Формирование экологического мышления у студентов вузов во время внеаудиторных занятий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (142) февраль 2017 г.

Дата публикации: 26.02.2017

Статья просмотрена: 3022 раза

Библиографическое описание:

Шушпанова, Д. В. Формирование экологического мышления у студентов вузов во время внеаудиторных занятий / Д. В. Шушпанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 8 (142). — С. 382-386. — URL: https://moluch.ru/archive/142/40072/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье рассмотрены способы формирования экологического мышления студентов вузов во время работы в студенческих научных кружках на примере экологического клуба университета.

Ключевые слова: экологическое мышление, экологическое образование, экологическая культура, педагогика высшей школы, студенческие научные кружки

Указом президента Российской Федерации 2017 год назван годом Экологии в России. В этом году особое внимание будет приковано к проблемам охраны окружающей среды и особо охраняемых природных территорий (ООПТ). В Год Экологии намечено большое количество мероприятий на федеральном, региональных и муниципальных уровнях. В них входят мероприятия, которые были запланированы в рамках государственной программы «Охрана окружающей среды» на 2012–2020 гг. Среди них совещания по особо острым вопросам, конференции, круглые столы, конкурсы среди учащихся школ и профильных заведений, фотовыставки, волонтерские организации и др.

Данные мероприятия направлены на выполнение ряда задач, которые предстоит решить в Год Экологии:

1.Совершенствование нормативно-правовых основ, регулирующих сферу охраны окружающей среды, и практическое применение тех поправок, которые уже были утверждены парламентским корпусом;

2.Улучшение экологических показателей;

3.Формирование активной гражданской позиции в сфере экологии у граждан РФ;

4.Развитие системы заповедников России.

Задача, указанная в списке под номером три, как нельзя кстати относится к формированию не только активной гражданской позиции у населения, но и к формированию непосредственно экологического мышления и формирования экологической культуры.

В настоящее время уровень экологической культуры и экологического мышления в обществе низок. Это связано с несформированностью в социуме понятия «человек-общество-природа».

По мнению авторов проекта документа «Национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации» экологическое образование — это целенаправленный непрерывный и комплексный процесс обучения и воспитания граждан с целью формирования у них экологической культуры, взаимодействия в системе «человек — общество — природа».

Однако, наиболее точно, на наш взгляд, определения понятиям экологическая культура, экологическое мышление и экологическое образование дает Н. Н. Марфенин.

Так, по мнению Н. Н. Марфенина, экологическое образование — это непрерывный процесс обучения, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, норм поведения и получения специальных знаний по охране окружающей природной среды и природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности, а экологическая культура — наследуемый опыт жизнедеятельности человека в его взаимодействии с окружающей природной средой, способствующий здоровому образу жизни, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека [1, с. 542].

Экологическая культура, по мнению И. Д. Зверева, может характеризоваться следующими признаками:

‒ обогащением положительного научного и практического опыта взаимодействия человека и социоприродной среды;

‒ формированием ответственного отношения личности и общества к природе, материальным, социальным и духовным ценностям;

‒ осознанием и утверждением приоритета всех форм жизни как условия существования человека;

‒ обеспечением всестороннего развития человека, его склонностей и творческих способностей, благополучия его здоровья в условиях оптимизации системы «природа — человек» [2].

В 2001 году Н. М. Мамедовым была разработана концепция, согласно которой в основе экологической культуры стоит экологическая этика. Также у Н. М. Мамедова прозвучала идея двух подходов к экологическому образованию: воспитательного и образовательного. Воспитательный подход основывался на природоохранном содержании и воспитании эмоционально-нравственного отношения к природе. Образовательный подход должен был формировать интеллектуальные качества личности [3].

Что касается экологического мышления, то оно вытекает из трех понятий — экологического воспитания, экологического образования и экологической культуры. Без этих трех составляющих человек никогда не сможет мыслить экологически, то есть, в защиту интересов окружающей природной среды. Обладая экологическим мышлением, человек будет ставить себя не над природой, но будет осмысливать себя частью природы. Произойдет перестройка менталитета. Человек перестанет быть потребителем, как того требует современная концепция капитализма. Он, наконец-то, станет созерцателем и помощником окружающей природной среды. Научится ценить и уважать природные богатства. Научится щадить, поддерживать и улучшать то, что имеет.

