Совокупность социально-экономических, культурно-исторических и природных ресурсов в пределах Крымского полуострова, придают ему огромную привлекательность для отдыха и оздоровления. Что в совокупности позволяет создать уникальные конкурентоспособные туристские предложения. Однако, неравномерное распределение туристического потока, слабо развитая транспортная инфраструктура требуют упорядочения и грамотного управления. С этой целью, в статье рассмотрена проблематика создания и внедрения туристско-ориентированных ГИС в Крыму.
Ключевые слова: геоинформационная система, визуализация, туристско ориентированные ГИС, кластер
При исследовании туристического потенциала региона в первую очередь необходимо обработать большое количество разноплановой информации. Огромное место в решении данной задачи занимают Географические информационные системы (далее — ГИС). Которые с каждым годом становятся информационно насыщенными и охватывают все больше сфер общественной жизни и производства. Такие системы позволяют массово обслуживать клиентов, предоставляя всю необходимую актуальную информацию, путем подключения к всемирной сети «Интернет». В ГИС используют операции, что и при работе с базами данных: «запрос» и «статистический анализ», подкрепленные полной визуализацией и пространственным анализом карт. Геоинформационная система представлена совокупностью графических и атрибутивных данных, непосредственно описывающих их взаимосвязь. Основным методом при оценке туристского потенциала региона является картографический, позволяющий проводить пространственный анализ и оценку ресурсов территории [4, c.150].
Постепенно завоевывая российский рынок, геоинформационные системы, позволяют брать за основу уже существующую карту и дополнять ее необходимой информацией, т. е. атрибутами. Способы представления атрибутивной информации могут быть различными: числовые значения, описание характеристик, таблицы, фотографии, видеозаписи или аудиозаписи. Геоинформационные системы можно использовать в любых отраслях народного хозяйства, где требуется пространственная привязка, в том числе и в туризме. Таким образом, с целью создания и поддержки актуальности, данных туристско-ориентированных ГИС, необходимо добиться заинтересованности всех сторон, и заручиться неоспоримой финансовой и законодательной поддержкой государства.
Как известно, ранее были разработаны подобные системы для Москвы и Санкт-Петербурга, представляющие собой всего лишь электронную карту, без привязки по времени. Например, c целью упорядочения рекреационной и экологической нагрузки на пригородную территорию Нижнего Новгорода был разработан проект эксплуатации пригородных зон, в основе которого положена географическая информационная система [1, c.102]. Следует отметить, что в мире достаточно развиты туристско-ориентированные ГИС, примером может послужить сайт «Вечерний Лондон», который выполнен при поддержке компании ESRI, здесь опубликована актуальная на сегодняшний день информация о мероприятиях.
Огромное влияние на развитие туристской сферы крымского региона должна оказать полноценная ГИС, включающая актуальные характеристики курортов (расположение объектов здравоохранения и отдыха, фотографии, предоставляемые услуги, время работы, местоположение, культурно-массовые мероприятия, экскурсионное обслуживание, другие объекты и услуги). Такие системы могут использоваться как при изучении потенциала отдельного региона, так и локального туристического объекта, к примеру, город Балаклава или Мойнакское озеро (г. Евпатория). Вся атрибутивная информация должна быть структурирована по тематическим блокам, позволяющим развивать конкретные виды туристско-рекреационной деятельности в подрайонах, так называемых кластерах. В соответствии с федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 г»., предусматривается создание 5 туристско-рекреационных кластеров:
- «Детский отдых и оздоровление», в основу которого положено создание инфраструктуры центра семейного оздоровления (г. Евпатория);
- «Лечебно-оздоровительный отдых» (г. Саки);
- Кластер «Чокракский» (Ленинский район, пос. Курортное) планируется развивать как бальнеологический лечебно-оздоровительный комплекс;
- Кластер «Черноморский», как центр археологического и экстремального туризма;
- Кластер «Коктебель», как центр активных видов туризма.
Используя инструменты ГИС появится возможность осуществить перераспределение туристического потока отдыхающих между территориями всего Крыма и снизить рекреационную нагрузку на популярный среди туристов Южный берег Крыма (табл.1). Кластерная система ведения туристско-ориентированной ГИС, в свою очередь произведет упорядочение объектов размещения, оздоровления и отдыха.
