Национальная библиотека Вьетнама | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №8 (142) февраль 2017 г.

Дата публикации: 27.02.2017

Статья просмотрена: 302 раза

Библиографическое описание:

Хюинь, Нгуен Тхать Тхао. Национальная библиотека Вьетнама / Нгуен Тхать Тхао Хюинь. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 8 (142). — С. 413-417. — URL: https://moluch.ru/archive/142/39986/ (дата обращения: 16.11.2024).



Актуальность статьи заключается в рассмотрении национальной библиотеки Вьетнама (НБВ). Научно-исследовательская деятельность НБВ посвящена, в основном, изучению специфики формирования и использования библиотечных фондов, созданию рационального фонда для каждого типа и вида библиотек, изучению читательских потребностей и запросов, методики руководства чтением применительно к разным группам читателей, к типам литературы и видам изданий и т. д. Научно-методический отдел НБВ недостаточно осуществляет изучение библиотечной практики в целях выявления передового опыта и информации о нем, пропаганды и помощи библиотекам в освоении новшеств. Работа по распространению новшеств является наиболее слабым звеном в методической работе НБВ.

Ключевые слова: Вьетнам, библиотека, книговедение, учебное издание, типология, культура, история книгоиздания во Вьетнаме

The relevance of the article is to review the National Library of Vietnam (CBF). Research activities of the National Library Vetnamaposvyaschena mainly focus in study of the specifics formation and use of library funds, creation of sustainable fund for each of the libraries type. The study of reader needs and requirements, methods of guided reading in relation to different groups of readers to the literatures and publications etc. Scientific-methodical department of the National Library of Vietnam doesn't have enough knowledge in library practice exercises in order to identify the best practices and information about it, not enough promote and assist in the development of innovations libraries. The weakness of the methodology in National Library of Vietnam is that they don't disseminate the innovation.

Key words: Vietnam, library, bibliology, culture, history of book publishing in Vietnam, typology

Национальная библиотека Вьетнама уделяет большое внимание научным исследованиям в области библиотековедения и библиографии. В отличие от Национальной библиотеки России в НБВ нет самостоятельного научно-исследовательского отдела. Эту функцию выполняет научно-методический отдел (НМО), что позволяет тесно связывать научные исследования с методическим руководством библиотеками. НМО — самостоятельное специализированное структурное подразделение НБВ, созданное специально для выполнения функций научно-методического руководства библиотеками системы МКИ. В его обязанности входит оказание методической помощи библиотекам других ведомств; проведение научно-исследовательской работы (НИР), включая теоретические и прикладные исследования в области библиотековедения, библиографии и книговедения; координация библиотековедческих исследований в стране и научно- методическая помощь по вопросам методологии, методики и организации библиотековедческих исследований.

НМО НБВ имеет фонд литературы по библиотековедению в количестве более 7 тыс. экземпляров. Эти книги поступили в отдел из различных стран, особенно много из бывшего Советского Союза. Профессиональные периодические издания составляют издания СССР, России, Франции, Англии и США. Отдел переводит некоторые наиболее значимые работы на вьетнамский язык (всего было переведено более 400 названий).

В области НИР отдел сосредоточивал свои усилия на разработке таких вопросов, как изучение читательских потребностей и запросов; специфика формирования и использования библиотечных фондов и справочно-информационных средств; содействие библиотек социально -экономическому и культурному развитию общества, ускорению научно-технического прогресса и интенсификации общественного производства; повышение эффективности и качества библиотечного обслуживания населения, изучение проблем информатизации библиотечного дела. Библиотека руководит осуществлением «Программы применения информационной технологии в массовых библиотеках», «Развитие и повышение уровня расширенной сети (WAN) в библиотечной отрасли». Характерная черта НМО НБВ — тесная взаимосвязь научных исследований с методическим руководством.

В России в крупных библиотеках как Российской Государственной библиотеке и Российской Национальной библиотеке функционируют самостоятельно научно-исследовательский отдел библиотековедения и научно-методический отдел. Например, в РГБ в 1999 г. были созданы Научно — исследовательский отдел библиотековедения (НИО библиотековедения), НИО библиографии, НИО книговедения.