Основная задача современных педагогов состоит в том, чтобы донести до человечества суть экологической культуры, привить и развить в людях экологическое мышление, сделать это через образовательные процессы. При этом сами педагоги должны обладать не только экологической культурой, но и экологическим мышлением, знать многое из процессов защиты окружающей среды для того, чтобы поменять менталитет своих подопечных — дошкольников, младших школьников, студентов вузов или ссузов и, наконец, взрослых людей.

В ФЗ «Об охране окружающей среды» прописано: «В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование и дополнительное профессиональное образование специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма» [4].

Экологические знания студентам вузов доступны из самых разных источников: от преподавателей-предметников, научной и научно-популярной литературы, специализированных групп в социальных сетях, заинтересованных проблемой старших товарищей, СМИ, в том числе глобальной сети Интернет.

Для того, чтобы заинтересовать студентов вузов проблемами окружающей среды и вовлечь их в образовательный процесс, преподавателю-предметнику необходимо самому быть грамотным в этой области и уметь качественно преподнести информацию с использованием всех возможных и доступных методов обучения.

Для формирования экологического мышления и воспитания экологической культуры студентов вузов необходима симбиотическая работа преподавателей всех дисциплин, особенно тех, в которые входит экология как междисциплинарная наука.

Экология, будучи самостоятельной наукой, занимает все сферы человеческой жизни, рассматривает человечество с философской точки зрения, где человек не потребитель, а часть природы.

К сожалению, симбиотическая работа преподавателей смежных дисциплин в области экологического просвещения и формирования экологического мышления у студентов вузов невозможна по ряду причин. Это связано и с большой нагрузкой преподавателей, и с графиком, который у преподавателей может не совпадать, и даже с неосведомленностью самих преподавателей о проблемах окружающей среды. Например, все знают о трудностях решения глобальных проблем — таких, как уменьшение площади озоновой дыры над Антарктидой, загрязнение атмосферного воздуха промышленными предприятиями и автомобильным транспортом, гибель большого количества популяций живых существ, внесение все новых видов исчезающих животных в Красную Книгу и т. д.

Большинство этих проблем кажется простому обывателю далекими от него. Обыватель считает, что есть люди, которые специально учатся на экологов, инженеров, инженеров-экологов, и именно эти специально обученные люди должны спасать мир от глобальных проблем и катастроф. В данном случае неосведомленный педагог является таким вот обывателем. И, как педагог, подает плохой пример молодому поколению. Такой преподаватель не может заинтересовать свих подопечных.

Так как для симбиотической работы преподавателей необходимо, чтобы одновременно сошлось множество факторов, педагоги пошли по более рациональному пути. Под руководством преподавателей вузов создаются студенческие научные кружки (СНК), в которых во внеурочное время студенты могут закрепить полученные на занятиях знания, умения и навыки. СНК возникли из потребности преподавателей и студентов вуза в стремлении донести до общественности, что решение экологических проблем лежит на плечах самих граждан вне зависимости от возраста.

СНК позволяют включить в процесс обучения большое количество студентов и развивать их познавательную, творческую и практическую деятельность.

На факультетах вузов проводятся экологические акции в виде сбора батареек или макулатуры, создания стенгазет на тему проблем окружающей среды и устойчивого развития, но все они, как правило, носят стихийный характер, следуя веяниям моды. И не отвечают главным требованиям к формированию экологического мышления студентов вуза.

По мнению М. Н. Марковой, экологическое мышление должно проявляться в умении на практике реализовывать имеющиеся в области экологии знания и навыки. Экологически культурная личность должна уметь устанавливать и правильно анализировать причинно-следственные связи экологических проблем, а также прогнозировать последствия человеческой деятельности. Экологическое поведение личности в быту, в условиях производственной деятельности и отдыха должно быть экологически оправданным и целесообразным [5].

