Повышение эффективности учебно-воспитательной работы с детьми в начальных классах зависит от ряда условий: наполняемости класса, состава учащихся, их подготовленности к обучению, оборудования и оснащения учебно-воспитательного процесса, подготовленности учителя к работе с данным контингентом учащихся, его педагогической грамотности.
Существенное влияние на качество и результаты учебно-воспитательной работы с детьми оказывают уровень общей и педагогической культуры учителя; особенности его отношения к себе, своей профессии, к учащимся, к работе с ними и её результатам. Немаловажное значение имеют также характерологические особенности учителя, интенсивность их проявлений. Качество и результаты учебно-воспитательной работы с детьми зависят именно от характера учителя, особенностей его субъективной позиции в системе деловых и личных взаимоотношений с учащимися. Любит учитель свою профессию, детей или равнодушен к ним, стремится разобраться в их индивидуальных особенностях и возможностях, относится к ним с уважением, бережно и дружелюбно или наоборот, бывает с детьми сух, недружелюбен, равнодушен к их учебным успехам, положению в классе и в семье. Все эти факторы сказываются на субъективных проявлениях учителя в повседневной работе с детьми, в многочисленных соприкосновениях его с чувствами и переживаниями детей, оказывают влияние на психический настрой и самочувствие детей, на их учебные успехи и поведение, на отношение к учителю, учёбе, школе, друг к другу.
Роль субъективного фактора не исчерпывается его сиюминутным, одномоментным воздействием на учащихся, их настроение, положение в учебной деятельности и коллективе товарищей. Роль этого фактора значительно глубже и шире. В сочетании с личностными и профессиональными качествами учителя и их проявлениями субъективный фактор определяет содержание, направление и интенсивность воспитательного влияния учителя на учащихся.
Добросовестность или небрежность в работе, сдержанность или раздражительность в общении с детьми, доброжелательность или равнодушие в отношениях с ними — всё это не только влияет на детей, их настроение, работоспособность, но и воспитывает их. Воспитывает у учащихся аналогичное отношение к своей деятельности, её результатам, друг к другу.
Каким учитель входит в класс: спокойным или весёлым, сдержанным или раздражённым, как он реагирует на плохую или хорошую отметку ученика, на его проступок или шалость, как относится к сильным и слабым ученикам — это и многое другое, повторяясь многократно, так или иначе проявляет устойчивую субъективную позицию учителя в системе его взаимоотношений с учащимися, оказывает на них соответствующее воспитывающее влияние. Дети хорошо умеют чувствовать и различать мимолётные, временные изменения в поведении и настроении учителя от устойчивых проявлений, обусловленным его индивидуальными особенностями, отношением к ним.
От того, как учитель относится к своей профессии, преподаваемому предмету, учащимся, во многом зависит отношение учащихся к учёбе, к данному учебному предмету. Эти отношения бессознательно перенимаются учащимися, проявляются в тех или иных действиях, поступках, отношениях учащихся друг к другу, к учебной деятельности. Каков учитель, таковы и ученики, у плохого учителя они плохие, у хорошего хорошие. В общих чертах это правило действует почти без исключений. В младших классах зависимость субъективных проявлений учителя на учащихся выражена и действует особенно сильно.
Индивидуальные, субъективные проявления учителя оказывают самое непосредственное влияние на состояние здоровья и работоспособность учащихся. Крикливый и раздражительный, не желающий себя сдерживать учитель оказывает отрицательное влияние на психическое самочувствие и работоспособность детей, вызывает у них устойчивые эмоционально отрицательные переживания, состояния тревожного ожидания и неуверенности в себе, чувства страха и незащищённости. У такого учителя дети запуганы, подавлены, крикливы и грубы в отношениях друг с другом. Они часто жалуются на плохое самочувствие и настроение, на головную боль, боли в области сердца и живота. Дети часто не хотят идти в школу. Особенно сильно страдают с таким учителем дети из неблагополучных семей, с повышенной потребностью в эмоциональных контактах со взрослыми, испытывающие хронический дефицит этих контактов в семье с родителями. Нечуткость, невнимательность учителя горестно отзывается на чувствах ребёнка, поступающего в школу с ожиданием взаимного положительного отношения к нему со стороны учителя.
И наоборот, учитель спокойный, доброжелательный и терпеливый одним своим присутствием благотворно действует на детей, их психическое и физическое самочувствие, работоспособность и настроение. У такого учителя дети оживлённы, добры, веселы. Они охотно посещают школу, послушны и контактны, более организованны и дисциплинированны. Особенно благотворно такие учителя действуют на ослабленных, отстающих учащихся, психически неустойчивых и чувствительных. Внимательное, доброжелательное отношение к ним, индивидуальная помощь в учёбе, посильность требований и щадящие нагрузки позволяют постепенно подтянуть этих учеников до уровня благополучных в поведении, уверенно успевающих.
Дети учатся у учителя доброте, уважению, требовательности к себе и другим, верности и преданности своему делу, энтузиазму и подвижничеству — всему тому, чему дети могут научиться лишь в процессе непосредственного общения и сотрудничества с учителем.
Счастливы и благополучны те ученики, которые с первых лет их школьной жизни находят в учителе доброго защитника, мудрого наставника, умелого педагога, научившего их не только основам грамоты, но и основам человеческого общения, отношения к труду и людям, к жизни вообще.