Нормативно-правовое регулирование криптовалют («виртуальных валют») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №8 (142) февраль 2017 г.

Дата публикации: 27.02.2017

Статья просмотрена: 1882 раза

Библиографическое описание:

Ковалёв, П. В. Нормативно-правовое регулирование криптовалют («виртуальных валют») / П. В. Ковалёв, А. Н. Берёза. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 8 (142). — С. 235-237. — URL: https://moluch.ru/archive/142/40034/ (дата обращения: 19.12.2024).



Криптовалюты (виртуальные валюты), получили широкое распространение во многих странах мира.

Децентрализованные виртуальные валюты (криптовалютами) являются распределенными, основанными на математических принципах пиринговыми виртуальными валютами с открытым исходным кодом, у них нет центрального администратора и отсутствует централизованный контроль или надзор.

Самой распространенной среди существующих на данный момент криптовалют является биткойн (англ. bitcoin, от bit — бит, единица информации, и coin — монета).

Весьма большой интерес к их использованию, в первую очередь, для оплаты товаров, приобретаемых через интернет, оплаты услуг мобильных операторов, осуществления трансграничных переводов объясняется сравнительной простотой использования, отсутствием централизованного государственного контроля, анонимностью транзакций, а также отсутствием «привязки» к какой-либо из существующих в настоящее время национальных валют.

Впервые биткойн был запрещен в Таиланде в 2013 году. В США биткойн считают «виртуальной валютой» и считают необходимым урегулировать должным образом.

Гос. органы разных стран по-разному регулируют вопрос, связанный с определением правового статуса виртуальных валют, а также возможностью совершения операций в криптовалютах на территории указанных стран.

К государственным органам относятся органы государственной власти, то есть органы трех ветвей власти, а также — в нарушение принципа разделения властей — иные государственные органы, не входящие в триаду разделения власти в Российской Федерации [3, c. 436].

Государство учувствует в гражданских правоотношениях, основываясь на нормах Конституции Российской Федерации и федеральных законов и имея неизменным предназначением реализацию своих социальных функций, что, соответственно, влечет возникновению у него соответствующих прав, обязанностей и ответственности [1, c. 15].

Развитие рынка ценных бумаг рассматривается с начала 1990-х годов в то время, когда в России начался переход к рыночной экономике. Рынок ценных бумаг контролируется органом государственного регулирования — Федеральной службой по финансовым рынкам [4, c. 77].

Нормы, регулирующие отношения, складывающиеся по поводу банковской тайны, не предусматривают указаний относительно валюты вклада, счета, а также операций, гарантируемых режимом банковской тайны.

Пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает, что средства на банковских счетах и в банковских вкладах являются валютой Российской Федерации.

Средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах являются иностранной валютой.

Денежные средства, которые находятся на банковских счетах и банковских вкладах кредитной организации в Российской Федерации, являются либо валютой Российской Федерации, либо иностранной валютой.

Согласно пп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании валюта Российской Федерации — это денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки.

В соответствии с пп. «а» п. 2 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании иностранная валюта — это денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки.

Поскольку криптовалюта, в частности биткойн, не является валютой Российской Федерации и иностранной валютой, то она не может быть внесена во вклад или размещена на счет в кредитной организации в Российской Федерации.

Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются. Понятие денежных суррогатов в ст. 27 Закона о Банке России не раскрывается.

Денежный суррогат не является законным средством платежа, его выпуск запрещен законодательством, следовательно, он не может использоваться в качестве всеобщего эквивалента.

Виртуальные валюты находятся за рамками правового поля, а осуществление операций и сделок с использованием криптовалют, в частности биткойн, на территории РФ будет иметь негативные последствия для совершающих такие операции лиц.

Виртуальные валюты, являются в настоящее время глобальной финансово-технологической инновацией, механизма регулирования которой до их появления не существовало ни в одной стране мира.

Разработка правового регулирования, учитывающего особенности возникших в следствии появления криптовалюты общественных отношений, позволит во многом минимизировать риски, связанные с использованием виртуальных валют, находящихся за рамками правового поля, существующие на данный момент.

Прежде всего, необходимо произвести юридическую квалификацию виртуальных валют. Отсутствие в международном законодательстве и в науке единой точки зрения о сущности криптовалют, их возможном регулировании, а также признании или запрете негативно сказываются на возникающих общественных отношениях, связанных с использованием криптовалют, в частности биткойн, поскольку на данный момент действительно существуют возможности для совершения операций с криптовалютами в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.

В настоящее время существует запрет на выпуск денежных суррогатов, однако их использование федеральным законом не регулируется. Криптовалюты (биткойн) не могут быть отнесены ни к наличным, ни к безналичным денежным средствам.

Учитывая децентрализованных характер эмиссии криптовалют и возможность их выпуска в любой стране мира, а осуществления операций и сделок в другой стране, в том числе на территории России, существует необходимость разработки актов законодательного регулирования и контроля за осуществлением операций и сделок с использованием криптовалют.

Это позволит минимизировать риски, связанные с использованием виртуальных валют, и как следствие предотвратить легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма, осуществляемую с использованием виртуальных валют.

В данной связи предлагается дополнить ст. 27 Закона о Банке России и предусмотреть, что осуществление операций и сделок с использованием денежных суррогатов допускается исключительно в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В целях соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, целесообразно установление максимальной прозрачности транзакций с биткойнами, возможности идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев по таким операциям, установления четких правовых оснований доступа к сведениям об операциях с криптовалютами со стороны уполномоченных государственных органов.

Осуществление обязательного контроля в отношении указанных операций будет способствовать созданию правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также предотвращению угрозы безопасности государства и общества в финансовой сфере.

Распространение норм законодательства о банковской тайне на отношения, складывающиеся в процессе использования криптовалют, в частности совершения операций с биткойн, нецелесообразно.

Во-первых, криптовалюты не используются в банковской практике, а применяются частными компаниями и физическими лицами как «частные деньги».

Во-вторых, криптовалюты не являются наличными деньгами и законным средством платежа в России. Их квалификация в качестве денежных средств также сомнительна.

Оборот криптовалют, являющихся денежными суррогатами, не регулируется банковским законодательством и законодательством о национальной платежной системе.

В случае разработки нормативного акта, посвященного регулированию оборота криптовалют, необходимо учитывать нежелательность установления тайны операций с биткойнами.

Они являются денежными суррогатами. Поэтому требования статьи 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395–1 (ред. от 03.07.2016) «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) не распространяются на операции с указанными денежными суррогатами.

Литература:

  1. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ(ред. от 03.07.2016)«О валютном регулировании и валютном контроле» // «Российская газета», № 253, 17.12.2003.
  2. Валуйсков, Н.В., Арутюнян, А. Д. Гражданско-правовой статус публично-правового образования-государства в современном гражданском обороте // Государственное и муниципальное право: теория и практика: сборник статей Международной научно-практической конференции (10 ноября 2016 г., г. Пермь). — Уфа: АЭТЕРНА, 2016. — 171 с.
  3. Валуйсков Н. В., Арутюнян А. Д., Бондаренко Л. В. Сущность государства в статусе органов государственной власти // Молодой ученый. 2017. № 3 (137). С. 435–437.
  4. Арутюнян, А.Д., Валуйсков, Н. В. Рынок ценных бумаг // Символ науки. 2015. Т. 1. № 3–1 (3). С. 77–79.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, валюта, иностранная валюта, осуществление операций, финансирование терроризма, валютное регулирование, страна мира, законное средство, кредитная организация, наличный платеж.


Задать вопрос