НИО библиотековедения предназначен для осуществления Российской государственной библиотекой как национальной библиотекой России функции ведущей организации страны в области библиотековедения. Отдел состоит из 8 секторов:

  1. Сектор теоретико-методологических проблем. Основные задачи сектора:

− развитие методологических основ современного библиотековедения;

− разработка актуальной проблематики библиотековедения, программ и проектов теоретических библиотековедческих исследований, координация теоретико-методологических библиотековедческих исследований в Российской Федерации;

− подготовка фундаментальных трудов, а также учебных пособий для аспирантов по проблематике сектора;

− теоретико-методологическое обеспечение прикладных библиотековедческих исследований в РГБ.

  1. Сектор библиотечного права. Основные задачи сектора:

− исследование библиотечного права как совокупности официаль¬ных нормативных актов, исторических традиций, профессиональной этики и иных норм, формирующих отношения библиотеки с личностью, корпорациями, государством, обществом;

− анализ правовых отношений библиотек с пользователями и населением в целом, партнерами и иными субъектами культурной, образовательной, научной и информационной деятельности, с властями; формирование научно обоснованного реестра нормативных актов, подлежащих разработке, развитию, изменениям, принятию;

− теоретические и исторические исследования библиотечного права;

− изучение и интерпретация библиотечного права в зарубежных странах.

  1. Сектор управления, организации, экономики и стандартов библиотечного дела. Основные задачи сектора:

− развитие методов количественного и качественного анализа эффективности управления, организации, экономики библиотечного дела;

− подготовка систематических научных докладов о состоянии и динамике библиотечного дела в РФ, эффективности управления, организации и экономики;

− разработка моделей управления процессами кооперирования библиотек;

− разработка рекомендаций о совершенствовании финансового механизма библиотек и библиотечных систем разного уровня;

− разработка рекомендаций для руководящих кадров библиотек о современных методах управления, организации, экономической и финансовой деятельности;

− разработка предложений о модернизации стандартов в области библиотечного дела, участие в обновлении отечественных и международных стандартов, координация участия в этой деятельности РГБ других библиотек и иных организаций.

  1. Сектор истории библиотечного дела. Основные задачи сектора:

− изучение отечественных исторических традиций библиотечного дела, выявление их актуального потенциала;

− разработка программ и проектов конкретно-исторических, сравнительных, историко-философских исследований библиотечного дела в России и зарубежных странах;

− подготовка документальных сборников, библиографических трудов, монографий и сборников статей по истории библиотечного дела;

− координация историко-библиотековедческих исследований в

− РФ;

− исследование истории РГБ.

  1. Сектор социологии чтения и библиотечного дела. Основные задачи сектора:

− разработка актуальных теоретических и методологических проблем социологии чтения и библиотечного дела, инструментария социологических исследований эффективности деятельности библиотек;

− сбор материалов и обобщение результатов социологических исследований информационных потребностей, чтения и библиотечного дела, осуществляемых местными, региональными, федеральными библиотеками и иными организациями;

− создание базы данных «Читающая Россия»;

− разработка программ всероссийских социологических исследований информационных потребностей и чтения различных социальных групп населения России; организация всероссийских социологических исследований.

  1. Сектор библиотечных фондов. Основные задачи сектора:

− мониторинг состава фондов РГБ, их структуры, состояния, использования и пополнения;

− разработка научных принципов и моделей формирования распределённых библиотечных фондов;

− разработка научных рекомендаций для региональных библиотек и централизованных библиотечных систем о распределенном формировании фондов в условиях финансового дефицита и новых информационных технологий;

− типологические исследования современных и перспективных информационных ресурсов библиотек.

  1. Сектор национальных библиотек. Основные задачи сектора:

− научное обобщение опыта становления и развития национальных библиотек в РФ;

− разработка методологических принципов и методических основ стратегического планирования в национальных библиотеках РФ;

− разработка моделей взаимодействия национальных библиотек субъектов Федерации с РГБ как национальной библиотекой России.

  1. Сектор библиотечной энциклопедии и справочных изданий. Основные задачи сектора:

− анализ типов и репертуара отечественных, зарубежных, международных библиотековедческих и библиографических справочных изданий и разработка программ и проектов подготовки справочных изданий;

− создание и развитие автоматизированной справочно-информационной базы «Библиотечное дело в стране и мире»;

− подготовка к изданию «Библиотечной энциклопедии»

− подготовка к изданию актуальных справочников.

