Человеческий капитал как основной фактор инновационного развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №8 (142) февраль 2017 г.

Дата публикации: 26.02.2017

Статья просмотрена: 808 раз

Библиографическое описание:

Колосова, М. В. Человеческий капитал как основной фактор инновационного развития / М. В. Колосова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 8 (142). — С. 163-165. — URL: https://moluch.ru/archive/142/39997/ (дата обращения: 16.11.2024).



Научный прогресс и создание информационного общества на передний план в качестве составляющих сложного интенсивного фактора развития — человеческого капитала — выдвинули знания, образование, здоровье, качество жизни населения и самих ведущих специалистов, определяющих творческое начало и инновационность национальных экономик. Автором выполнены теоретические исследования имеющихся знаний о человеческом капитале и даны доводы его влияния на инновационное развитие общества.

Ключевые слова: человеческий капитал, инновации, инвестиции в человеческий капитал

Структурные и институциональные ограничения, с которыми сталкивается российская экономика в настоящее время, требуют инновационных подходов для их преодоления [9]. Одним из таких подходов, без которого сложно представить развитую экономику, является интенсивное формирование человеческого капитала.

Родоначальники теории человеческого капитала Г. Беккер и Т. Шульц доказали производительную природу инвестиций в человека, обеспечивающую значительный и длительный эффект [1]. Так, Т. Шульц отождествлял формирование человеческого капитала с инвестициями в систему образования, которые реализуются в производственно необходимый запас знаний и способностей работника, гарантируя рост удовлетворенности содержанием или оплатой труда. В микроэкономической перспективе формирование человеческого капитала связывалось с инвестициями в человека через затраты на образование и подготовку рабочей силы внутри организации, расходов на охрану здоровья, профессиональную и географическую мобильность.

В рамках модели, предложенной Г. Беккером и его последователями, факты социально-экономического расслоения представляются следствием оборота человеческого капитала [2]. Высокий уровень отдачи от образования предполагает высокий рост доходов, в то время как бедность выступает результатом дефицита человеческого капитала. Следовательно, исследования производства человеческого капитала в одном случае фокусируются на процессе реализации инвестиций в обучение человека, способствующих формированию знаний, навыков, качеств и черт. В другом случае производство человеческого капитала рассматривается через призму институтов и процессов обучения работника, получение им квалификации, а зависимость этого процесса от инвестиций не ставится в центр дискуссии [3].

Под инвестициями в человеческий капитал понимаются вложения в формирование качественных характеристик человеческого капитала. К. Р. Макконнелл и С.Л. Брю считают, что инвестиции в человеческий капитал — это «любое действие, которое повышает квалификацию и способности и тем самым производительность труда рабочих. Затраты, которые способствуют повышению чьей-либо производительности, можно рассматривать как инвестиции, ибо текущие расходы или издержки осуществляются с тем расчетом, что эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем» [4].

Одним из способов мотивации к воспроизводству человеческого капитала и реализации скрытых возможностей работников является развитие базового образования, организация непрерывного обучения, широкой сети профессиональной переподготовки и т.д., что, в свою очередь, поддерживает заинтересованность и участие организации в развитии у сотрудников профессиональных качеств, создании тем самым соответственного интереса и имиджа организации.

Капитал образования представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в общественном производстве между его субъектами по поводу формирования, развития и потребления интеллектуальных способностей человека. Интеллектуальные способности — это знания, имеющие потенциальную ценность, т. е. идеи и люди, которые их создают. В странах с развитой рыночной экономикой капитал образования находится в прямой зависимости от вознаграждения. Следовательно, важнейшей формой проявления капитала образования являются инвестиции в человека, преобразующие его интеллектуальные способности.

Самовозрастание способностей человека, его знаний, умений и навыков позволяет его владельцу получать дополнительный доход, реализуя тем самым свой капитал образования. От того, насколько эффективно протекает процесс воспроизводства человеческого капитала, зависит реализация его социально-экономического эффекта, выражающаяся в росте производительности труда и доходов работников, что, в свою очередь, оказывает влияние на эффективность деятельности организации в целом.

В современных условиях для работодателя человеческий капитал приобретает противоречивую структуру. С одной стороны, представляет собой определенные затраты, с другой — для развития творческого и инновационного потенциала работников необходим высокий уровень знаний, умений, навыков, профессионализма и т.д. Формирующаяся на рынке цена труда представляет собой экономическую оценку человеческих ресурсов. От уровня этой оценки зависят доходы работников и издержки работодателей. Экономическая оценка, в свою очередь, зависит от экономического эффекта использования высококвалифицированных человеческих ресурсов, определяемого уровнем их использования. В рамках теории человеческого капитала инвестиции в развитие человеческих ресурсов определяются как стоимость (ценность) будущего потока доходов в результате производительного использования человеческих ресурсов.

Сопоставление затрат в настоящее время и ценности будущего потока доходов за вычетом затрат на образование, профессиональную подготовку и т. д. позволит определить в качестве критерия эффективности инвестиций в человеческий капитал норму отдачи (доходности) инвестиций. Норма отдачи дает возможность принять решение по поводу инвестирования в человеческий капитал работников.

