В статье анализируется содержание международно-правового положения персонала гражданской обороны в период вооруженных конфликтов. Автор пришел к выводу, что правовое положение персонала гражданской обороны, пользующегося уважением и защитой в соответствии с положениями международного гуманитарного права, обусловлено, в первую очередь, теми гуманитарными задачами, которые такой персонал выполняет. Это означает, что ровно до тех пор, пока персонал гражданской обороны продолжает осуществлять мирную деятельность по оказанию помощи гражданам, пострадавшим от последствий военных действий, тем самым не принимая непосредственного участия в боевых действиях, противоборствующим сторонам запрещается нападать на такой персонал.
Ключевые слова: международное гуманитарное право, вооруженный конфликт, персонал гражданской обороны, гражданские лица, военнослужащие
Обеспечение выживания граждан в условиях военного времени, посредством создания специальных служб для их защиты от опасностей войны, является одной из важнейших задач любого государства в период вооруженного конфликта. Гражданская оборона— это как раз та служба, которая организована гражданскими или военными властями страны для оказания помощи гражданскому населению и обеспечения общественного порядка в случае стихийных бедствий, катастроф или вооруженных конфликтов [4, с. 102]. Персонал гражданской обороны состоит из лиц, занимающихся решением гуманитарных задач по защите гражданского населения от опасностей боевых действий, оказывающих помощь в ликвидации последствий таких действий и обеспечивающих выживание гражданского населения [3].
Правовое положение персонала гражданской обороны обусловлено, в первую очередь, теми гуманитарными задачами, которые они выполняют. Эти задачи состоят втом, чтобы максимально смягчить потери, ущерб и страдания, приходящиеся на долю гражданского населения в результате колоссального развития средств и методов ведения боевых действий. Гражданская оборона является важным элементом защиты гражданского населения от военных операций, предоставляемой международным гуманитарным правом (далее — МГП) [7]. В ст. 61 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов от 8 июня 1977 года (далее — ДП I) прописан исчерпывающий перечень мероприятий, осуществляемых гражданской обороной, среди которых, в частности, фигурируют:
– оповещение;
– эвакуация;
– предоставление убежищ и их устройство;
– спасательные работы;
– борьба с пожарами;
– обнаружение и обозначение опасных районов;
– обеззараживание и другие подобные меры защиты и т. д. [1].
По замыслу сторон, принятие именно исчерпывающего списка видов деятельности организаций и персонала гражданской обороны, предотвращает возможное использование ресурсов гражданской обороны в военных целях, что, в свою очередь, могло бы поставить под угрозу все усилия по улучшению защиты таких организаций [9, p. 720]. В таких условиях, — констатирует С. Л. Чумарев, — «функциональный» подход к определению международно-правового статуса организаций и персонала гражданской обороны вполне оправдан. В сущности, выбранный подход позволяет предоставить защиту любому лицу, выполняющему задачи гражданской обороны вне зависимости от факта его принадлежности какой-либо организации гражданской обороны. В противном случае, принимая во внимание разнообразие и разнородность служб гражданской обороны стран мира, было бы крайне сложно согласовать комплекс норм МГП в данной области [6, с. 134]. В позитивном праве, нормы, касающиеся статуса и специального режима защиты подразделений и персонала гражданской обороны в условиях вооруженного конфликта, впервые встречаются в Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 г. (далее — ЖК — IV), согласно которым организациям гражданской обороны и их персоналу предоставляется — так же, как и обществам Красного Креста и Красного Полумесяца, — право продолжать свою деятельность на оккупированных территориях [2]. Вместе с тем, что этот вопрос затрагивается исключительно в контексте оказания помощи населению оккупированных территорий. ДП I развивает положения, касающиеся статуса, функций и защиты гражданской обороны. Он обеспечивает защиту, которой пользуются эти организации и их персонал при выполнении задач по гражданской обороне, распространяя ее действие на все ситуации международного вооруженного конфликта. Учитывая, что персонал гражданской обороны, чаще всего действует либо на оккупированных территориях и районах, либо там где идут или могут идти бои, в этой связи, в целях создания более благоприятных условий для осуществления своего иммунитета, они должны использовать отличительный знак в виде равностороннего треугольника голубого цвета на оранжевом фоне или любой другой знак по договоренности сторон для опознавания гражданской обороны, предусмотренный п. 4 ст. 66 ДП I [8]. С принятием ДП персонал гражданской обороны может быть как военным, т. е. военнослужащие, находящиеся на военной службе по призыву или по контракту, назначенные в организации гражданской обороны, так игражданским, находящимся на государственной службе. Помимо военного и гражданского персонала гражданской обороны, стороны, находящейся в конфликте, к личному составу таких формирований в своих правах приравниваются:
– персонал и материальная часть гражданских организаций гражданской обороны нейтральных государств или других государств, не являющихся сторонами, находящимися в конфликте, которые выполняют задачи гражданской обороны (п. 1 ст. 64 ДП I);
– гражданские лица, которые, хотя и не являются членами гражданских организаций гражданской обороны, по призыву компетентных властей и под их контролем выполняют задачи гражданской обороны (п. 2 ст. 62 ДП I).
