Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку уже
предчувствует душа.
И на любые испытанья согласны храбрые
сердца
В нетерпеливом ожиданье благополучного конца.
В. Берестов
Волшебный мир детства, загадочный мир детской души как он многолик и разнообразен! И познать его бывает очень нелегко.
А внутренний мир ребенка с ОВЗ ещё более загадочен и сложен. Наша цель помочь таким детям познать своё «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, почувствовать всё многообразие окружающей среды, обогатить эмоциональный опыт, значительно смягчить или полностью устранить недостатки в эмоционально-личностном развитии ребенка.
Эмоции- это реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Имеющих ярко выраженную субъективную окраску. Эмоции мотивируют, организуют, направляют восприятие, мышление, действия.
Несформированность эмоциональной сферы детей с ОВЗ проявляется на разных уровнях:
‒ поведенческом — в нарушении умений управлять своими эмоциями и адекватно выражать их;
‒ социальном — в виде нарушений эмоциональных контактов, низкого уровня сформированности мотивов установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
‒ коммуникативном — в виде несформированности умений устанавливать и поддерживать конструктивный уровень общения, понимать и адекватно оценивать, согласно ситуации, состояние и чувства собеседника;
‒ интеллектуальном — в виде неумения различать и определять эмоции и эмоциональные состояния людей, трудностей в понимании условности (неочевидного смысла) ситуации, трудностей в понимании взаимоотношений между людьми, сниженного уровня развития высших эмоций и интеллектуальных чувств (чувства прекрасного, радость познания, чувство юмора).
Что серьёзно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром.
Формирование эмоциональной сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитию эмоций способствует вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка.
Эмоциональная возбудимость, частая смена настроений, приводят к сложностям в общении. Негативизм, боязнь, агрессивность не способствуют благоприятному развитию личности ребенка в развитии, поэтому важна своевременная коррекция его эмоциональной сферы.
Этапы развития эмоциональной сферы:
‒ помочь ребенку научиться анализировать свои и чужие эмоциональные состояния;
‒ развивать умения правильно регулировать эмоциональные состояния;
‒ развитие поведенческой этике на эмоциональной основе;
‒ развитие высших эмоций: интеллектуальных, нравственных, эстетических.
В связи с этим проводится коррекционно-развивающая работа по эмоциональному развитию детей с использованием сказкотерапии. Работа организована в трех направлениях:
‒ с детьми;
‒ педагогами;
‒ родителями.
Каким же образом влияет сказкотерапия на развитие эмоций детей?
Сказка, — говорил Э. Фромм, — также многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.
Сказкотерапия: активизирует и побуждает сознание ребенка, открывает новые возможности взаимодействия его с окружающим миром, является залогом эмоционально-личностного развития, раскрепощает детей, снижает страх и уровень тревожности.
Сказкотерапия — это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, побуждает их к речевому контакту, но и помогает побороть свои страхи, негативные черты личности, развивает личность, при необходимости корректирует поведение. Это самый древний метод воспитания и образования. А так же эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В результате активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.
Сказкотерапия в нашем образовательном учреждении занимает особенное место, именно с помощью сказки дети наиболее легко и просто усваивают нормы поведения, которые показывают главные герои сказок.
Виды сказок, использующихся в данной работе:
‒ дидактическая сказка — создана для повествования детям о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе).Задания в таких сказках дают ребенку возможность сразу же применить полученные знания на практике.
Дидактическая сказка может быть рассказана в любой форме (рассказ, мультфильм или игра). Именно дидактическая сказка способна вызвать интерес у ребенка и оживить занятия.
‒ психологическая сказка-предназначена для того, чтобы направлять и обогащать личностное развитие ребенка.
‒ художественная сказка-знакомит детей с эстетическими принципами, традициями человечества.
‒ диагностическая сказка- помогает определить характер ребенка и выявлять его отношение к миру.
Основные задачи коррекционной работыпо развитию эмоциональной сферы детей:
‒ сформировать у детей представление о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире;
‒ активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности детей, побудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к собственной внутренней позиции, формированию собственных ценностных ориентаций;
‒ развить у детей умение чувствовать и понимать другого;
‒ воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого;
‒ повышать самооценку детей, их уверенность в себе.
Последовательность построений занятий по развитию эмоций через сазкотерапию:
‒ учить фиксировать внимание ребенка на проявлениях эмоций (самого педагога);
‒ уметь воспроизводить увиденную эмоцию;
‒ назвать и подобрать картинку с изображение героя, соответствующего эмоциональному состоянию изображенного персонажа;
‒ повторно воспроизводить эмоции в заданных ситуациях.
Формы организации сказкотерапии:
‒ индивидуальная позволяет создать условия для персонального обучения, которая требует от ребёнка больших эмоциональных затрат;
‒ подгрупповая даёт возможность обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.
‒ фронтальная работа организуется со всей группой, имеет четкое и единое содержание.
