В данной статье рассматривается развитие агропромышленного комплекса в Республике Казахстан, а также цели, особенности, этапы реализации отраслевой программы развития агропромышленного комплекса на 2013-2020. Целью данной статьи является рассмотрение результатов развития АПК в Республике Казахстан. Объектом исследования в статье является аграрный сектор РК. Практическая значимость исследования связана с выработкой новой Программы развития АПК РК.
Ключевые слова: аграрная экономика, агробизнес, сельхозпродукция, сельхозпроизводство, растениеводство, животноводство.
Агропромышленный комплекс (АПК) является важной составной частью экономики нашей страны, которая включает отрасли по производству сельскохозяйственной продукции и ее переработке и доведению до потребителя, а также обеспечивает сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность средствами производства. В структуре АПК выделяют три основные сферы, или группы отраслей и производств:
- Сельское хозяйство (земледелие и животноводство), лесное и рыбное хозяйство.
- Отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье, пищевая промышленность, отрасли легкой промышленности, хлопка и шерсти.
- Отрасли промышленности, выпускающие средства производства для сельского хозяйства и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию отраслей (сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение, выпускающее оборудование для пищевой и легкой промышленности, минеральные удобрения и др.). В эту сферу входят обслуживающие производства, обеспечивающие заготовку, хранение, транспортировку и реализацию продукции АПК.
В агропромышленном комплексе страны до сих пор имеется ряд недостатков — низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, мелкотоварность сельскохозяйственного производства, финансовая неустойчивость отрасли, недостаточный приток частных инвестиций на развитие отрасли, дефицит квалифицированных кадров и т. д. [1, с. 8].
Современный АПК находится в сложном финансово-экономическом состоянии: в отрасли действуют убыточные агропромышленные предприятия, себестоимость продукции по-прежнему остается высокой, не снижается кредиторская задолженность. Кроме того, крайне изношены основные производственные фонды, остро не хватает оборотных средств, отсутствуют необходимые методы технологического обновления производственных мощностей, недостаточно эффективны механизмы ведения хозяйственной деятельности предприятий АПК с применением современных технологий производства, управления и организации.
Одной из основных задач обеспечивающих блоков инновационной системы АПК является создание благоприятных условий для формирования фонда инноваций и освоения их в производстве при сглаживании существующих различий между получаемыми в производстве результатами и потенциалом научно-технических разработок. Имеются в виду как имеющийся в наличии и доступный потребителям количественный набор нововведений, так и их возможности улучшать производственные, экономические и другие показатели агропромышленной деятельности.
Казахстан – агроиндустриальная страна, в которой сельское хозяйство является сферой жизнедеятельности основной части населения. В сельской местности сегодня проживает сорок три процента населения, и от степени развития сельскохозяйственного производства во многом зависит жизненный уровень не только тех, кто работает здесь, но и тех, кто в той или иной мере связан с этой сферой. С уровнем развития сельхозпроизводства тесно связано благосостояние большинства казахстанцев.
За период независимости РК в АПК страны достигнуты значительные результаты: наблюдается постоянный рост производства на базе рыночных отношений, увеличиваются продуктивность и производительность труда, производятся обновление основных фондов и восстановление инфраструктуры отрасли, достигнута самообеспеченность по основным продуктам питания, произошел значительный рост экспорта зерновых, масличных культур, продукции рыболовства.
В настоящее время формируются новые тенденции мировой аграрной экономики и демографии, реальное развитие получили интеграционные процессы в регионе, происходят глобальные климатические изменения. Казахстан вошел в Таможенный союз (далее — ТС), во Всемирную торговую организацию (далее — ВТО).
Однако низкий уровень производительности труда в отрасли, несовершенство используемых технологий, мелкотоварность производства не позволяют вести сельхозпроизводство на интенсивной основе, обеспечивать наиболее полное использование материальных, трудовых и других ресурсов, соблюдать экологические требования. Эти факторы снижают конкурентоспособность отечественного аграрного сектора, что в условиях ВТО и ТС может привести к доминированию импорта зарубежной продукции, вытеснению местных производителей с рынков сбыта.
Происходит рост населения страны с интенсивным приростом потребления продуктов питания и изменением структуры потребления в сторону более качественных продуктов.
До конца текущего года на базе программы «Агробизнес-2020» в Казахстане разработают программу развития агропромышленного комплекса. Ожидается получить в казну 830 млрд тенге дополнительных доходов. Это дает нам возможность уже в этом году перейти от антикризисного плана, который мы в свое время ввели к решению текущих проблем по выполнению задач стратегического развития. В связи главными являются три вопроса. Первый — АПК. По форсированному индустриально-инновационному развитию на базе программы «Агробизнес-2020» до конца текущего года необходимо подготовить государственную программу развития АПК [2].
