В настоящее время усиливается значение инновационного фактора в экономике страны. В современных условиях развитие науки становится непременным условием создания предпосылок устойчивого духовного, интеллектуального, научно-технического и социально-экономического развития общества и государства. Высокие технологии – это та сфера, которая может решить самые амбициозные задачи в социально-экономическом развитии любого государства. Именно они являются тем мощным рычагом, с помощью которого многие страны не только преодолевают спад в экономике, но и обеспечивают ее структурную перестройку и насыщают рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.
Особенностью развития экономики Казахстана на современном этапе является формирование социально-экономической системы, в которой доминирующую роль играет инновационная деятельность, как фактор, обеспечивающий конкурентные преимущества высшего порядка. В целом построение инновационной экономики и системы управления ею заключаются в принципиальной реструктуризации направлений развития, новых подходах к обоснованию приоритетов, значительной модернизации методов и форм использования ресурсов на всех уровнях инновационной системы, коренной трансформации взаимодействия «науки – бизнеса власти – общества». В этом контексте одним из значимых направлений формирования инновационной экономики выступает ее региональный аспект [1].
Устойчивое развитие таких сложных открытых социально-экономических систем, как регион, в современных условиях невозможно без масштабного системного использования результатов научно-технической деятельности, опоры на инновации. Чтобы эти результаты нашли применение, необходима адекватная организация инновационных процессов. А это, в свою очередь, требует построения соответствующей системы управления, способной взять на себя выполнение обозначенных функций.
Во всем мире инновационная деятельность рассматривается сегодня как одно из главных условий модернизации экономики. Традиционные отрасли производства во многом исчерпали как экстенсивные, так и интенсивные возможности своего развития. Поэтому во многих странах выдвигаются на первый план уже не эти отрасли, еще недавно определявшие «лицо» экономики всех промышленно развитых государств, а совсем иные, основанные на использовании новейших технологий. Например, в Германии, почти 100% прироста ВВП осуществляется за счет использования результатов научных исследований и инноваций. Тайвань, на опыт которого в области использования высоких технологий любят ссылаться многие исследователи, за счет малого и среднего бизнеса обеспечивает 78% занятости и 45% ВВП своей страны.
В современный период быстрого совершенствования производительных сил инновации являются главной движущей силой динамического развития общественного производства. Современные зарубежные социально-экономические системы характеризуются экономическим ростом инновационного типа, при котором повышение качества жизни обеспечивается успешным использованием различных новшеств, осуществлением нововведений. Интеграция производственной и научной сфер во второй половине XX в. предопределила возникновение этого нового типа экономического роста. Такие понятия, как «новшества», «инноваций», «инновационные процессы», «инновационная политика» и т.п., прочно закрепилось в текущем лексиконе небольших групп предпринимателей, которые практически реализуют основные прогрессивные изменения в экономике через ее реформирование или революционное переустройство за счет научно-технических, информационных, экономических и управленческих революций, носящих мирный характер радикальных изменений.
Инновацию (от лат. «innovate» - обновление, улучшение, англ. «innovation» – нововведение) можно понимать как особую культурную ценность – материальную или нематериальную, – которая в данное время и в данном месте воспринимается людьми как новая. Этот термин впервые появился в научных исследованиях зарубежных культурологов XX в. и означал введение некоторых элементов одной культуры в другую.
В мировой экономической литературеинновация интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.
В литературе насчитываются сотни определений (таблица 1). Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др.
Различные ученые трактуют понятие инновации по-разному в зависимости от объекта и предмета своего исследования. Однако наиболее известные определения в инноватике получили широкое распространение от сравнительно небольшого числа ученых в этой области знаний. В исторически-хронологической последовательности: Н. Макиавелли, Й. Шумпетер, Э. Роджерс, Н. Мончев, И. Перлаки, В. Хартман, Э. Мэнсфилд, Р. Фостер, Б. Твисс, Р. Гути, Б. Санто, X. Решке, В. Колосов, И. Туккель, Д. Дорантес, С. Ильенкова, В. Бурков, В. Шапиро, В. Воропаев и др.
