Выявление принципа меритократии и источников формирования кадров государственной службы по данному принципу, является неотъемлемой частью более общей и глобальной проблемы – создания казахстанской демократической государственности, авторитетной и действенной власти в обществе.
Как известно, меритократия (букв. «власть достойных», от лат. meritus — достойный и др.-греч. κράτος — власть, правление) означает следующее - система, при которой положение личности в обществе определяется исключительно его способностями, это система раннего отбора и государственной опеки над самыми талантливыми и перспективными вне зависимости от социального положения, для пополнения кадрового состава государственной службы.
Хотя сама концепция меритократии существовала веками, например, в рамках конфуцианской философии. Сам термин «меритократия» был впервые употреблен немецко-американским философом Ханной Арендт в её эссе «Кризис образования», написанном в 1954 году, и несколько лет спустя разработан британским политиком и социологом Майклом Янгом в его сатирическом труде «Подъем меритократии», в котором описывается футуристическое общество, где общественная позиция определяется коэффициентом интеллекта (IQ). В книге такая система приводит к революции, во время которой массы свергают надменную и оторванную от народа элиту. Позднее у термина «меритократия» появилось более позитивное значение, которое взяли на вооружение сторонники всеобщего равенства возможностей. В своей книге «Грядущее постиндустриальное общество» (1973), Дэниел Белл полагал, что меритократия позволит устранить бюрократию, а также изменить социальную структуру общества в целом.
Как показывает практика, в США распространено мнение, что принцип меритократии в США уже реализован, и что личные достижения каждого американца зависят лишь от его способностей, трудолюбия, жизненных установок и нравственности. Критики обращают внимание на то, что в США по-прежнему важную роль играют наследство, социальные и культурные преимущества, объективные возможности на рынке труда .
В послевоенной Великобритании бум профессий, для которых требуется сдача экзаменов (юристы, врачи), помог множеству людей по происхождению из рабочих перейти в средний класс. Однако для карьеры в других видах профессиональной деятельности (например, в связях с общественностью или рекламе) ключевую роль играют личные знакомства.
Стоит отметить, что в международной практике меритократия рассматривается как признание заслуг, когда труд человека, государственного служащего оценивается по достоинству и открывает для него возможности для профессионального, карьерного и социального роста. При меритократии на государственную службу приходят наиболее достойные, нравственные, компетентные, талантливые и трудолюбивые люди. Это равенство возможностей для граждан является основой социальных лифтов в стране.
Международные эксперты отмечают, что меритократия в самых развитых странах стала нормой корпоративной культуры и фактором организационной эффективности государственного аппарата.
Казахстанские научные источники не дают конкретного понятийного определения меритократии, четкого обозначения показателей, которые должны учитываться при отборе и продвижении государственного служащего по данному принципу. Не каждый рядовой казахстанский государственный служащий сегодня имеет правильное и полное представление образа меритократа, или принципа меритократии. В то время как основы меритократии на государственной службе уже заложены в следующих:
1) Законе РК «О государственной службе», который определяет государственную службу в первую очередь как профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов[1];
2) согласно Указу Президента Республики Казахстан «О мерах по модернизации государственного управления РК» от 13 января 2007 года эффективная система государственного управления должна основываться (помимо прочего) на создании условий для привлечения на государственную службу наиболее талантливых кадров[2];
3) в Концепции новой модели государственной службы Республики Казахстан, утвержденной Указом Президента 21 июля 2011 года, видение развития системы государственной службы основывается на ее профессионализации, которая в свою очередь зиждется на принципах меритократии, эффективности, результативности, транспарентности и подотчетности обществу[3].
Таким образом, государственная служба приобретает принципиально другое качество. Мы находимся перед фактом становления меритократии в стране, которая предполагает создание начальных условий для объективно одаренных и трудолюбивых людей, чтобы они в будущем имели шанс занять высокое общественное положение в условиях свободной конкуренции.
Среди основных элементов меритократии можно выделить следующие принципы: поступление на государственную службу осуществляется на основании конкурса; оценка претендентов осуществляется по критериям их личных способностей, знаний и умений; одинаковое отношение ко всем государственным служащим в целях их не дискриминации; равная оплата труда за выполнение равнозначной работы (оплата в зависимости от результатов работы); поощрение государственных служащих, достигающих эффективных результатов в своей деятельности, коррекция деятельности тех, чьи результаты не в полной мере удовлетворительны увольнение служащих, результаты, деятельности которых не удовлетворительны.
Безусловно, обеспечение и соблюдение этих принципов со стороны государства, а также действительно эффективная работа государственных служащих, будет способствовать укреплению института государственной службы, как в части качественного состава административного аппарата, так и в части поднятия престижа государственной службы.