Также М. Н. Маркова выделяет следующие требования к формированию экологического мышления:

‒ формирование научных представлений о взаимодействии человечества с миром природы, о закономерностях эволюции природы как глобальной системы;

‒ воспитание ценностных ориентаций и нравственно эстетических идеалов экологического характера;

‒ развитие интеллектуальных способностей к экологической оценке конкретной ситуации;

‒ формирование умений и навыков экологической деятельности, понимаемой в категориях целесообразного практического взаимодействия человека с природой [5, с.201].

Для этого преподавателю необходимо на своих занятиях акцентировать внимание студентов вузов на взаимодействие «человек-общество-природа», рассматривать в рамках своего предмета экологические проблемы и пути их решения. Остальные требования студенты вузов смогут реализовать во внеурочное время в СНК и во время самостоятельной работы

На базе одного из московских вузов был введен СНК с рабочим названием «Экоклуб». Экоклуб был создан в рамках проведения эко-образовательных мероприятий, которые позволят повысить уровень экологических знаний, экологической культуры и экологической ответственности среди студентов вузов. Для экоклуба был взят девиз: «Мысли глобально — действуй локально».

Согласно проекту устава Экологического клуба вуза, основными задачами экоклуба являются:

‒ расширение и углубление знаний студентов по биологии, экологии, химии, философии и другим узкоспециализированным наукам;

‒ приобщение учащихся к учебно-исследовательской деятельности, проектной и поисковой деятельности;

‒ развитие гражданской и общественной активности студентов;

‒ пропаганда здорового образа жизни;

‒ приобретение умений и навыков грамотного поведения в природе;

‒ передача опыта старших членов экоклуба вуза младшим;

‒ выявление, развитие творческих способностей, самоопределение студентов;

‒ профессиональная ориентация на профессии экологического профиля.

Для реализации основных задач экоклуб вуза имеет права:

‒ выбирать формы, средства и методы обучения в пределах, определенных Законом РФ «Об образовании»;

‒ реализовывать дополнительные образовательные программы по экологическому образованию студентов.

Также, согласно проекту устава, основными направлениями деятельности экоклуба были выделены:

‒ научно-исследовательская деятельность студентов по изучению экологического состояния окружающей среды Российской Федерации;

‒ просветительская деятельность среди учащихся школ и вузов, и местного населения, а также организация массовых мероприятий;

‒ практическая деятельность по благоустройству (создание социально-значимых проектов, посадка деревьев, закладка клумб, уборка мусора и др.)

В работе экоклуба приняли участие 12 человек — студенты 2 и 3 курса факультета информационных технологий и техносферной безопасности.

В качестве исследовательской деятельности студенты вуза под руководством руководителя экоклуба занимались поиском полнометражных и короткометражных фильмов с экологической тематикой советского периода и современных (в основном — телеканалов ВВС и Discovery). Также в их задачу входили поиски фильмов про генетику, молекулярную биологию, химию и жизнь в мегаполисах.

Кроме поиска фильмов, студенты искали выходные мероприятия на экологическую тему — выставки, мастер-классы, музеи, лекции, которые проводились до декабря 2016 года. Им необходимо было выписать даты и дать на них ссылки на странице в социальной сети, чтобы другие члены экоклуба и заинтересованные лица могли получить информацию и ею воспользоваться.

Некоторые из студентов должны были определить важнейшие даты охраны окружающей среды (под эти даты необходимо было разработать досуговые мероприятия), а также найти и подготовить документы и петиции ООН и Российской Федерации по охране окружающей среды. Сделать их выписки и дать на них ссылки. Также в научно-исследовательскую деятельность можно отнести участие членов экологического клуба в студенческих турнирах, конкурсах и олимпиадах.

Просветительская деятельность экоклуба заключалась в работе с абитуриентами (9–11 класс) и школьниками (5–8 класс) в виде подготовки к дню открытых дверей вуза, участию в фестивалях, выездных лекциях и презентациях, на которых обсуждались острые проблемы экологии в целом, а также конкретного города/района/региона России, откуда родом были сами студенты. К данным мероприятиям участниками экоклуба были подготовлены различные тесты, игры, квесты, презентации, видеоролики. Был даже подготовлен юмористический видеоролик о том, как создавался экологический клуб в вузе. Были сделаны стенгазеты, также акцентирующие внимание общественности на бережное отношение к окружающей среде.

