Для того чтобы написать научный текст, предполагается использование цитирования. Цитирование в научном тексте — это передача чужой речи посредством кавычек с целью подтверждения каких-либо теоретических или практических данных по исследуемому вопросу.
Научный текст представляет собой разновидность общелитературного языка, выделяясь рядом грамматических, лексических, структурно-семантических и логико-композиционных особенностей [1, с.10]. Тема грамотного оформления заимствованных элементов в научном тексте стала в настоящее время активно обсуждаемой. Стоит отметить, что с недавнего времени ужесточились и требования к цитированию, как к научным работам, так и к ВКР. Они стали проверяться на антиплагиат. Имеется тонкая грань между плагиатом и цитированием, и она заключается в соблюдении определенных правил, описанных в ГОСТах и методических пособиях.
Цитата — это дословное воспроизведение фрагмента, какого — либо текста с обязательной ссылкой на источник. [2, c.248]
Ссылка — это указание на источник приводимой информации (внешняя ссылка) или запись, связывающая между собой части документа — ссылки на главы, рисунки, таблицы и т. д.
Библиографическая ссылка — это, не есть что как, библиографическое описание информационного источника, источника цитаты или обсуждаемого в тексте работы. В студенческих научных работах такие библиографические ссылки составляют список использованных источников. В них приводятся ссылки на источники, из которых заимствуется материал или отдельные результаты задачи, вопросы, изучению которых посвящена работа. В своем исследовании эти источники в научном тексте мы вслед за учеными называем «чужой речью». «Чужая речь» изучалась и изучается лингвистами в различных аспектах. В концепциях ученых сформировался ряд подходов к рассмотрению «чужой речи», например, концепции М. М. Бахтина, И. И. Ковтуновой, Б. А. Успенского, Е. В. Падучевой, В. Шмида, Л. А. Соколовой и др. К «чужой речи» относят прямую речь, косвенную речь и несобственно-прямую речь, цитирование и референцию. В разные периоды изучения текста на первый план выдвигались различные вопросы. Г. А. Золотова определяет основным признаком текста то, что текст — «это прежде всего смысл, кусочек смысла, или кусок, или глыба. Смысл как послание человека человеку, порожденное коммуникативным намерением и потребностью, выраженное языковыми средствами, устно или письменно» [3, с. 102]. В связи с этим в рамках научного стиля выделяют многочисленные жанры: статья, лекция, тезисы, научный справочник, доклад, монография, учебное пособие, автореферат, учебное пособие, диссертация, дипломная работа, или, как в настоящее время эта научная работа называется: выпускная квалификационная работа, ВКР. И каждая научная работа, если в ней используется мнение другого исследователя, то оно должно быть оформлено соответствующим образом, по определенным правилам. Любая научная работа невозможна без цитирования.
К основным правилами оформления цитат можно назвать то, что: во-первых, цитата должна приводиться в кавычках в той же грамматической форме, в которой он дан в первоисточнике, а также с сохранением всех пунктуационных знаков. Во-вторых, если текст цитируется не полностью, знаки препинания можно опустить. В этом случае вместо опущенного текста перед началом цитируемого предложения, или внутри него, или в конце ставится многоточие. Цитата, которая включается в текст как самостоятельное предложение после точки, заканчивающей предшествующее предложение, должна начинаться с прописной буквы, даже если первое слово в источнике начинается со строчной буквы. Несомненно, каждая цитата, включенная в текст научной работы, должна сопровождаться указанием на источник, помещенный в списке использованной литературы.
Приведем примеры оформления ссылок. Прямое цитирование. Выделяются два вида оформления библиографических ссылок: оформление сносок внизу страницы, оформление сносок в конце работы. В первом случае библиографические сведения о цитируемом источнике располагаются на той же странице, что и цитата. В конце цитаты ставится цифра, она обозначает порядковый номер сноски в работе в случае сквозной нумерации. Этот номер повторяется внизу страницы, после укороченной горизонтальной линии, и за ним следуют библиографические сведения об источнике. В требование входит и указание номера цитируемой страницы. Например, «Текст цитаты в тексте работы» [4].
Возможно повторное цитирование, в этом случае цитировании того же источника на той же странице вместо полных сведений об источнике указывается: «Там же. И номер цитируемой страницы».
В конце работы сноски оформляются так. Сразу же после цитаты в квадратных скобках указывается порядковый номер цитируемого источника по списку литературы, а также номер цитируемой страницы. В конце работы оформляется список использованной и цитируемой литературы, в котором под соответствующим номером даются полные библиографические сведения об источнике. Например, «Текст цитаты» [1; 25].
Непрямое цитирование чужой речи так же имеют свои правила. В этом случае возможен пересказ взятых из источника сведений своими словами. В данном случае в конце предложения указывается, по какому источнику приводятся сведения.
Оформление ссылок в курсовых, рефератах, ВКР зависит от требований ВУЗа. Они оформляются в виде сноски внизу страницы (постраничные) или в конце научной работы (концевые).
Ни одна научная работа не обходится без выписок. Выписки — это наиболее простой вид дословной записи частей текста. Часто вместо тезисов бывают необходимы отдельные выписки из книги или статьи. Выписки из текстов применяются при работе с любой статьей, книгой, сочинением и др. Выписки делаются точными, заключая в кавычки подлинные слова автора, т. е. оформляем их как цитаты и указывая название произведения, главы, часть, параграф, страницы [2, c. 248].
Эта тема актуальна, так как грамотное использование научной литературы является одним из значительных требований, предъявляемых к научной работе: студенческому реферату, курсовой работе, выпускной квалификационной работе (ВКР), научной статье. Исходя из умений автора работать с научной литературой, а так же корректно употреблять цитаты и оформлять ссылки на использованные источники выявляет определенный уровень его академической подготовки.
Литература:
- Основы научной речи: Учеб. пособие для студ. нефилол.высш. учеб. заведений / Н. А. Буре, М. В. Быстрых, С. А. Вишнякова и др.; Под ред. В. В. Химика, Л. Б. Волковой. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 272 с.
- Л.Л Нелюбин. Толковый переводоведческий словарь. — Москва: Флинта, 2009. — 320 с.
- Золотова Г. А. Текст как главный объект лингвистики и обучения языку // Русское слово в мировой культуре. Материалы X Конгресса МАПРЯЛ. Санкт-Петербург, 30 июня — 5 июля. Пленарные заседания: сб. докладов: в 2 т. СПб.: Политехника, 2003. Т. 1. С. 101–109.
- Иванов И. И. Теоретические основы. — М.: Просвещение. — 2007.- С.25.