, материнства, отцовства, домашнего очага, здоровья, семейного уклада [5, с. 46–48].
При этом, разрабатывая технологии формирования семейных ценностей необходимо придерживаться основных задач:
– повышение семейных ценностей и ценностей семейной жизни;
– пропагандирование семейных и основных духовно-нравственных ценностей через повышение статуса семьи;
– развитие информационно-просветительской, социально-направленной деятельности в освоении семейных ценностей [8, с. 14].
Также при формировании семейных ценностей у детей-сирот необходимо выполнения ряда психолого-педагогических условий:
- Помощь детям в формировании адекватного понимания семьи, где семья имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру, в рамках которой всех членов семьи объединяет целая система отношений;
- Создание ситуации успеха для детей-сирот, что дает возможность повышать результаты деятельности, как личности, так и коллектива, в общем. Ситуация успеха помогает снять у детей-сирот агрессию, преодолеть изолированность и пассивность;
- Повышение мотивации и готовности детей к переходу в замещающую семью. В формировании понимания семьи у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существенную роль играет этап подготовки к переходу в новую семье, где решающим моментом является готовность и желание самого ребенка к данным переменам [3].
Реализация технологий по формированию семейных ценностей возможна через включение в учебную и внеучебную деятельность различных программ, направленных на достижение данной цели, такими технологиями могут выступать: педагогические мастерские, тематические занятия, проектная деятельность, игровые программы, различные диагностические методики и т. д.
При этом технологии воздействия на детей разных возрастных групп будет отличаться. Так, для дошкольного и младшего школьного возраста наиболее подходящими являются методы эмоционального воздействия. Подростковый возраст, как правило, характеризуется проявлениями в интимно-личностном общении, пробуждением интереса к себе, своим возможностям, к саморазвитию. При этом, подросток в работе должен выступать активным субъектом воспитания. Исходя из этого, основными методами деятельности с данной возрастной категорией могут выступать дискуссии, занятия с элементами тренингов, включающие в себя обязательную деятельность и рефлексию. Формирование семейных ценностей у подростков при помощи данных методов возможно вследствие актуализации потенциала саморазвития подростка, его способности и желания осознавать значение собственных действий и их закономерности [7, с. 41–43].
Для формирования у детей личных семейных ценностей, потребностей, систему семейных ролей и возможных стратегий поведения в тех или иных отношениях и ситуациях, уместно использование различных игровых тренингов, предоставляющих возможность моделирования ситуаций семейного взаимодействия, предлагая участникам примерять на себя различные семейные роли, позиции, стратегии, что, безусловно, поможет в формировании собственной точки зрения на семью [4, с. 51–52].
Можно считать, что формирование семейных ценностей посредством социально-педагогических технологий является совокупностью и последовательностью всего процесса духовно-нравственного воспитания ребенка. Так, в формировании различных ценностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста отмечается высокая роль сказок. Вследствие того, что мышление ребенка на данном возрастном этапе характеризуется образностью и конкретностью, он оперирует не отвлеченными понятиями, а наглядными образами и конкретными представлениями и на их основе делает обобщения, выводы. Герои сказок, как правило, имеют акцентуализацию на определенной черте характера — доброта, смелость, трусость и т. д., где доступная для ребенка характеристика положительных и отрицательных героев помогает разобраться в сущности сказочной ситуации, конфликта, определить своё отношение к ним и сформировать свою оценку поведения героев [1, с. 85–88].
Обобщая данные, можно понять, что у детей-сирот вследствие отсутствия семейного воспитания нарушено представление полоролевого поведения, отсутствует представление о нормальных кровнородственных и семейных отношениях, не сформировано представление о семье как ценности, что является факторами, негативно влияющими на готовность сирот к выходу в социум и созданию собственных семей. Поэтому, можно говорить о высокой значимости и необходимости использования в воспитательном процессе детей, различных социально-педагогических технологий, позволяющих компенсировать отсутствие семьи как воспитательного и социализирующего ресурса.
Литература:
- Бунятова А. Р. Роль сказки в формировании духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста // Успехи современного естествознания. — № 6. — 2010. — С. 85–88.
- Виноградова Г. А., Бобкова Т. С. Проблемы формирования семейных ролей у детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник Самарской гуманитарной академии. — № 1. — 2010. — С. 3–8.
- Гибадуллин Н. В. Анализ опыта работы государственных образовательных и социальных учреждений с замещающими семьями по формированию семейных ценностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Современные проблемы науки и образования. — № 6. — 2014. — С. 933.
- Думрауф Ю. А. Использование ролевой игры-тренинга «семейный совет» в работе с выпускниками детского дома для формирования у них семейных ценностей // Смальта. — № 1. — 2014. — С. 52–54.
- Сальникова О. Е., Заславская О. В. Формирование родительских навыков у детей-сирот в системе их духовно- нравственного воспитания // Грани познания. — № 3(17). — 2012. — С.46–48.
- Уленгова Р. Б. Формирование семейных ценностей у детей-сирот средствами арт-педагогики в условиях детского дома: автореф. дис.; Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет. — Казань, 2008. — 21 с.
- Федоренко С. С. Модель формирования семейных ценностей у детей и подростков // Модель формирования семейных ценностей у детей и подростков: Учебно-методическое пособие / С. С. Федоренко, Н. Н. Кислова, М. В. Мартынова, Е. В. Тихонова [и др.]; под. ред. Е. В. Вергизовой, Т. С. Воробейковой, О. В. Эрлиха. — СПб.: Свое издательство, 2014. — 403 с.
- Щекина О. А. Теоретические обоснование формирования семейных ценностей у школьников // Формирование семейных ценностей у детей среднего школьного возраста средствами образовательной деятельности: Методическое пособие. — СПб.: ВВМ, 2015. — 128 с.