В статье раскрывается решение проблемы совершенствования обучения учащихся основам первой помощи и психологической защите в условиях чрезвычайных ситуаций с помощью современных средств обучения кабинета основ безопасности жизнедеятельности.
Ключевые слова: обучение, первая помощь, средства обучения, чрезвычайная ситуация, программа
Сегодня одним из общепризнанных недостатков подготовки населения в сфере гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, которая включает изучение оказания первой помощи и психологической защиты, является слабая мотивация населения изучать эти вопросы. В тоже время современные уровни развития педагогической науки и психологии позволяют сделать вывод, что объектом формирования учебной мотивации являются все компоненты мотивационной сферы, такие как: мотивы, цели, эмоции и все стороны умения учиться.
Умение учиться представляет собой задачу, которая поставлена перед педагогами Федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения (далее — ФГОС) на современном этапе. Это стало причиной изменения содержания образовательных программ во всех образовательных организациях, изменений технологий их реализации, методологии, содержания и процедуры оценивания результатов освоения знаний учащимися, а также образовательной инфраструктуры и требований к ней. Одним из компонентов образовательной инфраструктуры является школьный учебный кабинет учебного предмета основы безопасности жизнедеятельности (далее — ОБЖ), который изучается учащимися, начиная с 5 класса в общеобразовательных организациях.
Сегодня кабинет по ОБЖ представляет собой единую, органически связанную систему научно-методических материалов и учебного оборудования, смонтированную в отдельном помещении, оформленную в соответствии с требованиями научной организации труда преподавателей и учащихся, что обеспечивает высокий уровень преподавания соответствующего учебного предмета [3]. При этом учебное оборудование составляет в своем абсолютном большинстве представляет собой средства обучения. Некоторые ученые даже считают, что средства обучения и учебное оборудование эквиваленты [5].
В соответствие с ФГОС кабинет ОБЖ должен быть центром всех форм учебной работы по данному предмету в школе. В связи с этим важно его планирование, оснащение средствами обучения и оформление. В нем должны быть сосредоточены все средства обучения, при чем, в необходимом количестве для организации учебного процесса по данному предмету.
При этом существует много подходов к трактовке понятия «средства обучения». Так, например, Л. П. Якушкина считает, что средства обучения — это объекты и предметы, созданные человеком и естественной средой природы, применяемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития [9].
На современном уровне развития педагогики сложилось единое мнение, в части того, что средства обучения являются неотъемлемым компонентом системы обучения (рисунок 1).
Рис. 1. Средства обучения в системе компонентов обучения
Основные функции средств обучения заключаются в обеспечении: наглядности обучения; информативности; интегративности; адаптивности; компенсаторности; инструментальности. Сегодня современные средства обучения, которыми укомплектован кабинет ОБЖ позволяют им справиться с вышеперечисленными функциями, как никогда ранее. Практический опыт учителей ОБЖ свидетельствует, что на всех уроках наиболее эффективно использование средств обучения при:
− мотивации введения нового понятия;
− подаче нового материала, в том числе при демонстрации и моделировании ситуации;
− отработке определенных навыков и умений;
− организации контроля знаний;
− исследовательской деятельности учащихся.
Сегодня на вышеперечисленных этапах уроков ОБЖ многие учителя отдают предпочтение использованию мультимедийным средствам обучения, в числе, которых:
− аппаратное обеспечение (интерактивные доски, интерактивные классы и т. д.);
− программное обеспечение (специализированные программы для создания и воспроизведения контента); информационный ресурс (электронные учебники, справочно-правовые и справочно-информационные системы и т. д.);
− технологию использования мультимедиа в учебных целях (тестирование, самостоятельная работа и т. д.) [7].
По мнению А. А. Есиповой и И. А. Степановой, «использование мультимедийных средств позволяет сделать процесс обучения более интересным, современным и разнообразным за счет использования комплекса аппаратных и программных средств, позволяющих человеку общаться с компьютером, используя самые разные, естественные для себя среды: тексты, видео, звук, графику и анимацию» [2].
Так, например, в настоящее время создана целая учебная фильмотека видеоуроков «Первой помощи» [4], которые могут быть спроектированы на интерактивную доску из компьютера. При этом видеоуроки обладают целым рядом преимуществ, в числе которых то, что они:
− являются наиболее быстрым и легким способом обучения. Еще одним преимуществом трансляции с помощью интерактивной доски дает возможность остановить, вернуть на несколько кадров назад и снова включить, чтобы учащийся (учащиеся) мог просто повторить увиденное, скажем, на своем однокласснике. При таком подходе учащиеся получают все необходимые пояснения, работают зрительная и слуховая памяти, что помогает ничего не упустить из виду.
Если же видеоурок об оказании первой помощи или психологической защите в условиях чрезвычайных ситуаций записан и показан в формате видеолекции, то учащиеся получают как вербальную, так и невербальную информации, а также все необходимые наглядные материалы;
− как правило, четко систематизированы и любой момент недостаточно изученную учащимися информацию учитель (или ученик самостоятельно) может легко найти для повторения в кабинетной видеотеке или в системе Интернет. При чем это можно сделать даже быстрее и проще, чем в обычном учебнике;
− содержат четкие пошаговые указания к действиям, что является их отличительной чертой;
содержат готовые алгоритмы к действию, посредством объяснения теории на простых и наглядных примерах. В тоже время практическая реализация простых примеров помогает освоить пошаговое создание более сложных примеров.
