Статья посвящена проблемам правового обеспечения экологического аудита. Автор анализирует современное положение экологического аудита в России, формулирует предложения, направленные на совершенствование механизма правового обеспечения экологического аудита.
Ключевые слова: аудит, экологический аудит, экологические нормы, охрана окружающей среды
История возникновения экологического аудита уходит своими корнями в 70-е гг. XX столетия в США. Экологический аудит возник как результат осознания «хрупкости» нашей планеты, необходимости ее защиты правовыми средствами. Экологический аудит — это проведение проверок деятельности субъектов хозяйствования в части соблюдения ими норм экологического права.
Экологический аудит получил свое развитие во многих странах. Российская Федерация не стала исключением.
Появлению экологического аудита в России предшествовал ряд предпосылок:
‒ переход на путь экологически безопасного экономического развития;
‒ необходимость интеграции Российской Федерации, как в систему мировой экономики, так и в систему международной экологической безопасности.
В целом развитие экологического аудита в России можно разделить на четыре этапа:
1) конец 1980 — начало 1990 гг. — данный период характеризуется полным отсутствием правовой базы экологического аудита в Российской Федерации; на практике экологический аудит проводился в единичных случаях;
2) середина 1990-х. гг. — основной чертой этого этапа является создание основы для организационно-правового механизма развития экологического аудита;
3) конец 90х гг. — период разработки и структуризации организационно-правового механизма экологического аудита;
4) начало ХХI в. — этот этап характеризуется законодательным закреплением понятия «экологический аудит», усовершенствованием процедур экологического аудита [1].
Экологический аудит — независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований, в том числе нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности [2].
Анализ данного определения позволяет сделать ряд выводов принципиального характера:
‒ правовое регулирование экологического аудита носит комплексный характер, оно обеспечивается нормами не только экологического, но и финансового права;
‒ цель экологического аудита — проведение природоохранной деятельности в соответствии с требованиями законодательства, оптимизация использования природных ресурсов, предотвращение аварийных сбросов, выбросов и техногенных катастроф;
‒ главная задача экологического аудита — поиск оптимальных (наилучших) путей сочетания экономического и экологического регулирования хозяйственной деятельности организации;
‒ предметом экологического аудита выступают положения нормативов, нормативных правовых актов, международных стандартов, направленных на охрану окружающей среды;
‒ в процессе экологического аудита дается оценка экологической устойчивости аудируемой организации, формулируют конкретные практические рекомендации, направленные на снижение негативного воздействия на окружающую среду, рациональное использование природных ресурсов, повышение инвестиционной привлекательности субъекта хозяйствования;
‒ предложения аудиторов могут быть использованы для принятия обоснованных хозяйственных и административных решений [3].
Стоит отметить, что экологический аудит — это составная часть экоаудиторской деятельности, которая представляет собой независимый, документально оформленный процесс подготовки и выражения мнения о достоверности финансовой отчетности в части отражения информации о природоохранной деятельности и экологической отчетности организации.
Проблема экологии остро стоит во всем мире. Данная сфера является достаточно бюджетно-затратной как в рамках отдельной организации, так и для любого государства в целом. В тоже время экологический аудит способствует выявлению правонарушений и недочетов в деятельности организации, что, в свою очередь, позволяет сэкономить денежные средства при разрешении той или иной экологической проблемы организации.
Экологический аудит сегодня получил широкое применение в США и в странах Европейского союза. Он применяется для решения проблем ликвидации отходов производства и потребления, обеспечения безопасности производимых продуктов, борьбы с профессиональными болезнями. Более того, в данных странах его стали применять в управлении окружающей средой и снижении рисков финансового рынка [4].
В России правовое регулирование экологического аудита осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», закрепляющим основные принципы охраны окружающей среды.
Можно выделить следующие ключевые идеи:
‒ независимость контроля в области охраны окружающей среды;
‒ соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды;
‒ ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды [5].
Правовые основы экологического аудита составляют так же национальные и международные стандарты. В настоящее время в России действуют международные стандарты серии ИСО 14000. Основным предметом ISO 14000 является система экологического менеджмента. Международные стандарты предусматривают обязанности организаций соблюдать определенные процедуры, разрабатывать соответствующую документацию, иметь в своем штате ответственных лиц.
Самым известным национальным стандартом является ГОСТ Р ИСО 14015–2007 «Экологический менеджмент. Экологическая оценка участков и организаций».
Данный нормативный акт определяет:
‒ руководство по проведению экологической оценки участков и организаций в процессе идентификации экологических аспектов и экологических выводов и обеспечивает определение последствий ее проведения для бизнеса;
‒ роли и обязанности участников оценки (клиентов, экспертов и представителей объектов экологической оценки), этапы процесса оценки (планирование, сбор и подтверждение информации, а также оценку и подтверждение информации).
Данный стандарт не распространяется на проведение других видов экологической оценки, например, первичной экологической проверки [6].
К сожалению, выполнение требований стандартов осуществляется на добровольной основе. Аудиторские заключения российских экологов-аудиторов используются только хозяйствующими субъектами для формирования собственной экологической политики. Возможности использования результатов экологического аудита значительно ограничены.
Работа по совершенствованию нормативно-правового регулирования экологического аудита должна быть продолжена. В кратчайшие сроки необходимо принять Федеральный закон «Об экологическом аудите и экологической аудиторской деятельности». Уже имеется проект данного нормативного акта [7].
Предлагаем дополнить законопроект нормами, в соответствии с которыми:
‒ обязательный аудит может проводиться не только в случаях, установленных Федеральным законом, но и по инициативе государственного органа;
‒ установить меры реагирования и порядок действий должностных лиц государственного контрольного органа в случае выявления нарушения требований к самоконтролю;
‒ определить квалификационные требования к экоаудиторам.
Дальнейшее развитие экологического аудита полностью зависит от воли государства, призванного быть действенным инструментом решения экологических проблем общества [8].
Литература:
- Ерофеева В. В., Краева В. Н. Краткая история становления экологического аудита в России // Право: современные тенденции: материалы II Международной научной конференции (г. Уфа, апрель 2014 г.). — Уфа: 2014. — С. 102–104.
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)// Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
- Чхутиашвили Л. В. Экологический аудит: проблемы и пути их решения // Аудитор. 2016. № 1. С. 22–28.
- Терлыч И. А., Гринь Е. А. Экологический аудит: зарубежный опыт и особенности применения в России // Право: современные тенденции: материалы III Международная научная конференция (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 117–119.
- Тихомирова Л. А. Законодательство об охране окружающей среды: изменения, итоги и перспективы развития // СПС КонсультантПлюс. 2015.
- ГОСТ Р ИСО 14015–2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Экологический менеджмент. Экологическая оценка участков и организаций (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 № 426-ст.) М.: Стандартинформ, 2009.
- Еженедельные комментарии — документы, проекты, события. Выпуск от 25 марта 2015 года // СПС КонсультантПлюс. 2015.
- Мирошник С. В. Финансовое обязательство как основа инновационного развития финансового права// Вопросы экономики и права. 2012. № 1.