Но самым главным инвестором выступает сам человек. Принимая решение о целесообразности инвестиций в образование, саморазвитие, приобретение новых знаний и т. д., человек сравнивает дисконтированные потоки всех вложений и ожидаемый уровень доходов от рационального использования своего человеческого капитала. При этом чем ниже ставка дисконта, тем больше средств будет затрачено с целью получения в будущем существенных доходов [5].

Важной составляющей человеческого капитала является капитал культуры, который представляет собой инвестиции в человека, осуществляемые с целью формирования свойств высокоинтеллектуальной личности. Чем более сложной является деятельность, выше уровень интеллектуальности и творчества, тем более высокие требования предъявляются к уровню личности, культуре человека.

По мнению П. В. Наймушина и В.Н. Астальцева, инновационная культура является важнейшей отличительной чертой современного предпринимательства [6]. Как особый социальный феномен инновационная культура представляет собой интегральный результат рационального систематического использования новейших достижений науки, техники, наукоемких технологий, образования, культуры и управления. Корпоративная, предпринимательская и инновационная культуры между собой тесно связаны. Корпоративная культура, нацеленная на создание, продвижение и освоение инноваций, постепенно трансформируется в инновационную культуру. Последняя позволяет бизнес-единице быстро перестраиваться, своевременно и адекватно реагировать на изменения внутренней и внешней среды.

Другой важно составляющей человеческого капитала, без которой сложно добиться интенсивного экономического роста — капитал предпринимательский, который превращаеться в необходимый фактор производства, объединяющий и комбинирующий необходимые ресурсы [8].

Таким образом, обобщив существующие определения, по нашему мнению, человеческий капитал можно трактовать следующим образом: это основной фактор развития инновационной экономики, включающий совокупность природных способностей, знаний, профессиональных навыков, здоровья, инновационной культуры, мотивационного фактора и возможности их практического применения.

Понимание и выбор человеческого капитала в качестве главного фактора развития диктуют комплексный подход при разработке концепции или стратегии развития и увязки с ними всех других частных стратегий и программ. Это прежде всего следует из сущности человеческого капитала как главного фактора инновационного развития.

Литература:

  1. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. М.: ГУ ВШЭ, 2013. 650 с.
  2. Быченко Ю. Г. Проблемы формирования человеческого капитала в России. Саратов: Колледж, 2010. 211с.
  3. Соболева И. В. Парадоксы измерения человеческого капитала: Научный доклад. М.: Институт экономики РАН, 2012. 50с.
  4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2 т.: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2011. Т. 1. 399 с.
  5. Королев О. П. Характеристика составляющих человеческого капитала // Энергия XXI век: Ежеквартальный научно-практический вестник. Воронеж, 2012. № 1 (63). С. 135–139.
  6. Наймушин П. В., Астальцев В. Н. Корпоративные отношения и формирование инновационной культуры // Экономический вестник Ростов. гос. ун-та. 2010. № 2. С. 107–114.
  7. Шестаков Р. Б. Социально-экономическая модернизация институциональной матрицы // Образование и общество. 2014. Т. 5. № 88. С. 91–92.
  8. Шестаков Р. Б. Предпринимательский капитал как детерминант эффективного развития малого бизнеса в современных условиях // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2012. № 6 (26). С. 185–188.
  9. Shestakov R. B. Institutional and structural constraints of the russian economy // European Journal of Natural History. 2014. № 1. С. 35–36.
Основные термины (генерируются автоматически): человеческого капитала, человеческий капитал, формирование человеческого капитала, теории человеческого капитала, составляющей человеческого капитала, человеческого капитала Г, человеческого капитала инвестиции, оборота человеческого капитала, дефицита человеческого капитала, производства человеческого капитала, воспроизводству человеческого капитала, характеристик человеческого капитала, производство человеческого капитала, воспроизводства человеческого капитала, формирования человеческого капитала, сущности человеческого капитала, выбор человеческого капитала, измерения человеческого капитала, интенсивное формирование человеческого, человеческих ресурсов.


Похожие статьи

Анализ влияния цифровой экономики на качество человеческих ресурсов

В статье рассмотрены вопросы, касающиеся влияния цифровой экономики на человеческие ресурсы. В качестве методов исследования были выбраны методы анализа и синтеза, приемы табличного представления данных. Человеческий капитал, а именно способность спе...

Мотивация труда как основа воспроизводства интеллектуального капитала в России

В статье исследованы мотивационные основы стимулирования сотрудников, направленные на повышение инновационной активности, профессиональных навыков и их интеллектуального потенциала. Представлены базовые методы мотивации воспроизводства интеллектуальн...

Оценка состояния научно-исследовательского кадрового потенциала: зарубежный опыт

В данной статье рассматривается оценка состояния научно-исследовательского кадрового потенциала, как базовой составляющей кадрового потенциала инновационной сферы. Проанализирован зарубежный опыт, позволяющий дать рекомендации для развития научно-исс...

