В данной статье произведен анализ текущих стандартов в области сертификации систем качества.
Ключевые слова: сертификация, системы качества, качество, управление качеством, сертификация систем качества, управление качеством и международные стандарты, СМК, инженерный институт
На сегодняшний день главным условием развития экономики является производство конкурентоспособной продукции. Основополагающей конкурентоспособности является качество. Оно обеспечивает интеграцию стратегических целей организации и гарантированное получение запланированных результатов за счет использования системного менеджмента качества, ориентированного на удовлетворение всех заинтересованных сторон. [1] Система качества должна соответствовать требованиям рынка и нормативным требованиям (т. е. должна быть сертифицирована).
Наличие сертифицированной системы качества свидетельствует о том, что все процессы в организации взаимодействуют отлажено, т. к. система качества затрагивает вопросы управления во всей организации. Несмотря на большие затраты, требуемые для создания системы менеджмента качества и ее сертификации, количество организаций, вступивших на путь внедрения этой системы, с каждым годом будет только расти. Преимущества компаний, которые уже сертифицировали свою систему менеджмента качества очевидны.
На данный момент законодательством предусмотрены случаи обязательной сертификации системы менеджмента качества. Они касаются продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации (ст. 23 Федерального закона «О техническом регулировании») [2]. Например, необходим сертификат для продукции, производимой на территории РФ (например, для товаров для детей, продовольственных товаров, технических средств для реабилитации инвалидов) [3] или ввозимой на таможенную территорию России (например, для различных вакцин, продуктов питания, швейных машин) [4]. Для получения различных видов сертификатов установлены отдельные правила (например, для сертификатов соответствия, ветеринарных сертификатов, санитарных, фитосанитарных сертификатов.
Для того, чтобы получить государственный заказ также требуется наличие у организации сертифицированной системы менеджмента качества. Крупные предприятия России устанавливают для своих поставщиков жесткие условия сотрудничества, т. е. внедрение системы менеджмента качества соответствующей стандартам ISO 9001 и техническим условиям отраслевых стандартов.
Также предусмотрена возможность подтверждения соответствия через добровольную сертификацию. В настоящее время широкое распространение получила добровольная сертификация систем управления, работы, менеджмента качества на основе международных стандартов, например, ISO [5], HACCP [6], GMP [7], BS 7799 [8] и так далее. Существует также добровольная сертификация на соответствие ГОСТ Р, а также альтернативным стандартам, разработанным частными компаниями.
Реальное внедрение в компании системы менеджмента качества, соответствующей требованиям стандартов, действительно может помочь оптимизировать и наладить работу организации. Т. к. при подготовке к сертификации системы менеджмента качества пересматривается вся деятельность организации на всех уровнях, а применение системного и процессного подходов позволяет определить цели компании не только в области качества, но и компании в целом. Также увидеть результативность предпринимаемых мер и эффективность данной системы.
Если компания подтвердила соответствие своей системы менеджмента качества, то в дальнейшем она должна выполнять требования стандартов: знать потребности заказчика, отслеживать, насколько заказчик удовлетворен предложенным сервисом, планировать свою деятельность, вести оценку и мониторинг выполнения работ, описать в письменном виде, как именно должна выполняться та или иная деятельность, установить показатели и цели в деятельности и измерять, насколько они выполняются. Бесспорно, во многих компаниях и организациях уже используется своя подобная система, но использование правил работы по стандартам ISO 9001 позволяют соответствовать международным, всемирно признанным требованиям предъявляемых к качеству.
Наличие у компании сертификата, выданного независимым компетентным органом, является подтверждением надежной функционирующей СМК и свидетельством стремления к непрерывному улучшению.
Сертификация системы качества организации проводится в три этапа:
Первый этап — анализ документации системы качества организации. На данном этапе орган по сертификации проверяет документацию организации на предмет отражения в ней реализации всех требований стандарта.
Второй этап — аудит системы качества организации. На данном этапе аудиторы органа по сертификации приезжают на предприятие и на месте проверяют, во-первых, соответствие документации реальной практике деятельности организации, во-вторых, результативность и эффективность работы системы качества.
Третий этап — принятие решения по аудиту и выдача сертификата. На данном этапе орган по сертификации проводит анализ результатов аудита и в случае положительных результатов принимает решение о выдаче сертификата.
Представленный порядок и состав этапов является общим для сертификации систем качества как Российскими органами по сертификации, так и международными. В деталях, в зависимости от органа по сертификации, порядок может немного отличаться.
Схема прохождения сертификации на соответствие требованиям стандарта ИСО 9001 через Российский орган по сертификации выглядит следующим образом (рисунок 1).
После прохождения сертификации, орган по сертификации выдает сертификат на систему качества. Срок действия такого сертификата, как правило, составляет 3 года. Сертификат системы качества требует подтверждения в течение всего его срока действия. Для подтверждения действия сертификата орган по сертификации проводит наблюдательные аудиты. Обычно, периодичность таких аудитов составляет один раз в год. Конкретные сроки действия сертификата и периодичность наблюдательных аудитов устанавливаются правилами системы сертификации, в которой аккредитован орган по сертификации (например, в системе ГОСТ Р для Российских органов по сертификации).
|
|
|
Рис. 1.
Литература:
- Кане М. М., Иванов Б. В., Корешков В. Н., Схиртладзе А. Г. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: Учебник для вузов/ Под редакцией М. М. Кане. — СПб.: Питер,2009. — 560с.
- Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 09.05.2005) «О техническом регулировании».
- Постановление Госстандарта РФ от 30.07.2002 N 64 (ред. от 29.10.2002) «О номенклатуре продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации, и номенклатуре продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии»; Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1013 (ред. от 17.12.2005) «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации».
- Приказ ГТК РФ от 14.08.1995 N 498 «О перечнях товаров, подлежащих обязательной сертификации при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации».
- Стандарты ISO (International Organisation for Standartisation — Международная организация по стандартизации) — стандарты, утвержденные международной организацией в различных областях.
- HACCP (Hazard Analysis and Critical Control Points — означает Анализ Опасностей и Критические Контрольные Точки) — система управления безопасности продуктов питания, основанной на предупреждении. HACCP основывается на Codex Alimentarius, разработанном Организацией Объединенных Наций по Пище и Сельскому Хозяйству (FAO) и Всемирной Организацией Здравоохранения (WHO).
- GMP — правила организации производства и контроля качества лекарственных средств.