В статье проводится оценка организации исследовательской деятельности краеведческой направленности в практике работы школ Ардатовского района. Были проанкетированы учителя школ по вопросам краеведческой направленности. Проводился анализ реализации проектной деятельности у учащихся 7 класса МБОУ Саконской СШ.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, краеведческая направленность, педагогический эксперимент
Педагогика и методисты в области естествознания всегда относились с повышенным вниманием к вопросам формирования поисковой активности ученика, к использованию самостоятельной активности при обучении, к развитию у школьников навыков самостоятельного поиска, готовности к самостоятельному наблюдению, формулировке выводов, исследованию, к развитию самостоятельного логического мышления [4, 5].
Методика отечественной школы считает, что изучение родной природы невозможно без самостоятельного труда ученика, который может заключаться в прохождении экскурсий, составлении отчетов, работе над гербарием или коллекциями.
Анализ методической литературы [1, 2, 3] говорит о том, что ведущие отечественные методисты начали работу над методикой внедрения самостоятельной работы учащихся при ознакомлении с краеведческим материалом уже в 20–60 годы ΧΧ века.
С целью выявления проблем реализации краеведческого подхода в обучении биологии 7 класса нами было проведено анкетирование 11 учителей биологии 11 школ Ардатовского района Нижегородской области, которое показало, что все учителя знакомы с понятием краеведение, но трактуют его по-разному. На рисунке 1 приведены ответы опрошенных на вопрос «Что вы понимаете под краеведением?»
Рис. 1. Ответы на вопрос анкеты «Что вы понимаете под краеведением? (%)
Как видно из рисунка 1, полученные ответы разделены на 3 группы: изучение флоры и фауны (45,5 %); изучение природы своего края (45,5 %); изучение биологии Нижегородской области в рамках регионального компонента предмета «Биологическое краеведение» — 9 %.
Рис. 2. Ответы учителей на вопрос «Реализуете ли вы краеведческий подход при обучении биологии в 7 классе?» (%)
Как видно на рисунке 2, практически все учителя реализуют краеведческий подход в обучении биологии в 7 классе (81,8 %), и лишь 18,2 % не реализуют.
Реализуется он в следующих формах: урок (63,6 %), экскурсия (63,6 %) и классный час (9,1 %).
На рисунке 3 представлены ответы учителей на вопрос «В чём Вы видите значение краеведческой работы для школьников?»
Рис. 3. Ответы учителей на вопрос «В чём Вы видите значение краеведческой работы для школьников? (%)
Как видно из рисунка 3, значение краеведческой работы учителя видят в следующем: расширение знаний флоры и фауны (90,9 %); углубление знаний о природе данной местности (54,5 %), а также развитие познавательного интереса к природе родного края (63,6 %). Назвать другие варианты учителя затруднились.
Трудности при организации краеведческой работы испытывают 36,4 %. На вопрос, какие именно трудности возникают, 40 % из 100 % свой ответ обосновали как нехватка времени на организацию данной работы.
На рисунке 4 представлены ответы учителей на вопрос «Проводите ли вы экскурсии в природу?»
Рис. 4. Ответы учителей на вопрос «Проводите ли вы экскурсии в природу?» (%)
Как видно из рисунка 4, экскурсии в природу проводят лишь (90,9 %), а (9,1 %) не проводят никаких экскурсий.
На рисунке 5 представлена тематика экскурсий в природу. На вопрос: укажите темы экскурсий ответили лишь (45,4 %), указав их темы: изучение флоры и фауны (20 %), экскурсия в краеведческий музей (20 %); растительности поймы р. Саконки (20 %); многообразие птиц (20 %); птицы местности (20 %).
Рис. 5. Тематика экскурсий в природу
Ни одной причины непроведения экскурсий в природу не было указано. Предложения по улучшению краеведческой работы указали лишь (18,1 %). На рисунке 6 представлены мнения учителей о том, каким образом можно улучшить работу с краеведческим материалом.
Рис. 6. Предложения учителей по улучшению работы с краеведческим материалом
Как видно из рисунка 6, ответы распределились следующим образом: необходимо увеличить объем иллюстрационного материала для работы на экскурсиях (50 %), и иметь больше познавательной литературы (50 %).
Причины, которые не позволяют в достаточной степени внедрять в учебный процесс самостоятельную деятельность учеников в области краеведения по мнению учителей, сводятся к необходимости серьезных затрат времени на предварительную подготовку учителя и школьников (14,1 %), временные затраты, связанные с организацией и проверкой (18,8 %), а также с тем, что методические разработки в этой области отсутствуют (76,6 %).
На базе МБОУ Саконской СШ учителем биологии Вагиной Валентиной Ивановной на протяжении нескольких лет проводятся исследовательские краеведческие работы учеников. В период педагогической практики нами была оказана ей помощь в реализации одного из проектов по теме «Птицы».
Ученики образовали три проектных коллектива, каждый из которых работал над своей задачей. У первой группы была задача разработки природоохранительного проекта по мерам защиты птиц Ардатовского района. Вторая группа занималась исследовательским проектом, посвященным зимующим птицам. Третье задание было посвящено составлению определителя птиц Нижегородской области.
До начала выполнения учащимися проекта, нами был заложен педагогический эксперимент в 2015 г. в 7-х классах СОШ № 1 г. Ардатова и МБОУ Саконской СШ на выявление эффективности интереса у учащихся к биологии.
В начале эксперимента (начало учебного года) на основании предложенных заданий и вопросов, представленных в Приложении 2, мы провели срез знаний учеников. В нём приняли участие 25 учеников 7 класса СОШ № 1 г. Ардатова (контрольный класс) и 13 учеников 7 класса МБОУ Саконской СШ (экспериментальный класс). В конце эксперимента (конец учебного года) был проведён повторный срез знаний учеников (таблица 1).
Таблица 1
Данные по результатам проведенного педагогического эксперимента (%)
Результат |
Контрольный класс СОШ №1г. Ардатова |
Экспериментальный класс МБОУ Саконская СШ |
||
начало |
конец |
начало |
конец |
|
Интерес к биологии |
60,2 |
61,1 |
49,8 |
88,4 |
Стремление к самостоятельности в изучении фауны родного края |
24,6 |
34,6 |
23,6 |
67,9 |
Стремление к самообразованию |
19,2 |
20,2 |
29,6 |
44,9 |
Как видно из таблицы 1 поставленная цель эксперимента была достигнута: повышен интерес к предмету биология, усилилось стремление к самостоятельной познавательной деятельности по изучению природы родного края, развитию стремления к самообразованию у школьников экспериментальных классов.
Литература:
- Ерастов Н. П. Методика самостоятельной работы: Учебно- методическое пособие. / Н. П. Ерастов. — М.: Мысль, 1985. — 79 с.
- Есипов Б. П. Самостоятельная деятельность учащихся на уроках / Б. П. Есипов. — М: Учпедгиз, 1960. — 239 с.
- Железных В.Н Использование активных методов обучения / В. Н. Железных // Специалист. 2000. № 6. С. 18.
- Шеманаев В. А. Подготовка будущего учителя географии к реализации краеведческого подхода в школьном географическом образовании: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н. Нижний Новгород, 2004.
- Шеманаев В. А. Экологическое воспитание школьников средствами краеведения / В. А. Шеманаев // Актуальные проблемы развития экологического образования для устойчивого развития в Нижегородском регионе. Сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. — НГПУ им. К.Минина. 2016. — С. 48–51.