Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством сказкотерапии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (142) февраль 2017 г.

Дата публикации: 26.02.2017

Статья просмотрена: 2956 раз

Библиографическое описание:

Лепехина, О. Н. Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством сказкотерапии / О. Н. Лепехина, Т. Н. Курмаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 8 (142). — С. 346-349. — URL: https://moluch.ru/archive/142/40030/ (дата обращения: 19.12.2024).



Недаром дети любят сказку.

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку уже

предчувствует душа.

И на любые испытанья согласны храбрые

сердца

В нетерпеливом ожиданье благополучного конца.

В. Берестов

Волшебный мир детства, загадочный мир детской души как он многолик и разнообразен! И познать его бывает очень нелегко.

А внутренний мир ребенка с ОВЗ ещё более загадочен и сложен. Наша цель помочь таким детям познать своё «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, почувствовать всё многообразие окружающей среды, обогатить эмоциональный опыт, значительно смягчить или полностью устранить недостатки в эмоционально-личностном развитии ребенка.

Эмоции- это реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Имеющих ярко выраженную субъективную окраску. Эмоции мотивируют, организуют, направляют восприятие, мышление, действия.

Несформированность эмоциональной сферы детей с ОВЗ проявляется на разных уровнях:

‒ поведенческом — в нарушении умений управлять своими эмоциями и адекватно выражать их;

‒ социальном — в виде нарушений эмоциональных контактов, низкого уровня сформированности мотивов установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;

‒ коммуникативном — в виде несформированности умений устанавливать и поддерживать конструктивный уровень общения, понимать и адекватно оценивать, согласно ситуации, состояние и чувства собеседника;

‒ интеллектуальном — в виде неумения различать и определять эмоции и эмоциональные состояния людей, трудностей в понимании условности (неочевидного смысла) ситуации, трудностей в понимании взаимоотношений между людьми, сниженного уровня развития высших эмоций и интеллектуальных чувств (чувства прекрасного, радость познания, чувство юмора).

Что серьёзно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром.

Формирование эмоциональной сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитию эмоций способствует вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка.

Эмоциональная возбудимость, частая смена настроений, приводят к сложностям в общении. Негативизм, боязнь, агрессивность не способствуют благоприятному развитию личности ребенка в развитии, поэтому важна своевременная коррекция его эмоциональной сферы.

Этапы развития эмоциональной сферы:

‒ помочь ребенку научиться анализировать свои и чужие эмоциональные состояния;

‒ развивать умения правильно регулировать эмоциональные состояния;

‒ развитие поведенческой этике на эмоциональной основе;

‒ развитие высших эмоций: интеллектуальных, нравственных, эстетических.

В связи с этим проводится коррекционно-развивающая работа по эмоциональному развитию детей с использованием сказкотерапии. Работа организована в трех направлениях:

‒ с детьми;

‒ педагогами;

‒ родителями.

Каким же образом влияет сказкотерапия на развитие эмоций детей?

Сказка, — говорил Э. Фромм, — также многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.

Сказкотерапия: активизирует и побуждает сознание ребенка, открывает новые возможности взаимодействия его с окружающим миром, является залогом эмоционально-личностного развития, раскрепощает детей, снижает страх и уровень тревожности.

Сказкотерапия — это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, побуждает их к речевому контакту, но и помогает побороть свои страхи, негативные черты личности, развивает личность, при необходимости корректирует поведение. Это самый древний метод воспитания и образования. А так же эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В результате активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.

Сказкотерапия в нашем образовательном учреждении занимает особенное место, именно с помощью сказки дети наиболее легко и просто усваивают нормы поведения, которые показывают главные герои сказок.

Виды сказок, использующихся в данной работе:

‒ дидактическая сказка — создана для повествования детям о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе).Задания в таких сказках дают ребенку возможность сразу же применить полученные знания на практике.

Дидактическая сказка может быть рассказана в любой форме (рассказ, мультфильм или игра). Именно дидактическая сказка способна вызвать интерес у ребенка и оживить занятия.