НИО библиографии предназначен для осуществления Российской государственной библиотекой как национальной библиотекой.

России функции ведущей организации страны в области библиографии. Отдел состоит из 4 секторов:

  1. Сектор библиографоведения;
  2. Сектор национальной библиографии;
  3. Сектор научно-вспомогательной библиографии;
  4. Сектор рекомендательной библиографии.

НИО книговедения предназначен для осуществления Российской государственной библиотекой как национальной библиотекой России функции ведущей организации страны в области книговедения. Отдел состоит из 3 секторов:

1.Сектор памятников «русской книжности»;

2.Сектор публикаторской и выставочной деятельности;

3.Сектор научно-методического обеспечения программы «Память России».

В библиотеках, где созданы самостоятельные научно-исследовательские и научно-методические подразделения, возникли сложности с определением и распределением тематики исследовательских работ, проводимых этими подразделениями; с разделением функций в области научно-исследовательской и научно-методической работы, так как эти функции взаимосвязаны и перекрещиваются [1, с. 20]. Однако в большинстве центральных библиотек России существуют самостоятельные научно-исследовательские и научно-методические подразделения.

Что же касается национальных республиканских и областных библиотек РФ то в них сектор научных исследований включен в состав НМО, что представляется для условий Вьетнама, где НИР ещё не достаточно развита, наиболее приемлемым. Такое решение принято в связи с тем, что, как показала практика, объединение в НМО выполнения одновременно и исследовательских и методических функций усилило престиж и научный потенциал методической работы и облегчало внедрение результатов научных исследований.

Научно-методический совет является совещательным органом при заведующем отделом. В состав совета входят заведующий отделом, ведущие научные сотрудники, имеющие наибольший опыт исследовательской и методической деятельности, руководители групп, непосредственно участвующих в теоретических и прикладных исследованиях в области библиотековедения и библиографии. Основные задачи совета:

− содействие повышению эффективности и качества научно- исследовательской, научно-методической и научно-организационной работы;

− совершенствование методики и организации библиотековедческих исследований;

− содействие повышению квалификации научных кадров отдела.

Совет обсуждает документы, определяющие содержание и порядок работы НМО: планы научно-методической работы, сводные планы исследовательской деятельности в области библиотековедения и библиографии, программы научно-практических совещаний, семинаров, конференций; планы повышения квалификации сотрудников отдела и инструктивно-методические документы по научной организации труда. Методический совет анализирует результаты работы отдела, текущие и годовые отчеты о научной деятельности коллектива в целом, проблемных подразделений и отдельных сотрудников, ход выполнения планов научно-исследовательской и научно-методической работы.

НМО НБВ выполняет функции ведущего научно-исследовательского учреждения по проблемам библиотековедения и библиографоведения, методического и координационного центра для библиотек Вьетнама. Исследования проводятся отделом на началах координации и кооперации с научно-исследовательскими коллективами ЦНТБ, а также других крупных библиотек и организаций, занимающихся библиотековедческими исследованиями (например, исследования по совершенствованию библиотечной технологии, разработка проблем подготовки библиотекарей, проблем обслуживания читателей и др.).

Одним из направлений библиотековедческих исследований отдела является изучение теории и новшеств в библиотечном деле зарубежных стран и использование их во вьетнамском библиотечном строительстве, в первую очередь российского опыта. НБВ активно участвовала в совместных исследованиях стран бывшего СЭВа «Особенности национальных библиотек социалистических стран», «Изучение читательских потребностей и запросов в массовых библиотеках», «Терминологический словарь по библиотековедению» [3, с. 2].

Другие отделы 11БВ также участвуют в НИР. Отдел классификации и каталогизации изучает проблемы описания, классификации и каталогизации документов: внедрения международного стандарта произведений печати ИСБД [2, с. 3], стандартизации классификационных индексов [6], унификации заголовка описания произведений печати вьетнамских авторов, проблем централизованной каталогизации и др.

Отдел работы с читателями изучает проблемы читательских интересов, чтения и руководства им, формирования и использования библиотечных фондов, организации и функционирования справочного фонда универсальной научной библиотеки и др. [4, с. 10].

Отдел газет и журналов изучает вопросы организации фонда периодических изданий и обслуживания ими читателей НБВ.

