В статье поднимается проблема влияния эмпатии личности на формирование склонности к затрудненному общению. Приводятся результаты эмпирического исследования роли эмпатии в формирование склонности к затрудненному общению педагогов средних образовательных школ. Склонность к затрудненному общению педагогов рассматривается через изучение стиля общения, фрустрационной толерантности, особенностей конфликтного взаимодействия.
Ключевые слова: затрудненное общение, личность, эмпатия, стиль общения, конфликтное взаимодействие, педагоги
Проблема возникновения затруднений в общении активно разрабатывается учеными на протяжении последних лет.
Возникновение трудностей в общение обусловлено психологическими механизмами развития личности в социальной среде, социально-психологической природой общения, механизмами отражения и взаимодействия. Именно они провоцируют сбои в социально-перцептивной, интеракционной, коммуникативной системах общения, приводящие к трениям и возникновению психического напряжения различной интенсивности между людьми.
Затруднения в общении могут проявляться как в процессе общения, так и стать результатом общения. Восприятие затруднений в общении всегда носит как субъективный, так и объективный характер. В любом случае, их восприятие приводит к формированию когнитивно-аффективного напряжения, чувству дискомфорта и фрустрации в результате невозможности достижения цели и удовлетворения социальных потребностей.
Значительное влияние на формирование затруднений в общении оказывают личностные образования. В качестве личностных особенностей, непосредственно влияющих на процесс и результаты общения, обычно называются те, в которых отражаются ценности общения, степень свободы общающихся, уровень их доминирования, модальность отношений.
Результат общения воздействует на личность партнеров, формирует ее социально-перцептивную сферу, систему отношений, способы обращения, навыки и умения коммуникативного поведения. В зависимости от интегральных личностных образований, оказывающих воздействие на общение, изменяются характеристики общения, совокупность которых придает ему качество затрудненного или незатрудненного.
Для субъекта затрудненного общения характерно нарушение процесса межличностного познания: неспособность к пониманию индивидуальности, переживаний, внутреннего мира другого человека, неспособность к рефлексии и эмпатии, низкий уровень развития способности к идентификации, к психологической проницательности, которая позволяет мгновенно осознать проблему, возникшую в процессе межличностного общения, и быстро найти решение, опираясь на собственное чувственное восприятие [3].
Исследования Т. П. Гавриловой, Орлова А. Б., Хазановой М. А. показывают роль эмпатии в формирование склонности личности к затрудненному общению.
Эмпатия — это непосредственный эмоциональный отклик индивида на переживание или экспрессивные знаки другого человека. Эмпатия включает в себя эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Когнитивный компонент эмпатии способствует адекватному пониманию психоэмоционального состояния человека. Доминирование эмоционального компонента говорит об эмоциональном отклике одной личности на переживание другой. Поведенческий компонент эмпатии выражает способность личности оказывать активную поддержку другому человеку [1].
По мнению В. Н. Мясищева, эмпатия выступает как катализатор конструктивных форм общения и взаимодействия, а также способствует торможению деструктивных и приносящих вред способов общения [4].
Высокий уровень эмпатии будет способствовать лучшему пониманию партнера по общению, сдерживанию в общении таких негативных проявлений как агрессия, враждебность, а также конструктивному разрешению конфликтных ситуаций.
Эмпатия в профессиональной деятельности становится фактором избегания личностью ситуаций затрудненного общения и достижения профессионального успеха [2].
Целью исследования стало изучения роли эмпатии в формирование склонности к затрудненному общению педагогов средних образовательных школ г. Шахты. В исследование приняли участие 40 педагогов, стаж профессиональной деятельности которых составил от 3 до 10 лет.
С целью изучения уровня эмпатии педагогов использовалась методика «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбиана и Н. Эпштейна. Для изучения склонности к затрудненному общению педагогов использовалась система психодиагностических методик: методика «Направленность личности в общении», фрустрационный тест С. Розенцвейга, методика изучения стратегий поведения в конфликте К. Томаса.
В результате изучения выраженности уровня эмпатии у педагогов было выделено 2 группы испытуемых: педагоги с высоким уровнем эмпатии — 26 человек (65 %) и педагоги с низким уровнем эмпатии — 14 человек (35 %).