‒ психологическая сказка-предназначена для того, чтобы направлять и обогащать личностное развитие ребенка.

‒ художественная сказка-знакомит детей с эстетическими принципами, традициями человечества.

‒ диагностическая сказка- помогает определить характер ребенка и выявлять его отношение к миру.

Основные задачи коррекционной работыпо развитию эмоциональной сферы детей:

‒ сформировать у детей представление о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире;

‒ активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности детей, побудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к собственной внутренней позиции, формированию собственных ценностных ориентаций;

‒ развить у детей умение чувствовать и понимать другого;

‒ воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого;

‒ повышать самооценку детей, их уверенность в себе.

Последовательность построений занятий по развитию эмоций через сазкотерапию:

‒ учить фиксировать внимание ребенка на проявлениях эмоций (самого педагога);

‒ уметь воспроизводить увиденную эмоцию;

‒ назвать и подобрать картинку с изображение героя, соответствующего эмоциональному состоянию изображенного персонажа;

‒ повторно воспроизводить эмоции в заданных ситуациях.

Формы организации сказкотерапии:

‒ индивидуальная позволяет создать условия для персонального обучения, которая требует от ребёнка больших эмоциональных затрат;

‒ подгрупповая даёт возможность обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

‒ фронтальная работа организуется со всей группой, имеет четкое и единое содержание.

Использование сказкотерапии это творческий, увлекательный, но и очень ответственный процесс.

Поэтому в этот процесс включаются родители, с ними проводится ряд работ:

‒ способствовать повышению компетенции родителей по данной теме через проведений консультаций, бесед;

‒ оформление папок -передвижек, буклеты;

‒ вовлекать родителей в воспитательный процесс как активных его участников.

Правила для родителей при проведении сказкотерапии для детей:

‒ читая или рассказывая сказку, проявляйте подлинные чувства и эмоции;

‒ дети должны видеть лицо, глаза, мимику и жесты рассказчика;

не делать длительных пауз.

Примеры сказкотерапии для родителей и их детей

Кроме занятий в садике, сказкотерапия прекрасно используется в повседневной жизни родителями. Нужно почаще читать детям сказки или просто рассказывать их. Также существуют специальные сказки для сказкотерапии в аудиоформате, которые можно слушать перед сном.

Сказки могут делиться на:

‒ Бытовые (Колобок, Курочка Ряба);

‒ Волшебные (Кот в сапогах);

‒ Поучительные (Золотая рыбка);

‒ Героические (Сивка-Бурка).

Родители могут читать или пересказывать ребенку поучительные авторские сказки для воспитания характера.

Остальные виды сказок можно найти в сказках народов мира, всем нам известных сказочников, и, конечно же, использовать русские народные сказки.

Родители должны придерживаться такого алгоритма, рассказывая ребенку поучительную сказку:

‒ Определить проблему ребенка, причину, по которой он плохо себя ведет.

‒ Выбрать сказку с главным героем, который похож на вашего ребенка: внешностью, характером, местом проживания. При этом, отрицательный герой не должен прямо ассоциироваться с ребенком, а только косвенно.

‒ Рассказать историю, в которой этот герой совершает нехороший поступок (или чего-то боится).

‒ Описать реакцию на это окружения героя, их обиду (или отсутствие причины страха).

‒ Повернуть сюжет сказки так, чтобы герой понял, что вел себя не правильно и обидел этим других (понял, что его страхи были беспочвенны).

‒ Придумать положительный финал.

‒ Обсудить с ребенком сказку, пусть прокомментирует действия героя и то, как надо все исправить.

Этапы организации деятельности педагога:

1. изучение специальной литературы, ознакомления с работами авторов современных программ и методик; анализ проблем, имеющихся у детей, родителей; составления плана работы;

2. проведена апробация и корректировка методов иприемов, способствующих развитию эмоциональной сферы детей;

3. диагностика.