Гражданские организации гражданской обороны и их персонал пользуются уважением изащитой в соответствии с положениями МГП. Это означает, что противоборствующим сторонам запрещается нападать на персонал, здания и оборудование организаций гражданской обороны. Гражданские организации гражданской обороны имеют право выполнять порученные им задачи по гражданской обороне, за исключением случаев настоятельной военной необходимости (ст. 62 ДП I). Гражданский персонал организации гражданской обороны, пользуясь защитой в той же мере, что и все остальные гражданские лица, остается под покровительством МГП ровно до тех пор, пока не принимает непосредственного участия в боевых действиях. В этом контексте необходимо отметить, что ношение легкого личного оружия гражданским персоналом гражданской обороны с целью поддержания порядка или самообороны также не считается действием, наносящим ущерб противнику. Представляется, что по своему правовому положению, лица из числа такого персонала, являются гражданскими лицами, что и предопределяет их права и обязанности. Что же касается личного состава вооруженных сил ивоинских подразделений, назначенных в организации гражданской обороны, то они пользуются уважением и защитой при соблюдении целого ряда условий. Помимо того, что такой личный состав не участвует непосредственно вбоевых действиях, не совершает или не используется для совершения, помимо своих задач по гражданской обороне действий, наносящих ущерб противной стороне, военнослужащие:
– занимаются исключительно выполнением любой из задач гражданской обороны (ст. 61 ДП I), не выполняя тем самым, какие-либо другие воинские обязанности во время конфликта;
– вооружены только легким личным оружием с целью поддержания порядка или для самообороны;
– четко отличается от других лиц, входящих в состав вооруженных сил, носимым на видном месте международным отличительным знаком гражданской обороны большим, насколько это возможно;
– обеспечиваются удостоверением личности, подтверждающим его статус;
– выполняют свои задачи по гражданской обороне только в пределах национальной территории своего государства (ст. 67 ДП I) [1].
Думается, что, по своему правовому положению, военнослужащие, назначенные в организации гражданской обороны, больше тяготеют к некомбатантам, так как они:
– правомерно находятся в системе вооруженных сил воюющей стороны и в результате назначения в организации гражданской обороны не перестают в ней находиться;
– по характеру своей деятельности не принимают непосредственного участия в боевых действиях;
– носят оружие, но имеет право использовать его только в целях поддержания общественного порядка и самообороны;
– в случае попадания во власть противной стороны, являются военнопленными, о чем упомянуто в п. 2 ст. 67 ДП I.
Практика некоторых государств разделяет такой подход. Так, например, в Руководстве для военно-морских сил США утверждается, что «персонал организаций гражданской обороны и лица из состава вооруженных сил, которые приобрели статус сотрудников организаций гражданской обороны» [5], являются некомбатантами, как и медицинский и духовный персонал.
В отличие от ДП I в ДП II нет особого положения о защите персонала гражданской обороны. Однако это вовсе не означает, что на такой персонал не распространяется защита со стороны МГП. И логика, и общий смысл подсказывают, что находящийся в ситуации вооруженного конфликта немеждународного характера, персонал гражданской обороны, не принимающий непосредственного участия в боевых действиях, подпадает под защиту норм МГП. Думается, что здесь вполне допустимо применение отдельных правовых норм (например, ст. 62 ДП I) по аналогии с целью восполнить данный пробел.
Литература:
- Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I). Женева, 8 июня 1977 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.icrc.org/rus/assets/files/2013/ap_i_rus.pdf
- Женевская конвенция года о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 г. [Электронный ресурс]: официальный сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/geneva_civilian_1.shtml
- Наставление по международному гуманитарному праву для вооруженных сил Российской Федерации, утвержденное приказом Министра обороны Российской Федерации № 360 от 8 августа 2001 г. [Электронный ресурс]: справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=309311
- Буше-Сольнье Ф. Практический словарь гуманитарного права / Перевод с французского Е. Кирпичниковой. — Москва: МИК, 2004 г. — 552 с.
- Хенкертс Ж.-М. и Досвальд-Бек Л. Обычное международное гуманитарное право. Нормы. — Москва: МККК, 2006. — 775 с.
- Чумарев С. Л. Покровительствуемые лица по международному гуманитарному праву: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.10: защищена 19.12.2002 / Чумарев Сергей Леонидович. Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации. — Москва, 2002 г. — 168 c.
- Гражданская оборона. Обзор от 29.10.2010 // Сайт Международного Комитета Красного Креста. [Официальный сайт]. URL: https://www.icrc.org/rus/war-and-law/conduct-hostilities/civil-defence/overview-civil-defence.htm
- Гражданская оборона в международном гуманитарном праве. Краткая информация // Сайт Международного Комитета Красного Креста. [Официальный сайт]. URL: https://www.icrc.org/rus/resources/documents/legal-fact-sheet/civil-defense-factsheet-271004.htm
- Yves Sandoz, Christophe Swinarski, Bruno Zimmermann. Commentary on the Additional Protocols of 8 June 1977 to the Geneva Conventions of 12 August 1949. Geneva: International Committee of the Red Cross/Martinus Nijhoff Publishers, 1987. — 1625 p.