Стиль общения педагогов с высоким и низким уровнем эмпатии различается. У педагогов с высоким уровнем эмпатиибыла выявлена ориентация на равноправное общение, основанная на взаимном уважении и доверии, ориентация на взаимопонимание, открытость и коммуникативное сотрудничество, стремление к взаимному самовыражению. Преобладает диалогический стиль общения. Тип общения Инвариантный, что говорит об устойчивости и последовательности личностных ценностных ориентаций и смысловых установок в общении педагогов с высоким уровнем эмпатии. Преобладающие приемы и способы коммуникативного поведения: ободрение, положительные оценки, просьба, принятие мнения, индивидуальные обращения.
Для педагогов со сниженным уровнем эмпатии характерно преобладаниевариативного типа общения, что говорит о неустойчивости и непоследовательности личностных ценностных ориентаций и смысловых установок в общении педагогов. В профессиональном общении педагоги с низким уровнем эмпатии в основном используют авторитарный стиль общения, а в неформальном общении доминируют манипулятивный и диалогический стили общения. Таким образом, педагоги с низким уровнем эмпатии ориентированы на доминирование в общении, на стремление подавить личность собеседника, подчинить его себе, присутствует коммуникативная агрессия, ригидность. В неформальном общении педагоги ориентированы на использование собеседника общения в своих целях, для получения разного рода выгоды. Преобладающие приемы и способы коммуникативного поведения: косвенные и отрицательные оценки, эмоционально-экспрессивные высказывания, замечания, индивидуальные обращения.
Для педагогов с высоким уровнем эмпатии характерен низкий уровень конфликтного взаимодействия, высокая фрустрационная толерантность, чувствительность к прямому обвинению умеренная, агрессивные тенденции не выражены. А для педагогов с низким уровнем эмпатии характерен высокий уровень конфликтного взаимодействия, низкая фрустрационная толерантность, чувствительность к прямому обвинению высокая, агрессивные тенденции умеренно выражены.
Для педагогов с высоким уровнем эмпатии характерно преобладание импунитивных реакций, направленных на разрешение ситуации. Для педагогов с низким уровнем эмпатии характерно преобладание экстрапунитивных реакций с выраженностью потребности фиксации ответственности за происходящее на другом.
Педагоги с высоким уровнем эмпатии, для которых характерен низкий уровень конфликтного взаимодействия, используют такие стратегии поведения в конфликте как сотрудничество, соглашение и приспособление. Педагоги с низким уровнем эмпатии, для которых характерен высокий уровень конфликтного взаимодействия, в основном используют стратегии поведения в конфликте — соперничество и избегание. Результаты исследования наглядно представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Усредненный профиль стратегий поведения в конфликте педагогов с высоким и низким уровнем эмпатии
Итак, педагоги, имеющие высокий уровень развития эмпатии чаще будут прибегать к альтруистической стратегии взаимодействия, а педагоги с низким уровнем развития эмпатии предпочитают эгоистические стратегии взаимодействия с другими.
Таким образом, не вызывает сомнения влияние эмпатии на формирование склонности к затрудненному общению педагогов в их профессиональной деятельности. Педагоги со сниженным уровнем эмпатии проявляют высокий уровень конфликтного взаимодействия, низкую фрустрационную толерантность, чувствительность к прямому обвинению. Используют такие стратегии поведения в конфликте как соперничество и избегание.
Неустойчивость и непоследовательность личностных ценностных ориентаций и смысловых установок в общении, ориентированность на доминирование в общении и стремление подавить личность собеседника, подчинить его себе, коммуникативная агрессия и ригидность способствуют возникновению затруднений в общении в профессиональной деятельности педагогов.
Литература:
- Гаврилова Т. П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга / Т. П. Гаврилова. — Краснодар, 1975. — 361 с.
- Кузнецова Л. Э., Морозова Е. Д. Теоретический анализ проблемы формирования личности работника сферы обслуживания как субъекта затрудненного общения / Л. Э. Кузнецова, Е. Д. Морозова // Молодой ученый. — № 21 (125) — Чита: «Издательство молодой ученый», 2016. — С. 827–829.
- Лабунская В. А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, Е. Д. Бреус. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 288 с.
- Мясищев В. Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева. — М.: Наука, 1995. — С. 12-17.