Статья посвящена перспективным направлениям развития воспитательной работы, внедрению инновационных педагогических методик в систему воспитания, развитию творческого потенциала воспитанников.
Ключевые слова: социальные технологии, дебаты, мозговой штурм, интерактивные технологии, инновации, воспитание
В век развитых технологий, противоречивости социально-экономического развития общества, увеличения информации к системе образования предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования.
Выпускник современной школы должен:
– уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;
– самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть в реальном мире трудности и искать пути их преодоления;
– четко осознавать, где и каким образом приобретенные ими знания могут быть применены в окружающей действительности;
– грамотно работать с информацией;
– быть коммуникабельным, контактным;
– гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. [4]
Именно эти реалии современного общества диктуют необходимость обновления содержания образования. Кроме применения инновационных технологий в самом образовательном процессе необходимо применять инновационные интеративные технологии и воспитательном процессе.
Основой интерактивных подходов к воспитанию будущих военных является взаимодействие воспитателя и обучаемых, а также обучаемых между собой. При этом основными условиями существования интерактива являются: наличие цели для достижения которой инициируется диалог, непосредственный и оперативный обмен информацией между воспитателем и воспитанниками, определенная обоснованная степень равноправия при распределении функций, выполняемых в процессе решения проблемы, высокий уровень взаимопонимания, необходимые для достижения основной цели. [5]
Использование интерактивных форм в процессе воспитания, как показывает практика, дает возможность менять формы деятельности, переключать внимание на узловые вопросы, снимает нервную нагрузку обучающихся, а главное позволяют развивать коммуникативность и интерес к профессии. К интерактивным формам воспитания и развития относятся прикладные социальные технологии. [5]
Хочу представить прикладные социальные технологии, как интерактивные формы воспитания и обучения. Таких технологий достаточно много, но самыми интересными и результативными являются: «Мозговой штурм» и «Дебаты». Среди методов стимулирования творческой активности мозговой штурм (мозговая атака, от англ. Brainstorming) является одним из наиболее популярных и простых в освоении. Однако при том, что термин «мозговой штурм» достаточно известен и, как говорится, «на слуху», эффективно он применяется сравнительно нечасто, отчасти из-за незнания чётких правил. В то же время метод МШ может быть эффективным инструментом при развитии у подростков как навыков коммуникации, работы в команде, так и активации творческих способностей, объективно снижающихся в силу смены интересов, возрастного нигилизма и чрезмерной системной образовательной нагрузкой. Кроме того, знание правил и практическое применение мозгового штурма может быть полезным подросткам во взрослой жизни — спектр решаемых при помощи МШ задач широк: как технических, так и организационных задач.
Для воспитанников 8–9 классов в рамках развития инновационной, проектной деятельности были проведены несколько занятий с целью изучения и практического освоения МШ с привлечением преподавателей СевГУ наших социальных партнеров. На первом этапе ребята изучили теоретический материал об истории возникновения МШ, его модификациях и правилах применения. Далее на втором занятии воспитанники перешли к решению практических задач, вначале силами всего класса, а потом — с разбиением на подгруппы. Ребята решили задачу про доставку товара в России в начале 19 века, сгенерировали творческую и бизнес-идею. На заключительном этапе учащиеся должны не только представить полученные решения, но и грамотно презентовать лучшие из них.
Следующей прикладной социальной технологией является дебаты.
Дебаты — это технология, позволяющая обучить умению рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать процесс дискуссии. [2]
С нашей точки зрения, дебаты — форма проведения учебного занятия или воспитательного мероприятия, в рамках которого осуществляется формализованный обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме, с целью углубления или получения новых знаний, развития аналитико-синтетических и коммуникативных умений, культуры ведения коллективного диалога. Особую привлекательность дебатам придает возможность рассматривать одно и то же явление или факт с прямо противоположных позиций, анализировать бесспорные, на первый взгляд, истины и усомниться в их правильности, на основе чего самостоятельно, осознанно вырабатывать жизненную позицию. Кроме того, ценность дебатов определяется и тем, что они могут использоваться в работе с воспитанниками среднего звена, старшеклассниками. [3]
Педагогом –организатором 5 курса Черновой О. В. была проведена серия «Дебатов» на тему «Армия будущего», «Значение армии в развитии государства». Экспертами выступили — Мартынкин А. В. к.и.н., профессор филиала МГУ (Севастополь), Багимов И. А. руководитель клуба дебатов СевГУ, Волконская С. А. к.э.н., методист СевПКУ.
Воспитанники 9 классов на практике изучили правила и приемы технологии «Дебаты». В подготовительной части были проведены лекции, подбор литературы, аргументов, кейсов, аспектов. Сначала педагог-организатор познакомила воспитанников с сущностью и особенностями проведения дебатов, а также с правилами организации, которые заключаются в следующем:
– в дебатах принимают участие все (часть учащихся выступает в ролях спикеров, председателя, секретаря и экспертов, остальные — в роли зрителей, которые подбирают аргументы «за» и «против», формулируют вопросы);
– к концу игры каждый определяет свою позицию и аргументирует ее;
– в процессе выступлений все соблюдают регламент, в противном случае председатель имеет право прервать выступающего;
– каждый участник команды имеет право выступить только один раз;
– в случае затруднений при ответах на вопросы каждый спикер, кроме подводящего итоги, имеет право взять один тайм-аут длительностью до 2 мин;
– спикер имеет право не отвечать на вопрос без объяснения причин;
– эксперты оценивают аргументы, но не участников. [2]
В дебатах выступали поочередно защитники и противники тезиса. Спикер дебатов — педагог-организатор Чернова О. В. указывала командам укладываться во времени, выделенное на выступление: для «первых номеров» — 5 мин, вторых — четвертых — 3–4 мин., остальным участникам дебатов выделяется по 2 мин.
По итогам голосования зрителей лучшей командой «Дебатеров» оказалась команда 9В и 9Д класса. Ребята высказали мнение, что обязательно встретятся еще раз, так как дебаты помогают синтезировать знания, развивать смелость и уверенность в себе, слаженно работать в команде.
Литература:
- Инновационные технологии в работе классных руководителей [электронный ресурс]. — Режим доступа: https://infourok.ru/innovacionnie-tehnologii-v-rabote-klassnih-rukovoditeley-634459.html
- Технология подготовки дебатов [электронный ресурс]. — Режим доступа: m.menobr.ru
- Дебаты как средство анализа [электронный ресурс]. — Режим доступа: http//festival.1september.ru/articles/656037/
- Применение инновационных технологий в воспитательной работе [электронный режим]. — Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/11/12/primenenie-innovatsionnyh-tehnologiy-v
- Применение инновационных технологий в воспитательной работе [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://baraninski_dnz.klasna.com/uk/article/primenenie-innovatsionnikh-tekhnologii--v-vospitat.html