Таблица 1
Определение понятия «инновация»
№ |
Определение |
Автор |
Источник |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
...новая научно-организационная комбинация производственных факторов, мотивированная предпринимательским духом |
И. Шумпетер |
Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1992. |
2 |
...процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание |
Б. Твисс |
Управление нововведениями. М.: Экономика, 2009. – 272 с. |
3 |
...выступает синонимом нововведения или новшества, и может использоваться наряду с ними |
Л. Я. Аврашков |
Инновационный менеджмент / под ред. проф. В.А.Швандра, В.Я.Горфинкеля. М.: Вузовский учебник, 2004. С.5. |
4 |
...первое практическое применение нового научно-технического (технологического), организационно-экономического, производственного или иного решения, т.е. как как первое практическое применение новшества. |
Г. Б. Клейнер |
Словарь основных понятий стратегического планирования, М., 2003 |
5 |
...как понятие распространяется на все новые продукты или услуги, способы их производства, новшества в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, на любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии |
П. Н. Завлин |
Инновационный менеджмент: справ.пособие / под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. 2-е изд., перарб, и доп. М.: ЦИСН, 1998, С.4. |
6 |
...комплексный процесс создания, распространения и использования новшеств (нового практического средства) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития общества |
Экономика предприятия / под ред.В.Я.Горфинкеля, Е.М.Купрякова. М.: Бизнес и банки, ЮНИТИ, 1996. С.351. |
|
7 |
...деятельность направленная на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, организационных форм |
Словарь-справочник предпринимателя. М.: Зевс, 1992. С.84. |
|
8 |
...не обязательно представляет собой объект не просто внедренный в производство, а успешно внедренный и приносящий прибыль |
В.Г.Медынский |
Инновационный менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2002, С.6. |
Примечание – составлено автором |
|||
Как мы видим из таблицы 1 при определении термина «инновация» не встречается двух одинаковых определении и подвотя итог всего вышесказанного при дефинировании, мы можем сказать, что «инновация» – это трансформация идей в новую или усовершенствованную продукцию, востребованную на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс или в новый подход к предоставлению услуг.
В настоящее время применительно к технологическим инновациям действуют понятия, нашедшие отражение в Международных стандартах статистики науки, техники и инноваций.
В соответствии с этими стандартами инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
В научной литературе сложились объектный и процессный подходы к понятию «инновация».
1) объектный подход – в качестве инноваций выступают объекты: новые виды продукции (услуги), новые методы и способы производства, новшества в научно-исследовательской, организационной, финансовой, торговой и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии;
2) процессный подход - инновация определяется как комплексный процесс создания и использования новых потребительских ценностей (товаров, техники, технологии и т. п.) [2].
Из приведенных выше определений, по мнению автора, можно заключить, что понятие «инновация» неоднозначно, а сами инновации могут охватывать практически все сферы деятельности общества и иметь технологическую, организационную или процессную составляющие, иметь революционный или эволюционный характер.
Следует согласиться с мнением О. В. Иншакова, Е. А Степочкиной, что инновации как объект управления имеют значение не сами по себе, их применение неразрывно связано с целями организации — рост и развитие, обеспечение конкурентоспособности, т. е. инновации представляют собой инструмент конкуренции. Посредством инноваций может быть обеспечено снижение себестоимости, цен, рост прибыли, создание новых потребностей, приток денег, повышение имиджа (рейтинга) новых продуктов, открытие и захват новых рынков, в т. ч. и внешних. Роль инноваций определяется их функциями в общественном развитии.
Во-первых, они являются каналом воплощения в жизнь научно-технических результатов, способствуя интеллектуализации трудовой деятельности, повышению ее наукоемкости (закономерность растущей интеллектуализации общества по мере его движения от ступени к ступени).
Во-вторых, с помощью инноваций расширяется круг производимых товаров и услуг, улучшается их качество, что способствует росту потребностей каждого человека и общества в целом и удовлетворению этих потребностей (закон возвышения и дифференциации потребностей).
В-третьих, инновации дают возможность вовлекать в производство новые производительные силы, производить товары и услуги с меньшими затратами труда, материалов, энергии (закон экономии труда).
В-четвертых, концентрация инноваций в этой или иной сфере помогает привести в соответствие структуру воспроизводства со структурой изменившихся потребностей и структурой внешней среды (закон пропорциональности развития).
Литература:
- Берикболова У. Д. Роль государства в повышении конкурентоспособности экономики // Молодой ученый. — 2016. — №5.5. — С. 47-50.
- Васильев В. П. Управление инновациями – М.: Дело и сервис. – 2011.
- Маренков, Н. Л. Инноватика: учеб. пособие / Н.Л. Маренков. – М.: КомКнига, 2005. – 194 с.
- Берикболова У. Д., Казбайкызы А., Жанибекова А. Мировой опыт повышения экспортного потенциала страны // Молодой ученый. — 2016. — №5.5. — С. 44-47.