Приоритетами этой программы будет увеличение объемов и диверсификация сельхозпроизводства с акцентом на наиболее востребованные рынки и виды продукции, а также экспорт переработанной сельхозпродукции. В документе должно быть прописано доступное кредитование для сельхозтоваропроизводителей, прежде всего, долгосрочное, чтобы «им было выгодно».
Второй-это создание сервисно-заготовительных кооперативов, инфраструктуры для первичной переработки, хранения, сбыта продукции. Третий-это введение в оборот орошаемых земель. В течение ближайших пяти лет ставится задача ввести в оборот как минимум более 600 тысяч га орошаемых земель. Министерство сельского хозяйства и акимы должны вести жесткий контроль за рациональным использованием сельхозземель. Нужно обеспечить эти земли необходимыми объемами воды за счет ремонта аварийных и строительства новых водохранилищ.
Главой государства поставлены новые задачи по АПК. Это и использование потенциала личных подсобных хозяйств, совершенствование системы субсидирования, рациональное использование сельхозземель, а также вопросы введения в оборот орошаемых земель и ветеринарной безопасности. Отдельным блоком обозначены вопросы переработки сельхозпродукции, загруженности перерабатывающих мощностей, развития оптово-распределительных центров и систем хранения продукции.
В изменившихся условиях внешней и внутренней среды, в связи со вступлением Казахстана в ТС и предстоящим вступлением в ВТО, необходимостью применения новых инструментов государственного регулирования и модернизации отрасли разработана новая Программа развития АПК РК. Развитие АПК предполагает проведение аналитических исследований и выработку рекомендаций с привлечением иностранных специалистов, изучение и внедрение передового зарубежного опыта, а также активизацию процесса привлечения зарубежных инвестиций и поиск новых зарубежных рынков сбыта продукции АПК [3, с. 10].
В этой связи особую актуальность приобретает сотрудничество с международными организациями. В настоящее время Казахстан активно сотрудничает с такими организациями как ОЭСР, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (далее — ФАО), МЭБ, Организация Исламского Сотрудничества (далее — ОИС).
В рамках сотрудничества с ОЭСР Казахстан получает консультации по вопросам диверсификации и наращивания прямых иностранных инвестиций, а также повышению конкурентоспособности различных отраслей экономики Казахстана, в том числе агропромышленной отрасли.
Правительство Казахстана планирует в декабре принять отраслевую программу развития агропромышленного комплекса на 2013-2020 гг., направленную на создание условий для повышения конкурентоспособности субъектов АПК.
Программа направлена на создание условий для повышения конкурентоспособности субъектов АПК и дальнейшего их развития. Программа широко обсуждалась в регионах республики, с руководителями агроформирований, депутатским корпусом, отраслевыми и бизнес-ассоциациями, экспертами.
Реализация программы будет осуществляться по четырем направлениям: финансовое оздоровление, повышение доступности товаров, работ и услуг для субъектов АПК, развитие государственных систем обеспечения субъектов АПК, а также повышение эффективности систем государственного регулирования АПК.
В рамках программы разработаны механизмы, позволяющие государству облегчить кредитную нагрузку и избежать банкротства сельхозтоваропроизводителей (СХТП). В частности, финансовое оздоровление будет осуществляться через финансирование СХТП для погашения имеющихся задолженностей.
Программа впервые предусматривает такие формы поддержки субъектов АПК, как инвестиционные субсидии, страхование и гарантирование займов субъектов АПК перед финансовыми институтами, фондирование банков второго уровня. В рамках Программы также будет субсидироваться производство продукции растениеводства, животноводства и переработки сельскохозяйственного сырья.
Государство осуществляет финансирование сельскохозяйственного производства за счет республиканского и местного бюджетов. Средства республиканского бюджета, направляемые на поддержку и развитие АПК, предусматриваются в республиканском бюджете отдельным разделом и включают:
1. Поддержку инвестиционной деятельности, включая приобретение новой техники и оборудования, племенных животных, в соответствии с государственными программами развития АПК;
2. Предупреждение и ликвидацию карантинных и особо опасных инфекционных заболеваний животных, а также проведение научных исследований и мероприятий по охране окружающей среды;
3. Кредитование и страхование в сфере АПК;
4. Дотации на поддержку племенного животноводства и т. д.
Для Казахстана первоочередной задачей в решении проблемы обеспечения продовольственной безопасности страны, становится повышение эффективности отечественного сельскохозяйственного производства, развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, совершенствование механизма государственного регулирования агропродовольственного рынка, а также реализация соответствующей интересам национальных производителей внешнеторговой политики.
Литература:
- Мусина Л. С. Новые механизмы финансирования развития агропромышленного комплекса в рамках Государственной агропродовольственной программы на 2013-2015 годы. // АгроИнформ-2-2015. — № 3 — с.8-10.
- Национальное Статистическое Агентство РК. Ежегодные отчеты. kazstat.kz/
- Агропромышленный комплекс Казахстана. 22 апреля 2010г. RESMI Инвестиционный финансовый дом, — 10 с.