Использование сказкотерапии это творческий, увлекательный, но и очень ответственный процесс.
Поэтому в этот процесс включаются родители, с ними проводится ряд работ:
‒ способствовать повышению компетенции родителей по данной теме через проведений консультаций, бесед;
‒ оформление папок -передвижек, буклеты;
‒ вовлекать родителей в воспитательный процесс как активных его участников.
Правила для родителей при проведении сказкотерапии для детей:
‒ читая или рассказывая сказку, проявляйте подлинные чувства и эмоции;
‒ дети должны видеть лицо, глаза, мимику и жесты рассказчика;
‒ не делать длительных пауз.
Примеры сказкотерапии для родителей и их детей
Кроме занятий в садике, сказкотерапия прекрасно используется в повседневной жизни родителями. Нужно почаще читать детям сказки или просто рассказывать их. Также существуют специальные сказки для сказкотерапии в аудиоформате, которые можно слушать перед сном.
Сказки могут делиться на:
‒ Бытовые (Колобок, Курочка Ряба);
‒ Волшебные (Кот в сапогах);
‒ Поучительные (Золотая рыбка);
‒ Героические (Сивка-Бурка).
Родители могут читать или пересказывать ребенку поучительные авторские сказки для воспитания характера.
Остальные виды сказок можно найти в сказках народов мира, всем нам известных сказочников, и, конечно же, использовать русские народные сказки.
Родители должны придерживаться такого алгоритма, рассказывая ребенку поучительную сказку:
‒ Определить проблему ребенка, причину, по которой он плохо себя ведет.
‒ Выбрать сказку с главным героем, который похож на вашего ребенка: внешностью, характером, местом проживания. При этом, отрицательный герой не должен прямо ассоциироваться с ребенком, а только косвенно.
‒ Рассказать историю, в которой этот герой совершает нехороший поступок (или чего-то боится).
‒ Описать реакцию на это окружения героя, их обиду (или отсутствие причины страха).
‒ Повернуть сюжет сказки так, чтобы герой понял, что вел себя не правильно и обидел этим других (понял, что его страхи были беспочвенны).
‒ Придумать положительный финал.
‒ Обсудить с ребенком сказку, пусть прокомментирует действия героя и то, как надо все исправить.
Этапы организации деятельности педагога:
1. изучение специальной литературы, ознакомления с работами авторов современных программ и методик; анализ проблем, имеющихся у детей, родителей; составления плана работы;
2. проведена апробация и корректировка методов иприемов, способствующих развитию эмоциональной сферы детей;
3. диагностика.
Методики сказкотерапии:
‒ Чтение сказки воспитателем группе с дальнейшим обсуждением темы и персонажей;
‒ Распределение ролей по известной детям сказке и проигрывание ее;
‒ Разбор сказки, ее чтение группе и постановка заданий (нарисовать, о чем была сказка, нарисовать понравившегося героя, найти героя в сказке);
‒ Переигрывание сказки (чтение оригинала сказки, а затем сочинение ее альтернативного содержания с исправленными недостатками героев).
Правила организации сказкотерапии:
‒ Простое прочтение сказки не несет в себе терапевтической нагрузки. Поэтому следует обыграть, проинсценировать, тщательно проанализировать, сделать оценки и выводы по ее содержанию;
‒ Содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка;
‒ Содержание сказки и используемые методические приемы по ее анализу должны в полной мере решать поставленную задачу;
‒ Передача ребенку знаний, правил поведения, сглаживание конфликта в процессе знакомства с содержанием сказки и его анализом должно проходить в уместной, ненавязчивой, дружеской и искренней обстановке;
‒ Знакомство ребенка со сказкой должно быть дозированным. Сначала это может быть просто рассматривание иллюстраций к сказке и знакомство с ее героями. Затем описание и анализ поступков героев. После чего выражение своего отношения к героям сказки и их поступкам, а также определение правильной модели поведения.
В ходе работы у детей наблюдаются положительные изменения, а именно:
‒ эмоции приобретают большую глубину и устойчивость;
‒ преобладают положительные эмоции;
‒ появляется постоянная дружба со сверстниками;
‒ развивается умение сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств;
‒ ребенок усваивает «язык» эмоций для выражения тончайших оттенков переживаний, интонаций голоса;
‒ эмоциональная реакция ребенка максимально адекватна ситуации.
Литература:
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии».— СПб.: «Златоуст», 1998. — 352 с.
- Капшук О. Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя / О. Н. Капшук–Изд.2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2011.
- Миляева Н. В., Толстикова С. Н., Целикина Н. П. «Сказкотерапия в ДОУ и в семье»-М.:ТЦ Сфера, 2010.
- Набойкина Е. Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. — СПб.: Речь, 2006.
- Диагностика нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей. Альбом диагностических методик, Москва Издательство «Принт», 2000.
- Р. М. Ткач. Сказкотерапия детских проблем. -СПб.: Речь, 2010.