Методики сказкотерапии:

‒ Чтение сказки воспитателем группе с дальнейшим обсуждением темы и персонажей;

‒ Распределение ролей по известной детям сказке и проигрывание ее;

‒ Разбор сказки, ее чтение группе и постановка заданий (нарисовать, о чем была сказка, нарисовать понравившегося героя, найти героя в сказке);

‒ Переигрывание сказки (чтение оригинала сказки, а затем сочинение ее альтернативного содержания с исправленными недостатками героев).

Правила организации сказкотерапии:

‒ Простое прочтение сказки не несет в себе терапевтической нагрузки. Поэтому следует обыграть, проинсценировать, тщательно проанализировать, сделать оценки и выводы по ее содержанию;

‒ Содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка;

‒ Содержание сказки и используемые методические приемы по ее анализу должны в полной мере решать поставленную задачу;

‒ Передача ребенку знаний, правил поведения, сглаживание конфликта в процессе знакомства с содержанием сказки и его анализом должно проходить в уместной, ненавязчивой, дружеской и искренней обстановке;

‒ Знакомство ребенка со сказкой должно быть дозированным. Сначала это может быть просто рассматривание иллюстраций к сказке и знакомство с ее героями. Затем описание и анализ поступков героев. После чего выражение своего отношения к героям сказки и их поступкам, а также определение правильной модели поведения.

В ходе работы у детей наблюдаются положительные изменения, а именно:

‒ эмоции приобретают большую глубину и устойчивость;

‒ преобладают положительные эмоции;

‒ появляется постоянная дружба со сверстниками;

‒ развивается умение сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств;

‒ ребенок усваивает «язык» эмоций для выражения тончайших оттенков переживаний, интонаций голоса;

‒ эмоциональная реакция ребенка максимально адекватна ситуации.

Литература:

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии».— СПб.: «Златоуст», 1998. — 352 с.
  2. Капшук О. Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя / О. Н. Капшук–Изд.2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2011.
  3. Миляева Н. В., Толстикова С. Н., Целикина Н. П. «Сказкотерапия в ДОУ и в семье»-М.:ТЦ Сфера, 2010.
  4. Набойкина Е. Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. — СПб.: Речь, 2006.
  5. Диагностика нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей. Альбом диагностических методик, Москва Издательство «Принт», 2000.
  6. Р. М. Ткач. Сказкотерапия детских проблем. -СПб.: Речь, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сказка, дидактическая сказка, окружающий мир, родитель, содержание сказки, эмоциональная сфера, эмоциональная сфера детей, эмоция, правило поведения.


Похожие статьи

Использование нетрадиционных технологий в продуктивной деятельности с детьми дошкольного возраста с ОВЗ посредством сказкотерапии

Сказкотерапия как средство развития творческих способностей у детей с ОВЗ

Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР в процессе театральной деятельности

Коррекционные занятия на развитие эмоциональной сферы у детей среднего и старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Социально-психологические ресурсы сказкотерапии в коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Изучение возможностей развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с агрессивным поведением

Коррекция своеобразия коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Интерактивные игры как средство познания финансовой грамотности детьми старшего дошкольного возраста

Коррекционная работа с дошкольниками как процесс формирования их нейропсихологического пространства

Похожие статьи

Использование нетрадиционных технологий в продуктивной деятельности с детьми дошкольного возраста с ОВЗ посредством сказкотерапии

Сказкотерапия как средство развития творческих способностей у детей с ОВЗ

Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР в процессе театральной деятельности

Коррекционные занятия на развитие эмоциональной сферы у детей среднего и старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Социально-психологические ресурсы сказкотерапии в коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Изучение возможностей развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с агрессивным поведением

Коррекция своеобразия коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Интерактивные игры как средство познания финансовой грамотности детьми старшего дошкольного возраста

Коррекционная работа с дошкольниками как процесс формирования их нейропсихологического пространства

Задать вопрос