Практическая деятельность экоклуба состояла в сборе макулатуры и батареек, правильной утилизации мусора, уходом за территорией вуза. Студенты вуза под руководством старших товарищей помимо сбора батареек и макулатуры, занималась поиском организаций по утилизации отходов. В планах экологического клуба стоял сбор пластиковых бутылок и других емкостей.

Вместе с руководителем экологического клуба студенты начали активную работу по формированию экологического мышления и культуры у себя, а также среди своих однокурсников и студентов университета в целом.

Основной целью их работы в экоклубе было осознание того, что решение экологических проблем — очень важная часть жизни каждого человека. Причем решение экологических проблем должно начинаться с собственной квартиры или комнаты в общежитии, лестничной клетки и двора. И уже потом — района, округа, города, страны и, наконец, всего мира.

Ситуация по сформированности экологического мышления дала свои плоды. Учитывая тот факт, что ранее в вузе не было подобного опыта по формированию экологического мышления, начало было положено экологическим клубом. В экоклубе появились новые участники, которые хотели получать дополнительные знания в области охраны окружающей среды и распространять эти знания среди своих сокурсников и близких людей.

Многие студенты, особенно те, кто работал в экоклубе, благодарили за возможность лучше изучить проблемы мира, которые их волнуют. Опыт, полученный ими во время работы в экоклубе, оказался полезным и не пропадет даром. Студенты научились искать информацию — это даст им возможности искать информацию по темам своих выпускных квалификационных работ, научились читать нормативные документы, делать презентации — это также им поможет в дальнейшем, они стали использовать достоверную информацию и подвергать сомнениям всё, что кажется им подозрительным. Научились писать статьи. А самое главное, что они теперь стремятся думать и строить свою жизнедеятельность так, чтобы это помогало природе.

Литература:

  1. Марфенин Н. Н. Устойчивое развитие человечества: Учебник. — М.: Изд-во МГУ, 2006–624 с. (Классический университетский учебник)
  2. Зверев И. Д. О приоритетах экологического образования / И. Д. Зверев// Экологическое образование в России: теоретические аспекты: сб. тр. к 25-летию Научного совета по экологическому образованию Президиума РАО / под ред. А. Н. Захлебного и Л. П. Симоновой-Салеевой. — М, 1997. — С. 27–36.
  3. Мамедов Н. М. Основания экологического образования / Н. М. Мамедов // Философия экологического образования / гл. ред. И. К. Лисеев. — М, 2001. — 390 с.
  4. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) Статья 71. Всеобщность и комплексность экологического образования.
  5. М. Н. Маркова Роль экологического воспитания и образования в формировании экологического мышления. Вестник ПАГС [Электронный документ] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-ekologicheskogo-vospitaniya-i-obrazovaniya-v-formirovanii-ekologicheskogo-myshleniya (дата обращения 16.12.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): экологическое мышление, окружающая среда, экологическая культура, экологическое образование, студент вузов, экологический клуб, окружающая природная среда, проблема, Российская Федерация, формирование.


Похожие статьи

Использование методов проблемного обучения при формировании экологического мышления у студентов средних профессиональных учреждений

В статье рассматриваются методы формирования экологического мышления у студентов средних профессиональных образовательных учреждений при изучении «Экологических основ природопользования» путём использования проблемного обучения.

Формирование экологического мышления у студентов средних профессиональных образовательных учреждений

В статье рассматриваются причины низкой эффективности экологического воспитания, а также пути формирования экологического мышления и культуры у студентов среднего профессионального образования.

Проблемы организации исследовательской деятельности учащихся в гуманитарном направлении

В статье рассматриваются проблемы организации исследовательской деятельности учащихся, практическо-воспитательные аспекты в приложении к проблематике школьного образования.