Ресурсы современной мировой экономики: состояние и проблемы

В представленной статье особенное внимание уделяется анализу двух ключевых ресурсов в мировой экономике: природные ресурсы, человеческие ресурсы. Отдельно раскрывается значение понятия «природно-ресурсный потенциал» каждого региона в мире, поскольку ...

Переподготовка управленческих кадров как проблема в педагогике образовательного менеджмента

Статья посвящена актуальной проблеме в области переподготовки кадров образовательного менеджмента. На современном этапе развития общества и нашего государства особую актуальность приобретает проблема формирования общественно активной, творческой, ком...

Портфолио как эффективная педагогическая технология в XXI веке

В статье рассмотрены теоретические основы, особенности и эффективные методы использования технологии портфолио в образовательном процессе, способствующие формированию ключевых компетенций обучающегося в современном мире, обусловленном влиянием информ...

Интеллектуальный капитал как фактор развития бизнеса

Научная статья посвящена анализу особенностей и проблем текущего этапа развития рынка интеллектуального капитала в Российской Федерации. Актуальность исследования обусловлена периодом цифровой трансформации российской экономики, повышенной ролью инте...

Становление отношений «преподаватель — студент» как фактор формирования конкурентоспособности вуза в эпоху цифровизации

С развитием информационных технологий применение цифровых инструментов в различных сферах жизни становится обычной практикой. Цифровизация затрагивает и образовательный процесс. Превращение системы образования из репродуктивной в непрерывно развивающ...

Роль политического диалога в строительстве нации

В статье рассматриваются основные положения и закономерности политического диалога как отдельной категории политической коммуникации и его роль в строительстве нации. С опорой на интеракционистский подход автор анализирует понятие нациестроительства,...

Ключевые ориентиры выстраивания образовательного процесса в высшей школе

В представленной работе автор аргументированно обосновывает значимость и актуальность проблематики, связанной с реализацией гуманистических начал в образовательном процессе современного вуза. В статье последовательно демонстрируются некоторые законом...

Похожие статьи

Анализ влияния цифровой экономики на качество человеческих ресурсов

В статье рассмотрены вопросы, касающиеся влияния цифровой экономики на человеческие ресурсы. В качестве методов исследования были выбраны методы анализа и синтеза, приемы табличного представления данных. Человеческий капитал, а именно способность спе...

Мотивация труда как основа воспроизводства интеллектуального капитала в России

В статье исследованы мотивационные основы стимулирования сотрудников, направленные на повышение инновационной активности, профессиональных навыков и их интеллектуального потенциала. Представлены базовые методы мотивации воспроизводства интеллектуальн...

Оценка состояния научно-исследовательского кадрового потенциала: зарубежный опыт

В данной статье рассматривается оценка состояния научно-исследовательского кадрового потенциала, как базовой составляющей кадрового потенциала инновационной сферы. Проанализирован зарубежный опыт, позволяющий дать рекомендации для развития научно-исс...

Ресурсы современной мировой экономики: состояние и проблемы

В представленной статье особенное внимание уделяется анализу двух ключевых ресурсов в мировой экономике: природные ресурсы, человеческие ресурсы. Отдельно раскрывается значение понятия «природно-ресурсный потенциал» каждого региона в мире, поскольку ...

Переподготовка управленческих кадров как проблема в педагогике образовательного менеджмента

Статья посвящена актуальной проблеме в области переподготовки кадров образовательного менеджмента. На современном этапе развития общества и нашего государства особую актуальность приобретает проблема формирования общественно активной, творческой, ком...

Портфолио как эффективная педагогическая технология в XXI веке

В статье рассмотрены теоретические основы, особенности и эффективные методы использования технологии портфолио в образовательном процессе, способствующие формированию ключевых компетенций обучающегося в современном мире, обусловленном влиянием информ...

Интеллектуальный капитал как фактор развития бизнеса

Научная статья посвящена анализу особенностей и проблем текущего этапа развития рынка интеллектуального капитала в Российской Федерации. Актуальность исследования обусловлена периодом цифровой трансформации российской экономики, повышенной ролью инте...

Становление отношений «преподаватель — студент» как фактор формирования конкурентоспособности вуза в эпоху цифровизации

С развитием информационных технологий применение цифровых инструментов в различных сферах жизни становится обычной практикой. Цифровизация затрагивает и образовательный процесс. Превращение системы образования из репродуктивной в непрерывно развивающ...

Роль политического диалога в строительстве нации

В статье рассматриваются основные положения и закономерности политического диалога как отдельной категории политической коммуникации и его роль в строительстве нации. С опорой на интеракционистский подход автор анализирует понятие нациестроительства,...

Ключевые ориентиры выстраивания образовательного процесса в высшей школе

В представленной работе автор аргументированно обосновывает значимость и актуальность проблематики, связанной с реализацией гуманистических начал в образовательном процессе современного вуза. В статье последовательно демонстрируются некоторые законом...

Задать вопрос