Отдел библиографии занимается созданием рекомендательных библиографических пособий в помощь общеобразовательному чтению широких кругов читателей, созданием текущих библиографических изданий, краеведческих библиографических пособий различного целевого и читательского назначения; осуществляет рецензирование библиографической продукции других библиотек; ведет теоретическую и методическую разработку вопросов организации справочно- библиографической и краеведческой работы вьетнамских библиотек [5, с. 12].

Однако, к сожалению, из-за трудностей материально-технической базы, в большинстве случаев методические материалы печатаются в небольшом количестве, они не получают распространения за пределами региона, особенно в низовые библиотеки, результаты исследований долгое время остаются неизданными. Существующие препятствия на пути публикации научных разработок тормозят внедрение результатов приведённых исследований в практику библиотечного дела.

Актуальная задача НИР НБВ заключается в последние годы в исследовании проблем организации, функционирования и развития единой системы библиотек. Необходимо выявить и охарактеризовать содержание и типы взаимодействия библиотек разных ведомств, определить соотношение различных видов библиотечных объединений в рамках единой системы, организационно-технологические и другие предпосылки их единства, механизм управления единой системой библиотек. Дальнейшее изучение применения информационной и телекоммуникационной технологии в информационно-библиотечной работе; выявление путей и форм содействия библиотек решению социально-политических и народно-хозяйственных задач, будет способствовать совершенствованию библиотечного дела в стране.

Литература:

  1. Проблемы научно-методической работы / Труды ГБЛ. – Т. 17. – М., 1981. С. 20.
  2. Международный стандарт произведений печати ИСБД // Библиотечно-библиографическая работа. – 1984. – № 1, – С. 3.
  3. Тридцать лет строительства и деятельности Национальной библиотеки Вьетнама (1955–1985 гг.) // Библиотечно-библиографическая работа. – 1986. № 1. – С. 2.
  4. Ха Тху Кук. Изучение запросов читателей в Национальной библиотеке Вьетнама // Библиотечно-библиографическая работа. – 1981. – № 1, – С. 10.
  5. Хо Туен. Справочно-библиографическая работа в областных библиотеках // Библиотечно-библиографическая работа. – 1986. – № 1. – С. 24.
  6. Чан Мань Туан. База стандартизации классификационных индексов // Библиотечно-библиографическая работа. – 1983. – № 3. – С. 12.
Основные термины (генерируются автоматически): библиотечного дела, Основные задачи сектора, library of vietnam, National Library of, библиотечного права, национальной библиотекой России, библиотековедческих исследований, области библиотековедения, Российской государственной библиотекой, истории библиотечного дела, библиотечных фондов, национальных библиотек, использования библиотечных фондов, России функции ведущей, осуществления Российской государственной, функции ведущей организации, ведущей организации страны, библиотекой России функции, Сектор библиотечного права, Сектор национальных библиотек.


Ключевые слова

культура, типология, Вьетнам, библиотека, книговедение, учебное издание, история книгоиздания во Вьетнаме

Похожие статьи

Музейная педагогика как средство формирования культурно-просветительской компетентности будущего учителя

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности. Рассматривается проблема формирования культурно-просветительской компетентности будущих учителей в с...

Электронные библиотеки: проблемы создания и перспективы развития

Рассмотрены основные аспекты создания электронных библиотек. Более подробно уделено внимание роли электронной библиотеки, ее целям, задачам, основным структурным компонентам. Раскрываются перспективы использования и развития ресурса в высших учебных ...

Обзор просветительской работы Карагандинской областной библиотеки в годы Великой Отечественной войны (1941–1945)

В статье рассматривается деятельность Карагандинской областной библиотеки в суровые годы Великой Отечественной войны (1941–1945). Показывается проводимая сотрудниками библиотеки работа по обслуживанию и повышению культурно-политического уровня знаний...

Проектная деятельность публичной библиотеки

В статье проанализировано понятие проектной деятельности, выявлена специфика проектной деятельности публичной библиотеки, проанализированы направления проектной деятельности в публичной библиотеке и ее роль для функционирования библиотек. На современ...

К вопросу о стилистических особенностях научного текста

В представленной статье исследуется уникальная природа научного текста как особой формы коммуникации. В статье обращается к структурным и стилевым особенностям научных текстов, подчеркивая их логическую строгость и четкость. Рассматривается влияние г...