Коммуникативное взаимодействие преподавателей со студентами как фактор успешности обучения

В статье рассмотрена проблема коммуникативного взаимодействия преподавателей со студентами, представлены результаты эмпирического исследования, а также даны рекомендации по оптимизации педагогического общения в процессе учебной деятельности.

К вопросу об адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза

В статье рассмотрены проблемы адаптации студентов 1 курса к условиям педагогического вуза. Предложены формы работы с первокурсниками, способствующие их успешной адаптации.

Правовая культура в студенческой среде

В данной работе рассматриваются вопросы, связанные с сущностью, структурой и ролью правовой культуры в жизни общества, а именно в молодежной среде. Работа содержит анализ опроса в виде анкетирования студентов техникума, целью которого было изучение п...

Социализация личности младшего школьника на уроках литературного чтения в начальной школе

В статье обосновывается возможность решения проблемы социализации личности младшего школьника в образовательной среде на уроках литературного чтения.

Педагогическое проектирование в подготовке будущих техников в области электроснабжения

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме педагогического проектирования. В данной статье рассматривается потенциал использования педагогического проектирования в процессе обучения. Автор приводит результаты исследования для определени...

Особенности развития мотивационной сферы у будущих педагогов в период обучения в вузе

В данной статье представлена попытка изучения и выявления особенностей процесса мотивации студентов в вузах и путей ее формирования, рассмотрены трактовки понятие «мотив» разных ученых, представлены группы мотивов, представлены результаты исследовани...

Анализ зарубежного опыта повышения экологической грамотности в контексте обучения географии

В статье рассмотрены оригинальные способы изучения экологической тематики в школьном курсе географии в некоторых зарубежных странах, проанализировано сравнение с российским экологическим просвещением.

Похожие статьи

Использование методов проблемного обучения при формировании экологического мышления у студентов средних профессиональных учреждений

В статье рассматриваются методы формирования экологического мышления у студентов средних профессиональных образовательных учреждений при изучении «Экологических основ природопользования» путём использования проблемного обучения.

Формирование экологического мышления у студентов средних профессиональных образовательных учреждений

В статье рассматриваются причины низкой эффективности экологического воспитания, а также пути формирования экологического мышления и культуры у студентов среднего профессионального образования.

Проблемы организации исследовательской деятельности учащихся в гуманитарном направлении

В статье рассматриваются проблемы организации исследовательской деятельности учащихся, практическо-воспитательные аспекты в приложении к проблематике школьного образования.

Коммуникативное взаимодействие преподавателей со студентами как фактор успешности обучения

В статье рассмотрена проблема коммуникативного взаимодействия преподавателей со студентами, представлены результаты эмпирического исследования, а также даны рекомендации по оптимизации педагогического общения в процессе учебной деятельности.

К вопросу об адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза

В статье рассмотрены проблемы адаптации студентов 1 курса к условиям педагогического вуза. Предложены формы работы с первокурсниками, способствующие их успешной адаптации.

Правовая культура в студенческой среде

В данной работе рассматриваются вопросы, связанные с сущностью, структурой и ролью правовой культуры в жизни общества, а именно в молодежной среде. Работа содержит анализ опроса в виде анкетирования студентов техникума, целью которого было изучение п...

Социализация личности младшего школьника на уроках литературного чтения в начальной школе

В статье обосновывается возможность решения проблемы социализации личности младшего школьника в образовательной среде на уроках литературного чтения.

Педагогическое проектирование в подготовке будущих техников в области электроснабжения

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме педагогического проектирования. В данной статье рассматривается потенциал использования педагогического проектирования в процессе обучения. Автор приводит результаты исследования для определени...

Особенности развития мотивационной сферы у будущих педагогов в период обучения в вузе

В данной статье представлена попытка изучения и выявления особенностей процесса мотивации студентов в вузах и путей ее формирования, рассмотрены трактовки понятие «мотив» разных ученых, представлены группы мотивов, представлены результаты исследовани...

Анализ зарубежного опыта повышения экологической грамотности в контексте обучения географии

В статье рассмотрены оригинальные способы изучения экологической тематики в школьном курсе географии в некоторых зарубежных странах, проанализировано сравнение с российским экологическим просвещением.

Задать вопрос