После такого изучения алгоритмов действий целесообразно отрабатывать навыки оказания первой помощи на иных средствах обучения, которыми должен быть оснащен кабинет ОБЖ в соответствие с требованиями ФГОС, в их числе могут быть как традиционные средства обучения, так и современные. В арсенале современных средств обучения кабинетов ОБЖ в образовательных организациях сегодня такие средства, как: цифровые плакаты и фолии; электронные тренажёры; цифровые лаборатории; электрифицированные и интерактивные стенды.
Например:
− тренажёр-имитатор Манекен МАКСИМ III-01, выполненный в виде модели тела человека с электронным пультом управления, подходит для парных и групповых практикумов для отработки навыком оказания первой помощи;
− цифровые плакаты вошли в электронный сборник по разделам учебного курса: «Безопасное поведение учащихся», «Чрезвычайные ситуации», и т. д. Они представляют собой информацию на компакт-дисках, которая применяется на интерактивной доске;
− электрифицированные стенды «Этапы оказания первой помощи», представляют собой щит со световыми индикаторами, служащий для обучения и контроля;
− интерактивные стенды «Оказание первой помощи», представляют собой цифровой дисплей и опцию «Виртуальный учитель», с помощью которых можно отрабатывать навыки оказания первой помощи, а также тестировать уровень знаний по этой теме [8].
Кроме того, сегодня проверять уровень знаний учащихся по вопросам оказания первой помощи и психологической защите можно при помощи тестирования учащихся по готовым тестам из системы Интернет, или по самостоятельно составленным учителем [6].
При этом, организуя на уроках ОБЖ учебный процесс изучения вопросов первой помощи и психологической защите в условиях чрезвычайных ситуаций, следует учитывать, что многие из вышеперечисленных средств обучения относятся к техническим средствам обучения. В тоже время частями 2.9.11.-2.9.12 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178–02) [1] регламентируется требования в части возможного непрерывного их применения на уроках, что отражено в таблице 1.
Таблица 1
Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения
Классы |
Длительность просмотра (мин.) |
||
диафильмов, диапозитивов |
кинофильмов |
телепередач |
|
5–7 |
20–25 |
20–25 |
20–25 |
8–11 |
- |
25–30 |
25–30 |
Выше указанным нормативным правовым актом также установлено, что в течение учебной недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать в общей сложности для учащихся I -2 классов 3–4 урока, а для учащихся 3–7 классов не более 4–6 уроков.
Таким образом, правильное применение современных средств обучения оказанию первой помощи и психологической защите положительно влияет на все компоненты учебной мотивации: мотивы, цели, эмоции и все стороны умения учиться. У учащихся появляется устойчивый интерес к предмету и процессу учения, что способствует активизации мотивационной сферы учащихся и успешному овладению ими умением учиться в творческом режиме.
Литература:
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11. 2002 г. № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178–02 [Электронный ресурс] / — Режим доступа: http://www.stroyoffis.ru/sanpin_sanitar/sanpin_2_4_2_1178_02/sanpin_2_4_2_1178_02.php(дата обращения: 11.02.2017).
- Есипова А. А., Степанова И. А. Использование мультимедийных средств обучения в практике преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» // Молодой ученый. — 2016. — № 6.1. — С. 48–51.
- Новик И. А. / И. А. Новик, Н. В. Бровка. Практикум по методике обучения математике: учеб. пособие. – М.: Дрофа, 2008. С. 187–190.
- Первая помощь. Персональный сайт Иванова А. М. [Электронный ресурс] / — Режим доступа: http://иванов-ам.рф/perv_pom/perv_pom.html(дата обращения: 11.02.2017).
- Петров О., Долганов О. и Шарохин Педагогика ЛЕКЦИЯ № 58. Понятие о средствах обучения [Электронный ресурс] / — Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/konspekt/58.php (дата обращения: 11.02.2017).
- Сердюкова О. Тесты по теме «Оказание первой медицинской помощи» [Электронный ресурс] / — Режим доступа: http://pandia.ru/text/78/109/79957.php(дата обращения: 11.02.2017).
- Сиротенко Э. А. Использование интерактивной доски в процессе преподавания аудиторских дисциплин // Компетентностный подход в высшем экономическом образовании: материалы межвузовской методической конференции (Москва, декабрь 2009 г.) — М.: Альфа-М, 2010, 100–108(дата обращения: 11.02.2017).
- Требования к оснащению кабинета ОБЖ в школе [Электронный ресурс] / — Режим доступа: http://солнечный-мир.рф/useful-knowledge/trebovaniya-k-osnashcheniyu-kabineta-obzh-v-shkole.php(дата обращения: 11.02.2017).
- Якушкина Л. П. Технология организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов в вузе: диссертация соискание ученой кандидата педагогических наук, Орел, 2007 [Электронный ресурс] / — Режим доступа: http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru %3Bsearch %2F %3Bweb %3B %(дата обращения: 11.02.2017). [Электронный ресурс] / — Режим доступа:http://docs.cntd.ru/document/499055726(дата обращения: 11.02.2017).