Исследование путей развития знаний о традиционной культуре Китая у китайских студентов, обучающихся по специальности «иностранный язык»

Объектом исследования данной статьи являются обучающиеся китайских университетов по специальности «Иностранный язык». Практическая и теоретическая значимость данной работы заключается в анализе причин возникновения проблем, с которыми сталкиваются об...

Роль памятников истории и культуры в воспитании современной молодежи России

Нельзя пренебрегать влиянием культурно-исторических памятников на воспитание подрастающего поколения, формирование нравственных и духовных ценностей и ориентиров, чувства патриотизма. В настоящее время, когда происходит переписывание истории целых эп...

Проблема сохранения традиций якутского народа

В статье раскрывается проблема сохранения традиций и культурных ценностей якутского народа. В теоретической части работы рассмотрены основные концепции и подходы к изучению этнического самосознания у подрастающего поколения и анализу его основных фак...

Новые педагогические технологии оценки знаний

Данная статья посвящена новым педагогическим технологиям оценки знаний. В статье уделяется особое внимание изучению и анализу литературных источников, которые являются одной из важнейших частей учебного процесса. Национальной программой по подготовке...

Роль дидактической игры в преподавании русского языка

В данной статье даются сведения о роли дидактических игр в преподавании русского языка в начальных классах узбекской школы, их видах и структуре. Раскрываются наиболее важные вопросы содержания, методов, приёмов, инновационных форм обучения учащихся-...

Похожие статьи

Музейная педагогика как средство формирования культурно-просветительской компетентности будущего учителя

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности. Рассматривается проблема формирования культурно-просветительской компетентности будущих учителей в с...

Электронные библиотеки: проблемы создания и перспективы развития

Рассмотрены основные аспекты создания электронных библиотек. Более подробно уделено внимание роли электронной библиотеки, ее целям, задачам, основным структурным компонентам. Раскрываются перспективы использования и развития ресурса в высших учебных ...

Обзор просветительской работы Карагандинской областной библиотеки в годы Великой Отечественной войны (1941–1945)

В статье рассматривается деятельность Карагандинской областной библиотеки в суровые годы Великой Отечественной войны (1941–1945). Показывается проводимая сотрудниками библиотеки работа по обслуживанию и повышению культурно-политического уровня знаний...

Проектная деятельность публичной библиотеки

В статье проанализировано понятие проектной деятельности, выявлена специфика проектной деятельности публичной библиотеки, проанализированы направления проектной деятельности в публичной библиотеке и ее роль для функционирования библиотек. На современ...

К вопросу о стилистических особенностях научного текста

В представленной статье исследуется уникальная природа научного текста как особой формы коммуникации. В статье обращается к структурным и стилевым особенностям научных текстов, подчеркивая их логическую строгость и четкость. Рассматривается влияние г...

Исследование путей развития знаний о традиционной культуре Китая у китайских студентов, обучающихся по специальности «иностранный язык»

Объектом исследования данной статьи являются обучающиеся китайских университетов по специальности «Иностранный язык». Практическая и теоретическая значимость данной работы заключается в анализе причин возникновения проблем, с которыми сталкиваются об...

Роль памятников истории и культуры в воспитании современной молодежи России

Нельзя пренебрегать влиянием культурно-исторических памятников на воспитание подрастающего поколения, формирование нравственных и духовных ценностей и ориентиров, чувства патриотизма. В настоящее время, когда происходит переписывание истории целых эп...

Проблема сохранения традиций якутского народа

В статье раскрывается проблема сохранения традиций и культурных ценностей якутского народа. В теоретической части работы рассмотрены основные концепции и подходы к изучению этнического самосознания у подрастающего поколения и анализу его основных фак...

Новые педагогические технологии оценки знаний

Данная статья посвящена новым педагогическим технологиям оценки знаний. В статье уделяется особое внимание изучению и анализу литературных источников, которые являются одной из важнейших частей учебного процесса. Национальной программой по подготовке...

Роль дидактической игры в преподавании русского языка

В данной статье даются сведения о роли дидактических игр в преподавании русского языка в начальных классах узбекской школы, их видах и структуре. Раскрываются наиболее важные вопросы содержания, методов, приёмов, инновационных форм обучения учащихся-...

Задать вопрос