Сегодня в области государственного управления ведется целенаправленная политика по поддержанию тех мер, которые озвучил глава государства, а именно отбор на государственную службу по принципу меритократии. Теперь впервые поступающие на госслужбу специалисты будут начинать с низовых должностей, а для дальнейшего продвижения по службе потребуется компетентность и стаж работы.
Надо отметить, что отбор впервые поступающих на государственную службу будет осуществляться централизованно, за счет усиления роли Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции. При этом отбор кандидатов на низовые должности и дальнейшее продвижение по карьере будут осуществляться на основе компетентного подхода, состоящего из трех этапов. Кандидаты вначале будут проходить тестирование на знание законодательства, затем -конкурс в Агентстве и собеседование непосредственно в государственном органе, где кандидат собирается работать [4].
При поступлении на госслужбу планируется увеличить испытательный срок с трех месяцев до шести. Будет также введен рубежный контроль соответствия специалиста через три, шесть месяцев. В случае, если претендент покажет неудовлетворительный результат в эти сроки, то будет уволен по согласованию с Агентством, либо ему продлят испытательный срок еще на три месяца.
Новшеством государственной службы станет внедрение двухэтапного закрытого конкурсного отбора при карьерном продвижении. Теперь конкурсный отбор будет проводиться среди служащих данной организации для заполнения имеющихся вакансий. В случае же отсутствия подходящих по квалификационным требованиям кандидатов конкурс будет проводиться среди госслужащих всех государственных органов. Существующий механизм перевода из одного государственного органа в другой будет упразднен. Исключение предусматривается только для секретариата политического служащего, куда входят помощники, советники и пресс-секретари.
Профессионализация государственного аппарата предполагает постоянное развитие компетенции госслужащих, для чего предусматривается прохождение обязательных курсов повышения квалификации не реже одного раза в три года.
Особое внимание отводится новой системе оплаты и мотивации труда. В частности, со временем предполагается перейти на факторно-балльную систему, которая предусматривает прямую зависимость заработной платы от достигнутых результатов работника, от должности.
Кроме того, планируется ввести в оплату труда корректирующие коэффициенты по регионам, чтобы обеспечить адекватную уровню жизни на данной территории зарплату госслужащих. При этом в расчет будут приниматься потребительская корзина, стоимость аренды жилья, природно-климатические, экологические и другие условия.
Предусмотрена бонусная система мотивации труда госслужащих отдельных категорий, где индивидуальные результаты будут учитываться во взаимосвязи с итогами работы государственного органа. В рамках этой системы рассматривается возможность наделения руководителя государственного органа правом в пределах лимита штатной численности самостоятельно принимать решение о ее оптимизации и использовании экономии по фонду оплаты труда и другим административным расходам на выплату бонусов.
Формирование профессионального госаппарата невозможно будет считать успешным без дальнейшего усовершенствования системы этических норм для государственной службы, в связи с чем предполагается принятие Этического кодекса. В нем будет отражен широкий спектр вопросов по поведению госслужащих, в том числе по минимизации коррупционных рисков.
Мониторинг действия Этического кодекса, соблюдения его положений в каждом государственном органе будет обеспечиваться специальным должностным лицом – уполномоченным по этике. Подводя итог, нам хотелось бы отметить, что одна из главных проблем меритократии — отсутствие универсального способа определения «способностей» тех или иных претендентов. Тем не менее, главное, принцип меритократии способствует и решению такой задачи как искоренение коррупции, когда при равных возможностях и справедливой оценке претендентов, на государственную службу проходят действительно умные, грамотные, квалифицированные люди, чьи деловые качества являются основным "козырем" при поступлении на государственную службу. Меритократия – это требование времени, и этот принцип будет основным, при поступлении на работу в государственные органы. Внедрение данного принципа означает обеспечение уверенности государственных служащих в объективной оценке их труда и заслуг на государственной службе, а также обеспечение доверия населения к государственному аппарату.
Литература:
- О государственной службе: Закон Республики Казахстан № 453 от 23 июля 1999 г. // Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы. Официальный Интернет-ресурс –http://kyzmet.gov.kz/kzm/index.html
- О мерах по модернизации государственного управления Республики Казахстан: Указ Президента Республики Казахстан от 13 января 2007 года // Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы. Официальный Интернет-ресурс –http://kyzmet.gov.kz/kzm/index.html
- Концепция новой модели государственной службы Республики Казахстан, утвержденная Указом Президента 21 июля 2011 года, №119 // Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы. Официальный Интернет-ресурс –http://kyzmet.gov.kz/kzm/index.html
- Абдимомынова А.Ш., Сулейменов Б.Ж. Анализ кадрового состава государственной службы Республики Казахстан//Молодой ученый, №5 (109), март-1 2016г. с.419-422.