Таблица 1
Распределение туристического потока по регионам Крыма
Туристские регионы Крыма |
2016 |
2015 |
2014 |
|||
тыс.чел. |
% |
тыс.чел. |
% |
тыс.чел. |
% |
|
Южный берег Крыма |
2591,7 |
46,5 |
2712,8 |
59 |
2506,4 |
65 |
Западное побережье |
1727,8 |
31 |
827,6 |
18 |
925,4 |
24 |
Восточное побережье |
1003,2 |
18 |
781,6 |
17 |
231,4 |
6 |
Центральный и Сев.Крым |
250,8 |
4,5 |
275,8 |
6 |
192,8 |
5 |
Итого: |
5573,5 |
- |
4597,8 |
- |
3856,0 |
- |
В туристско-ориентированной ГИС следует применить «модули», настроенные на посетителей, научных сотрудников и управленческий персонал. В первом случае, ГИС должна быть информационно-справочной системой, так называемый «Электронный гид». Во втором случае, модуль является банком данных, аккумулирующим все сведения о произведенных ранее исследованиях, с последующей систематизацией и анализом специализированных исследований [2, c. 3].
Атрибутивная информация ГИС включает разнообразные справочные данные о достопримечательностях, туристической инфраструктуре. Для формирования такой обширной базы данных необходимо произвести сбор информации из различных официальных источников. Такой материал должен отвечать требованиям достоверности и актуальности, чего можно достичь путем непрерывного мониторинга в пределах конкретного региона. [3, c.43]
Примером туристско-ориентированного ГИС ресурса является Туристический портал Республики Крым [5], требующий постоянного обновления информации, её корректировки и наполнения новыми базами данных (рис.1).
Отраженный на портале Интерактивный перечень доступных пляжей, находящихся в надлежащем состоянии — это первый шаг на пути создания туристско-ориентированной ГИС.
Следует учесть, что большое количество информации необходимо структурировать по отдельным слоям. Примером этому служит международная картографическая компания «2ГИС», выпускающая справочники крупных городов и отдельных областей. По опыту данной компании можно сделать вывод, что информационные базы данных, объединенные в слои, позволяют мгновенно отфильтровывать необходимую информацию. На рисунке 2 приведен один из вариантов структуризации слоев, осуществленный компанией «2ГИС». Такая система предполагает определение местоположения и основных характеристик объектов в городе Сочи.
Рис. 1. Интерактивный перечень пляжей на Туристическом портале Крыма
Рис. 2. Структурность информации на примере анализа интерактивных карт компании «2ГИС»
С целью создания и внедрения туристско-ориентированной ГИС необходимо комплексное проведение исследований с последующим моделированием в картографическом виде. Возникает проблема нехватки высококвалифицированных специалистов в области геоинформационных технологий. Как следствие — проблема привлечения инвестиций.
Отсутствие каких-либо конкретных указаний и рекомендаций со стороны государства, то есть возникает необходимость создания единого центра, контролирующего процесс ведения ГИС. Современная политика Крымского региона не позволяет на должном уровне внедрить в туристскую отрасль инновационные методы информирования отдыхающих даже на местном уровне.
Несмотря на наличие множества проблем в реализации туристско-ориентированной геоинформационной системы, не только в пределах Крымского полуострова, но и на территории России, ГИС остается самой перспективной информационной системой для решения задач туристской отрасли. В настоящее время в сфере туризма и рекреации ГИС нашли свое применение лишь для подготовки туристических карт и другой печатной продукции. Однако для большой части крымской территории, обладающей уникальным природным потенциалом является важным создание интерактивных картографических онлайн ресурсов.
Федеральные программы развития туризма в России, в частности — в Крыму, должны стать основой для формирования единой туристско-информационной ГИС, о которой часто упоминают на экономических форумах. Что позволит структурировать объекты туристического бизнеса, снизит цены на туристические продукты и увеличит конкурентоспособность Крымского региона на национальном рынке.
Литература:
- Барлиани, И. Я. Использование геоинформационных систем в туристическом бизнесе [Текст] / И. Я. Барлиани // Интерэкспо Гео — Сибирь, 2015. № 1 С.103– 107.
- Вишневская, Е. В. Актуальные проблемы использования ГИС в развитии регионального туризма Белгородской области [Текст] / Е. В. Вишневская, И. В. Богомазова, М. И. Литвинова // Фундаментальные исследования, 2012. — № 3–0 С.177–180.
- Данилов, В. А. Структура и особенности функционирования ГИС — национальный парк (на примере «ГИС — национальный парк «Хвалынский») [Текст] / В. А. Данилов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Науки о земле. — Саратов, 2010. № 1 том 10 С.41– 47.
- Ушакова, Е. О. Геоинформационное обеспечение управления туристско-рекреационным потенциалом регионов [Текст] / Е. О. Ушакова // Интерэкспо Гео-Сибирь, 2012. № — 2. С.149–153.
- Интерактивный перечень пляжей Республики Крым // Туристический портал Республики Крым // http://map.visitcrimea.guide/ (дата обращения 23.02.2017 г.)